Мороз купанью не помеха
Владимир Быков, г. Городец Нижегородской обл.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №3(89), 2006 г.
Февраль прошлого года выдался весьма морозным. Волга на многие километры ниже Горьковской ГЭС оказалась закованной в ледяной панцырь. Казалось бы, радоваться рыболовам да рыбку искать. Ну что ж, нашли! Например, напротив пристани г. Городца, где глубины значительны, тем более на фоне общего обмеления Волги на участке Балахна-Городец. Здесь в феврале стал поклевывать судачок и берш. Ловили его в основном "на стоячку", используя в качестве наживки тюльку.
Мой сосед Николай, сообщив мне об этом, обмолвился, правда, что лед в этом месте коварен и кто-то уже купался. "Волков бояться - в лес не ходить", - и в ближайшие выходные мы с ним уже на берегу Волги в районе пристани.
В предрассветных сумерках виднеется натоптанная тропинка, что вела прямо к месту. Ступаем на нее и смело движемся к противоположному, правому берегу. Впрочем, "к другому берегу" сказано слишком сильно. Место ловли в 100-150 метрах от причала. Николай не сразу, но все-таки находит "свое" место на котором накануне обрыбился. Я забурился невдалеке. Удочки торчком воткнуты в снег чуть в наклонку к лункам. Толщина льда двадцать-двадцать пять сантиметров. "Чего тут опасаться" - промелькнула успокоительно баюкающая мысль.
Рассвело окончательно. Рыбаков заметно прибавилось. Сосед на тюльку вытаскивает некрупного налима. Затем у него же сход чего-то солидного. Рядом со мной усаживаются несколько ребятишек, ловят на балансир. Минут через пять один из них вытаскивает судака на глазок под килограмм. У меня - ничего.
Люди ходят-бродят по площадке метров тридцать в диаметре взад-вперед, взад-вперед. Один рыбак попробовав в новом месте возвращается назад, к старым лункам (внимание: назад, к старым лункам!). Мгновение - и он уже плавает в ледяной купели, шапка плавает отдельно! Происшедшее столь неожиданно и скоротечно, что никто внешне даже не прореагировал. Все как занимались своим делом, так и занимались.
К чести и к счастью провалившегося рыболова действовал он по самоспасению очень грамотно и быстро, через несколько секунд выбрался на лед, откатился на безопасное расстояние и пошел к берегу выжиматься.
Честно говоря, меня это событие потрясло. Выходило, что на небольшой, в общем, площади льда существовали локальные микроучастки, где лед был предельно тонок и где легко можно было оказаться в полынье, хотя в целом лед достаточно толст и крепок. Ну никакого островка стабильности! На ум, не к месту, пришла шутливая аналогия возможной жизненной ситуации, когда вы, например, имея свободный выходной день, уверены, что проведете его, как пожелаете. Дудки! "Аннушка уже разлила масло", и соседский кот, тайно пробравшись на ваш балкон (у меня один раз такое было), пожирает последнего вашего живца из припасенных для рыбалки. После чего он благополучно издыхает, так как рыба из экологически неблагополучного водоема.
В результате вы лишились наживки, и рыбалка вам не светит - это, во-первых, а, во-вторых, соседка узнает о трагической судьбе своего кота и устраивает грандиозный скандал. Настроение испорчено. Впрочем, тому рыбаку, плавающему рядом со своей шапкой, было, наверное, не до шуток.
Так вот, причиной такого "странного поведения льда" на небольшом по площади участке была яма на мелководье, которая способствовала возникновению мелких, беспорядочных, так называемых турболентных течений, которые подмывали лед с разной скоростью на разных его участках.
Это река, скажете вы. Здесь все понятно: перекаты, плесы, ямы, везде разное течение, и лед подмывается с разной степенью интенсивности, но уж вот в водоемах со стоячей водой опасений никаких быть не может - лед везде одинаковой толщины. А как же родники на дне озер? Мне знаком один водоем, где первая полынья по весне ежегодно появляется на одном и том же месте.
Другой пример: Горьковское водохранилище в приплотинной его части, имея ввиду не "вплотную к плотине", а хотя бы напротив деревни Ноговицино. Здесь, ну и в других местах, я неоднократно сталкивался с непонятным, для меня, по крайней мере, явлением по последнему льду. При достаточной его толщине на нем появляются сквозные отверстия, иногда весьма значительного размера. Можно было бы предположить, что это старые лунки, однако они имеют совершенно неправильную форму и никак не напоминают "след" от ледобура. Воистину: "Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам".
Впрочем, опытные рыболовы обычно знают, где находятся опасные участки льда, и принимают соответствующие меры предосторожности, тем не менее, река ежегодно уносит человеческие жизни, и было бы разумней не проводить опасных экспериментов по изучению особенностей ледовой обстановки, чтобы полученные знания, не дай бог, не оказались последними в вашей жизни.
Владимир Быков, г. Городец Нижегородской обл.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №3(89), 2006 г.