Морозным зимним днем
Роман напряженно держится за "баранку" чудо-машины "Нива". Она почти совсем новая, нигде ничего не гудит и не воет, только еле слышно посвистывает под капотом. В предрассветных сумерках еще неважно видно, а свет фар, отражаясь от снега, помогает мало. Все белым-бело, колея еле заметна, а иногда в объезд какой-нибудь ямки разделяется на две ветки, поэтому, на правах штурмана, я периодически корректирую направление движения. Не знаю, помогаю или "подгавкиваю" под руку, но еду не мешком, а активно участвую в процессе.
И вот после всех буераков и косогоров мы на берегу огромного пруда. Человек двадцать уже вовсю рыбачат. Основная масса расположилась в закоряженной части водоема, куда примерно с километр от места нашей высадки, остальные сгруппировались у противоположного берега. Конечно, немного интересно, что они там ловят, но свобода безлюдья дороже, будем искать свою рыбу.
Уклон дна очень мал и почти равномерен, поэтому сразу отхожу от берега метров на пятьдесят и пробуриваю серию лунок. Начинаю проверять их по очереди кругленьким "чертиком" с желтой коронкой и для услады рыболова нарисованным "козявочным" брюшком. Роман располагается невдалеке и размеренно орудует балансиром. Через несколько минут почти одновременно вытаскиваем по окуню - и тишина.
Пересверливаемся. Каждая вторая-третья лунка обнадеживает поклевкой. Четкой, уверенной, с результатом в виде "ладошечного" окунька, и на этом "раздача" заканчивается. Балансир Романа, привязанный к 0,12-ой леске, некстати приглянулся "зубастой", и она забирает его на память.
Пасмурно. Холодит голые пальцы знобкий ветерок, сбивает с работы даже довольно жесткий кивок. Для утяжеления и дополнительной привлекательности привязываю в двадцати сантиметрах выше чертика черно-белую с оранжевым глазком "козу". Вяжу ее по-простецки: леску складываю вдвое, продеваю в ушко и накидываю петлю. А чтобы приманочка не скользила, еще и узелок вдогонку.
Ничего не помогает. Ну, ясное дело, это у коряжек все наглядно, только обсверливай их со всех сторон, а тут голый лед и никаких видимых ориентиров. И дно не пойми какое: то бугры, то ямки в непредсказуемой последовательности. Терпеливо ищу, и метрах в двадцати от берега наконец начинается рыбалка. Знать бы, отсюда и начали, но водоем-то знакомый, всегда, считай, на самой середине ловили...
Работает, опять же, не каждая лунка, но "пролетных" мало. В большинстве же пяток-десяток разновеликих "полосатиков", от ладони и на три пальца в обе стороны, стало стабильно попадаться. Причем подряд, один за другим, без перерыва. После чего ни усердное долавливание, ни возвращение через продолжительное время на старые места уже не приветствовалось поклевкой. А брал окунь жадно, дерзко. Через раз то на нижнего "чертика", то на "козу". И выглядело это безумие следующим образом.
Свежая лунка. Глубина чуть больше двух метров. Пробив шугу, приманки опускаются на дно. Начинаю проводку, и уже через пять-десять сантиметров кивок резко бьет вниз. Вываживаю окуня, освобождаю его от крючков и опять бросаю приманки в воду. Но до дна они дойти уже не успевают. Следующий окунек хватает чертика на падении у самой поверхности. За ним еще двое-трое. Потом все происходит с самого сначала. Дно. Классическая проводка. Но вторая серия случается не всегда.
Попробовал сразу начинать играть в верхних слоях воды. Предположение, что окунь стоит у кромки льда, не оправдалось. Значит, стайка просто поднимается вверх, сопровождая попавшегося на крючок собрата, а потом разбегается в разные стороны.
Заметив, что большая приманка не приносит большой рыбы, да еще при этом и откровенную мелочь не отсекает, Роман перешел на мормышку. Сначала "для вкуса" украсил крючок опарышем, а когда он истрепался до пленки, ловил уже без ничего. И, надо ж такому случиться, невзрачным свинцовым зернышком соблазнилась еще одна щука! На леске в 0,1 мм приятель дотащил ее до самого створа лунки и даже успел поглядеть в холодно-бесстыжие глаза... А потом почему-то долго ругался и обзывал все щучье племя нехорошими словами.
Я ждал горбача. Ну хоть одного. Чтобы звенела между пальцами натянутая леска, чтоб ни вдохнуть, ни выдохнуть. Два раза так и вываживал, думал: вот он! Но сперва приключился "дуплет", а потом "чертика" прикусила краешком пасти щучка.
С закоряженной стороны пруда подтянулись двое "балансирщиков", посетовали, что там только "с мизинчик". Попробовали рядом, отметили увеличение размера, но "на хвост" не сели. Отошли в сторону и довольно быстро нашли свою рыбу. Почему б так всем не делать и из-за лишнего окунька не сверлить под самый ящик?
Клев клевом, а обед должен быть по расписанию. Если летом вполне можно обойтись целый день даже без легкого перекуса, то на морозе дополнительные калории совсем не помешают. Бросив весь рыбацкий скарб на льду, идем к машине и раскладываем на капоте нехитрую снедь. Мужчины мы с Ромой большие, с круглыми лицами и довольно выпуклыми животами. Нас, увы, конфеткой не прельстишь, а вот домашнее сало с головкой репчатого лука - самое то. А горячий кофе со сгущенным молоком и процесс усваивания пищи ускорит, и согреет, и бодрости добавит. Ну, впрочем, каждому свое.
Чтобы не засиживаться до сумерек, сразу договариваемся рыбачить еще два часа и, не взирая ни на какие обстоятельства, сразу сматывать удочки. Роман остается расширять нащупанный участок, а я, взвалив на плечо изрядно потяжелевший ящик, ухожу метров на триста в сторону - искать ее, большую рыбу. Дырявлю лед не где попало, а согласно приметкам на берегу, точь-в-точь там, где осенью наперебой глотали воблеры крупненькие окуни. Может, они и сейчас тут?
Первая лунка выдает подряд с десяток годящейся лишь на живца мелочевки. Вот тебе и горбачи! Бросаю лунку в раздражении, а во второй и вовсе пусто, и в третьей не густо... За час превращаю в решето целое хоккейное поле, но в ящик класть нечего, вроде и рыбы совсем нет. Вдобавок на вмерзшем сучке вмиг подсаживаю ножи, и бур уже не плавит лед, а тяжело елозит, вызывая одышку. Все, набегался, хватит!
Возвращаюсь к компаньону. У него дела идут неплохо. Только знай себе таскает окуньков - то поменьше, то побольше. Ну, пусть себе тешится, догоняет, а то вначале сильно поотстал. Я лениво проверяю старые лунки, почти совсем вхолостую. Ну не сидеть же просто так, озирая окрестности. И приятеля тормошить не хочется.
А в обговоренное время мы одновременно собираем снасти. Зачем глупо рисковать и мучить глаза водителя в заснеженных полях? Лишним доказательством нашей правоты является капитально "втюхавшийся" внедорожник, встретившийся на половине пути. Только при помощи прихваченных запасливым Романом лопат и дополнительных "лошадиных" сил троих дюжих мужиков удалось вызволить из цепкого плена неслабую машину.
И после удачной рыбалки, замечательно прожитого дня еще и простую человеческую благодарность получили:
- Спасибо, ребята!
- Да не за что!
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора