Главная > Статьи > Мои сазаны

Павел ПолиЩук, г. Нижнекамск

Мой стаж и опыт ловли сазана насчитывает 2-3 месяца, и, если кому-то мои подробности покажутся смешными или вовсе не нужными, прошу прощения.

Мои сазаны

Первого сазана, пойманного моим соседом Сэмом, я увидел в начале лета. Ловили с берега на небольшой речке Зай. Я уже писал об этом. Больше всего впечатлила неожиданность. Сидели несколько часов и, в моем представлении, коротали время. А потом вдруг жахнуло…

С третьей попытки жахнуло и у меня, а на пятый выезд три красавчика сазана нашли мои приманки. И тоже без прелюдий. Я уже собирался поменять место, отошел метров на 10 от удочек, когда жена с воплем схватила одну из них и придавила своим телом. Это притом, что по указанию Сэма удочки все закреплены на берегу…

Ну и после той рыбалки я поплыл. Казалось, что до ледостава я буду ловить сазанов, сазанищ и доберусь до сазанозавров. А когда спадут все запреты, сяду в лодку прямо над их головами и начну “драть”…

Но мои фантазии длились не долго. Очередной выезд и красота сазаньих свадеб. Вода бурлила, и страшно было подойти к обрыву. А вот клевать никто не хотел, и это было вполне логично. После этого Сэм сказал, что пару недель клевать не будет. Но не сказал главное. Что после гульбища искать сазанов надо не только в другом месте, но и в другой речке. С его слов, сазан уходит на ямы не меньше 78 метров, а на Зае таких и нет.

Другой речкой с ямами была Кама. Но и там не все так просто. Высокая вода стояла долго, и надо было первым делом дождаться падение уровня воды. Я занялся другими рыбалками и о сазанах стал забывать. Плотва, красноперка, чехонь, щуки. Все это было ближе и понятнее.

А Сэм все это пропускал. У Сэма свои привычки. Ему обязательно уехать ночью, занять какое-то единственное место и независимо от клева сидеть там до вечера. При этом за две поездки он не видел ни одной поклевки. Но даже не сильно разочаровался. Обычный график.

Но позже он снова уехал в ночь и поймал первого сазана. А потом еще двух. Стало понятно, что пора собираться и мне. Я уже морально созрел, когда он приехал с очередной рыбалки. Сазан, жерех килограмма под три, пять штук язей, каждый из которых перешагнул за килограмм, и еще мелочь в виде подлещиков и чехони. Через день я был во всеоружии. Что-то я знал, о чем-то догадывался, плюс наставления Сэма. Но жизнь свои коррективы внесла.

Полпервого ночи после полуторачасового сна я встал, и мы двинулись в путь. Ехать около 50 километров. Дорогу я не знаю, приходится следить за его стопарями. Добрались. На берегу уже кто-то возится с лодками, еще подъезжают машины. Как-то неожиданно для меня оказалось, что на улице кромешная тьма. А собрать лодку и весь скарб и на свету не просто. Еще обнаружилось, что тараканы исчезли вслед за динозаврами, а вот комары остались. И зная, где кучкуются рыболовы, все комарье собирается туда. Ну и никто не отменял новую фишку. Машины у воды оставлять нельзя. Какие-то фотографы исфотографируют ее и потом полпенсии заберут. Все делается галопом. Со слов Сэма, сазаньих мест 6-7, а народу копошится в два раза больше. Надо всех опередить. В итоге мы никого не опередили, но мест хватило.

Отвлекусь от процесса занятия мест. Надо ведь еще рассказать о снастях и прочих прикормках. Накануне варили прикорм. Для меня первый раз. Налили половину 10-литровой кастрюли воды, поставили на огонь. Сэм на глаз насыпал туда килограмм гороху и килограмм перловки. Сказал, что, как закипит, отмерить 40 минут. И все время мешать, чтобы не подгорело. И ушел. Я все сделал исправно и, как только озадачился выкипанием воды, тут он и пришел. Потрогал горох и перловку и отметил, что все нормально. Засыпал туда же килограмма два пшена, и поварили еще совсем чуть-чуть. Пшено даже и не разварилось. Выключили печку и оставили варево открытым остывать. Горох на насадку надо было брать прямо из прикорма. Забыл добавить, что пару долек чеснока мы в прикорм накрошили. Снасти мало изменились после береговой ловли. Сэм ловит на пять удочек, я взял три. Палка покрепче, катушка побольше, плетенка, кормушка-пружина, крючок на сазана.

Я привык к спиннингу. В лодке оснащенная палка, сумка под рыбу. Несколько приманок в кармане, бутылка воды, подсак, далеко не всегда якорь. Ну, для комфорта еще надувное кресло. На сазана все как-то сложно. В ту же лодку надо уместить якорь с 80 метрами веревки, несколько удочек, ведро прикормки, коробки с насадками (кукуруза, перловка, горох, пареная пшеница), какой-то обед, потому как едем чуть не на сутки. Канистру с бензином.

Мои сазаны

Но вернемся на берег. В темноте уложить в лодку пол – дело хлопотное. Это притом, что он по сантиметру обрезан по периметру. Уложить не обрезанный я и дома на ровном полу не смог. В темноте с комарами это делать еще увлекательнее. И еще надо бы не забыть ничего из приготовленного. И, повторюсь, рядом пыхтят конкуренты. Но оказалось, что еще и якорную веревку надо уложить так, чтобы она сама разматывалась. В общем, на первый раз я был озадачен и озабочен так, что никаких мыслей о сазанах долго не возникало.

Оттолкнули лодки и в темноте двинулись в путь. Моторы несильные, и пара лодок нас обогнала. Но подплыли к берегу, и оказалось, что вполне можно втиснуться между рыболовами без риска нарваться на мат. Механизм такой: привязываешься на берегу к коряге, отгребаешь на длину веревки поперек, кидаешь якорь, возвращаешься к коряге, берешь веревку и по ней встаешь на уровень и там закрепляешься так, чтобы лодка стояла поперек течения. Хорошо, что так я уже делал при ловле леща, и хоть это было знакомо.

Встал. Снова переложил все в лодке, чтобы было более-менее приемлемо в плане удобства. На улице начало субботы. Поэтому вокруг полчища рыболовов. Течения тоже нет именно поэтому. Я помню, что ловить леща без течения – дело бесполезное, и в принципе к такой ситуации готов. Я ехал, чтобы понять какие-то детали и определиться с местом и ситуацией. В зоне около десятка лодок. От берега все удалены по-разному, и никто не сидит в чужой струе прикорма, хотя все условно. Тишина, рассвет, комары остались на берегу.

Подсак на полутораметровой веревке привязан. Так учил Сэм. Хотя я со спиннингом штуки три подсака утопил и сам понимал, что это надо. Сижу в кресле, которое в носу лодки. Удочки уложены так, что тюльпаны на корме. Не очень удобно. Надо как-то усовершенствовать ситуацию. Пока хаос в лодке. А у Сэма пять удочек, и все привязаны в лодке. В прошлом у него несколько удочек рыба утащила. Рыбалка такая, что невозможно не задремать. Половина рыболовов реально спит. Сидя или лежа на борту.

Вышли на воду в 2 часа ночи, а первая поклевка и первый сазан в 5:30. Все тихо, и я даже не уловил момент, как Сэм выводил рыбу. Видел только финал. Начало положено! И наша команда лидирует. Но ужасно скучно и тягомотно. Я уже собрал снасть для судака. Короткая бортовая удочка с тюлькой. Но и судак не появляется. Кто-то снимается и уходит на другие места. Но я таких мест не знаю.

Течения вовсе нет. Начинает припекать, и снятую одежду тоже куда-то надо пристроить. Сазан булькает, да и хищник гоняет уклейку, а вот поклевок нет ни у кого. Начинаются переговоры и байки.

Сэм тоже соорудил удочку на язя. У меня мелких крючков нет, а он в час по чайной ложке ловит подъязков по 100-300 граммов. В данный момент идеальное развлечение. Мне попался судачок граммов на 400. Какие-то невнятные подергивания на основные снасти, но вряд ли это сазан. Кстати, из разговоров Сэма с соседом узнал, что его сазан украл удочку из лодки, но не знал, что она привязана. Важная новость. У меня все удочки без привязи, что заставляет придавливать их ногами и руками.

Постепенно часам к 10 приходит уверенность, что сегодня ни течения, ни рыбы не будет, а на небе ни облачка. В принципе я что-то понял, что-то узнал. Можно и сваливать. Тем более что я далеко не первый. Собираюсь и отбываю. На берегу опять же собрать все барахло и уложить в машину не просто. Давит жара.

А потом спасает кондиционер. После отдыха приходит время анализа.

– Надо ехать не в темноте, а на рассвете.

– Кое-что можно в лодку не брать.

– Взять снасть для ловли язя и леща.

– Не брать канистру с бензином, потому как плыть недалеко.

– Ехать только в будни.

В среду успокаивается ветер, и можно съездить. Накануне варю новую кашу. Немного проспал. Выехал в 3:30. Добрался нормально. Такое чувство, что проспали все. Одновременно со мной собирается до десятка лодок. Не проспал, был бы в числе первых.

Все хорошо, светло, и сборы намного проще. Даже комаров меньше. Вот только закручивающийся колпачок для весла кто-то откусил. Дело серьезное. Потерять весло – проблема. Привязываю веревкой, держится. На месте все не критично. Встать можно в нескольких местах. Но свободно место, где ловил Сэм, и я долго не выбираю. Вторая попытка значительно легче первой. Встал. Впереди несколько лодок, сзади тоже.

У меня скромно. Две удочки на сазана и одна на язей.

Течения нет. Веревка провисает. Но уже через полчаса ближайший сосед хватает удочку и начинает выводить сазана. Процесс не простой, и подсак он хватает раз пять, но рыба борется. В итоге он заводит ее в подсак. Начало положено. У меня тоже кто-то пару раз постучался в снасти, но робко. Я, как завещал учитель, ловлю на горох. Правда, он еще в последний раз рекомендовал подсаживать перловку, но она плохо держится на крючке.

Тишина. Время идет, а один сазан на всех. Соседи сзади снимаются и уходят. Появляются новые. Владелец сазана снова хватает удочку и разочарованно матерится. Завязывается беседа. Из нее узнаю, что рыбу не удалось оторвать ото дна. Леска 0,4 не выдержала. Ловит на перловку. Три зерна на крючок. Я в беседе не участвовал, только слушал.

А второй участник беседы сказал, что на горох поклевки не видел и решил попробовать на перловку. Опережая события, скажу, что в итоге он вытащил трех сазанов, и еще один тоже оборвал снасть. Но это чуть позже.

В какой-то момент включили течение, и, как мне показалось, рыбалка ожила. Часов в 10 на весельной лодке приплыл парень и встал за мной. За час он вытащил двух сазанов. Сосед впереди тоже поймал, а мне все никак не удавалось включиться в борьбу. У меня в садке были только чехонь и подъязок. Но выводы опять появились.

По наблюдениям за тем, как рыболовы боролись с каждым из сазанов, стало понятно, что бортовые удочки для этого малопригодны. Надо палки помощнее. Рыба гуляет и бьется, и управлять ею бортовой удочкой не получится. Катушки тоже следует пересмотреть. В общем, домой я не рвался и надеялся на свой шанс, но приходило понимание, что я не совсем готов.

И из разговоров я еще понял, что 4-5 удочек нужны не для количества, а для того, чтобы проще нащупать “тропу” сазана. Вот и сосед говорил, что из четырех удочек работает одна. И Сэм тоже сказал, что это важно. Кроме того, почти все не забрасывали снасти в разные стороны, а опускали их под лодку. Тут, скорее всего, смысл в том, что прикорм ложится в одно место, а не в разные, как у меня при забросах.

Все решилось само собой. При очередном забросе моя надежная плетенка легко оборвалась, и я остался с единственной удочкой, а вот запчасти я с собой не прихватил. Сидеть с одной удочкой на солнцепеке и наблюдать, как все ловят, – это мазохизм. Я собрался и уехал. Надо опять что-то менять, но я все равно до сазанов доберусь.

Мои сазаны

Вот так долго и скучно я рассказывал, как пытаюсь научиться ловить красивую и мощную рыбу. Это значительно сложнее любой ловли на спиннинг, но чрезвычайно интересно. В том числе и тем, что думать приходится не меньше, чем ловить. Первый береговой сазан нашел меня с третьей попытки. Вот и на лодке мне надо собраться и выехать третий раз! Тем более что первые два раза я был не готов. Надо думать, думать и думать…

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 16(390), 2018 г.