Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Мормышка - враг сороги?

Мормышка - враг сороги?

Андрей Мордяхин, г. Н. Новгород

Рыбалка круглый год № 8(94), 2006 г.

В жизни так часто бывает, что ты порой даже и не замечаешь, как вполне обычная, неброская на первый взгляд, снасть становится с течением времени самой уловистой и самой надежной, которая вот уже на протяжении длительного времени выручает тебя в самых бесклевых ситуациях. Причем, как правило, приобретаются эти самые снасти при весьма интересных и надолго запоминающихся обстоятельствах...


На-заветную-мормышку


Это было в первых числах мая. Так получилось, что перед самым отъездом выяснилось, что с машиной ничего не получается и рыбалка откладывается до следующего раза. Конечно, выезд можно отложить и подождать, но рыба-то ждать не будет!

Мы с товарищем самые отчаянные из нашей компании, поэтому решаем отправиться на рыбалку дикарями, своим ходом. На автостанции к нам присоединяется еще один "дикарь", и мы втроем планируем, куда бы нам отправиться. По словам Виктора, именно так звали нового нашего знакомого, он вот уже который год отлично ловит весеннюю сорогу на речке Троца, которая находится на Горьковском водохранилище по левую сторону от плотины. Решив довериться ему, отправляемся на Троцу.

Так как у Виктора в городе было очень много дел, в его распоряжении был оставшийся вечер и последующий день, в то время как мы планировали здесь проробинзонить целых три дня и три ночи! Имея в своем запасе предостаточное количество времени, чтобы не обременять товарища обустройством лагеря, мы освобождаем Виктора от лагерных дел и предоставляем ему полную свободу действий.

Ближе к вечеру, когда с обустройством лагеря было покончено и чайник на костре стал закипать,  Виктор причалил свой "Нырок" к нашему месту расположения и продемонстрировал наполовину наполненный садок мерной сороги. Поздравив товарища с успешной рыбалкой и не забыв, конечно, расспросить "где, как и на что", садимся ужинать.

Что-что, а с погодой нам повезло: на протяжении всех трех дней, что мы были в этой поистине лесной сказке, солнце так пекло и одаривало нас своим весенним теплом, что мы даже время от времени умудрялись загорать!


Ловись-рыбка


На следующее утро, встав еще затемно и как следует перекусив, вместе с Виктором отправляемся на его вчерашнее уловистое место. Заякорившись в нескольких метрах друг от друга, наживляем снасти и, поплевав на крючок для верности, закидываем удочки. Клевать стало сразу же - скорее всего, сорога, зашедшая в залив, еще не успела уйти обратно в море, поэтому поклевки следовали одна за одной.

У Виктора рыба клевала так резво и бойко, что улов рос прямо на глазах, в то время как у нас были лишь редкие поклевки, которые не всякий раз заканчивались успешной подсечкой. На его приглашения встать рядом с ним и кидать в одну точку, мы с товарищем отказались, потому как наше действие по перемене мест могло спугнуть подошедшею стаю. В то же время сидеть в лодке и смотреть, как на твоих глазах таскают мерную сорогу, - занятие малоприятное. Поэтому, дабы не травить себе душу и не портить рыбалку товарищу, решаем сами поискать рыбу. Ближе к обеду нам это в какой-то мере удалось, и сорога мало-помалу все же стала радовать нас своими согревающими душу поклевками.

К вечеру мы вновь втроем собрались на берегу. В этот раз, Виктор продемонстрировал уже полный садок отборной сороги, в то время как весь наш улов недотягивал даже и до половины его. Определенно в этом что-то есть, ведь не спроста такая разница в улове! Заинтересовавшись, я обратился к Виктору, чтобы он внес ясность в наши ряды по поводу всего произошедшего. Полученный ответ просто поразил меня своей простотой, но в свое время очень даже хитрой оригинальностью.

Оказывается, в то время как мы с товарищем ловили на обыкновенный крючок, Виктор на конце своей снасти вязал мормышку достаточно большого размера с большим острозаточенным крючком. Я  слышал, что по последнему льду морская сорога просто с ума сходит по мормышке под названием "муравей", которая своим телом напоминает всем известное насекомое, но вот чтобы ловить на мормышку по открытой воде! Есть, конечно, рыболовы, которые круглый год, зимой и летом, ловят только исключительно на мормышку, но вот чтобы ловить на эту снасть сорогу весной - мне это как-то в голову не приходило.

А знаете ли вы, почему всем другим мормышкам сорога в этот момент предпочитает "муравья"? Все дело в том, что во время половодья, когда вода выходит из берегов и затапливает прилегающие к ней участки суши, под водой оказываются муравейники, которых здесь по берегам ну просто огромное количество. А для рыбы муравей - самое что ни на есть излюбленное лакомство. Вот поэтому и предпочитает весенняя сорога это насекомое все другим приманкам.

Рассматривая мормышку товарища, я все никак не понимал, почему она своей формой не то что не напоминает муравья, она просто полная ему противоположность. Скорее всего, её можно было назвать "лодочка", ну уж точно не муравей. При чем довольно крупная: длина примерно 10 мм, ширина 6 мм. И со смещенным от центра отверстием.

Еще, что мне бросилось в глаза, - это то, что мормышка Виктора так сильно была начищена, что в буквальном смысле слова блестела на солнце, как серебро. А почему - как? Это и была самая что ни на есть серебряная мормышка, сделанная, правда, из технического серебра.

За ответами на возникшие вопросы я вновь обратился к товарищу. И в этот раз все оказалось до гениальности проще простого. Достаточно большой размер мормышки мотивировался тем, чтобы при активной ловле отсечь вероятные поклевки мелкой сорожки и дать себя проявить более крупным представителям данного вида. Что касается формы, то тут вся "фишка" заключалась в том, что в это время года у рыб начинается сезон размножения и они очень четко контролируют свою территорию, выгоняя с нее любого, кто посмеет посягнуть на их территориальные границы.

Так вот, в нашем случае в этой роли посягателя как раз и выступала наша мормышка, которую так активно пытались выгнать, что даже один раз чуть-чуть не оборвали снасть. Ну а ярко начищенный цвет тела мормышки позволяет рыбе скорее заметить ее и предпринять какие-либо действия направленного характера. И это, скажу я вам, не наши домыслы - по поводу того, что во время нереста самец охраняет свою территорию. Иначе как можно объяснить тот факт, что когда я стал ловить на подаренную мне Виктором мормышку, в моем улове в большей степени преобладали особи мужского пола, нежели женского!


Клюет


С тех пор, как мне была подарена эта снасть, прошло уже больше двух лет, а она и по сей день находится в моем арсенале снастей и ждет своего звездного часа, чтобы вот уже в который раз продемонстрировать свои рабочие качества.

Андрей Мордяхин, г. Н. Новгород

Рыбалка круглый год № 8(94), 2006 г.