Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Между весной и летом

Между весной и летом

Александр Токарев, г. Йошкар-Ола
Фото автора

Старожильск

Вот и первый звоночек с нашей любимой Большой Кокшаги. Коллега по рыбалке и тёзка, явно полюбивший плёсы на Б. Кокшаге и назвав их «Мечтой», был там в праздник 9 мая с сынишкой. Результат неплохой, что видно на снимках, сделанных Александром Ибраевым. Несколько лещей на 1,5 кг, крупная плотва, хорошие подъязки и плотва помельче. Лещ, видимо, начал уже потихоньку брать. Радует то, что не выбили рыбу на красивой речке Кокшаге враги-электроудочники. Видимо, поднимается пока лещ, язь, плотва, карась-буффало с низовьев реки и с Волги, подпитывая и спасая Кокшагу весной, но бьют-бьют током недоноски каждый год многострадальную реку. Сам же Александр – автор этих фото – видел в пошлом году результаты подобного разбоя, когда река словно вымирала. Потом, когда ехал с Кокшаги, звонил мне из автомобиля, задыхаясь от горечи и бессильной злобы на этих нелюдей, которые живут, словно последний день, гадя на бегах рек и выбивая всё живое. И даже своим детям не собираются, видимо, ничего оставлять. Люди без совести, родины и корней.

337-8-1.jpg

Ну, ладно, хватит о плохом. Главное – пошла рыба. Хоть и затянула меня ловля на ближней нашей Кокшаге, где нашёл буквально под боком налимов в эту весну, но надо собраться и на старые наши места. Раздразнил Саша, а на сайте – Сашка007 – своим уловом. Отчёт о рыбалке Александр выложил на форуме моего сайта «Сезоны рыбалки». Кому интересно, можете заглянуть.


У бабы с пирогом

Так каждый раз и приходится расшифровывать это загадочное место. Что за баба, что за пирог?.. А прозвали так местные рыбаки местечко на окраине города, где каменный исполин – видимо, женщина с хлебом-солью – встречает дорогих гостей нашего Царевококшайска, если по-старому. Прозвали, и всё тут. Так и говорим. И все горожане понимают, о чём идёт речь и где находится это место в Йошкар-Оле.

Собрались мы уже после праздничного 9 мая на это самое место, правда, чуть выше по течению, чтобы половить рыбу и пожарить на костре колбасок под пивко в относительной тишине и малолюдности. И добираться недалеко, и место тихое, глухое настолько, что создаётся полная иллюзия дальней рыбалки. Этот год я решил посвятить найденному мною ближнему этому местечку полностью, проверяя с весны до льда. Чувствую, что имеется здесь рыба, причём – крупная, несмотря на скромные размеры речки, за что и зовётся Малой Кокшагой. Первую информацию я уже получил от рыбачка, которого встретил здесь в апреле, по большой ещё воде. Говорит, есть здесь крупный язь, голавль имеется, карп-сазан рвёт крючки, а лещ однажды сел на его крючок аж на два кило с полтиной… Ну, все мы рыбаки, хоть руки связывай, чтобы размах рук ограничить. Хотя в этом случае размер рыбьего глаза покажем, как у динозавра, пусть и со связанными руками… Как в анекдоте. Но верить хочется. И проверить… Вот и приезжаю сюда через день да через два-три дня. И первые ожидания уже оправдались. По крайней мере, налима нашёл здесь. Не везде он есть сейчас, даже на более крупных реках. А тут сели за ночь на закидушки четыре налима. Да и то уже, считай, на исходе налимьей поры. В начале мая. В это время он уже обычно не берёт или берёт мелкий и плохо. А здесь вполне приличные налимчики попались. И уха из них вышла бесподобная, с нежной печёночкой, плавающей в золотистом бульоне почти царского блюда… У весеннего налима печень белая и крупная. Деликатес.

Сегодня – почти летняя жара. Но мы с сыновьями пришли к воде ближе к вечеру, к холодку. Пока я забрасывал самодельные наши фидеры-донки, сыновья разводили костёр, жарили на шампурах колбаски, шипящие жирком и пахнущие на всю округу шашлычным духом. А в речной воде – пивко стынет, благо, пока холодная она, вода.

Средний сын – Женька – не рыбак, а романтик и «чайник» в ловле, потому и снасть ему была дана простая. Это – моя любимая донка с колокольчиком на вершинке пятиметрового удилища. Эх, сколько крупной сороги было поймано весной на Рутке такой чуткой и успешной донкой… Но здесь она пока «молчит».

Как ни собирайся, всё равно что-нибудь да забудешь, чаще – мелочь пустяковую. Но в этот день я умудрился забыть прикормку, точнее – наполнитель к чёрной фидерной смеси от Дунаева для холодной воды. Такую «преступную» забывчивость объясняю тем, что, мол, рыбалка не настоящая, а, скорее, пикник. Пусть – не на обочине, как у Стругацких, но близко от города и от этой самой обочины… 

Без наполнителя прикормки у нас маловато. Но ничего: добавляю воды и замешиваю прикормку в чистом виде. Едва мы с сыном Иваном забросили свои хитрые, функциональные и удобные для нас фидеры, как тут же на обоих затряслись квивертипы-сторожки. Но брала мелочь, плотвички-сестрички, хотя фидерные бубенцы трещали, словно горохом сыпали, а сторожки из рояльной струны гнулись не шутя.

Во время ужина под музыку леса с соловьями и под попсу из приёмника, нет-нет, да и бренчали бубенчики донок-фидеров, звякала и Женькина донка. Но брала мелочь. Как вдруг – настоящая поклёвка! Сильная, настойчивая, с потяжками в глубину… Подсекаю. Есть! Лещ!.. Ну, пусть – подлещик, ну, пусть некрупный. Для малой речки пойдёт. Вскоре ещё один попался. И опять на мою снасть. Да и по количеству больше поклёвок именно на мой фидер.

 – Пап, колдуешь что ли? – не шутя обижается Ванька. – Чего всё у тебя да у тебя?..

 – Слово знаю рыбье, – дразню сына, но в душе жалею его. – Вставай на моё место, – предлагаю. Но Иван отказывается и упорно сидит у своей снасти.

В чём же причина? Конечно, бывает, что у рядом сидящих рыбаков клюёт по-разному даже в одной лодке. Но, может быть, в другом причина? Вспоминаю, чем отличается снасть от снасти? Крючки у нас одни – KUJIRA Carp, зацепистые, прочные, тонкие. Так… а если причина в том, что поводок у сына из фидерной лески диаметром 0,25 мм? Это я ещё для мутной апрельской воды ставил. А на фидере, которым сейчас ловлю, в прошлый раз оборвал поводок, зацепив за корягу, и привязал крючок на леске толщиной 0,143 мм. Причём леска флюорокарбоновая, 30 м, японская, если верить надписи. Может быть, в ней причина? Вода уже почти прозрачная. А леска у Ваньки толстая. У меня же флюорокарбон, который и так-то в воде почти не виден, а тут ещё и диаметр всего 0,143 мм.

Хотели перевязать и проверить, но тут уже и рыба брать совсем перестала,да и домой пора. Из низин и от воды потянуло весенним ещё холодом, а мы легко оделись в этот раз, как и полагается для пикника на жарком солнышке. К следующей рыбалке поставлю на все поводки этот же флюорокарбон. Дело к лету, пора переходить на тонкие снасти.


Первые караси сезона

Эх, говорят, и брали же караси на нашей Малой Кокшаге за плотиной в начале мая. Аж до двух кило попадались серебристые. Каждый год наблюдается такой ход. Но каждый год останавливает нас одно – суета и теснота на берегах в это время. По «сводкам с полей», с ночи занимают места горожане, чтобы половить потом у плотины, стоя в плотно сомкнутых шеренгах суровых рыболовов, не пускающих в свои ряды чужаков. Но пасаран! Они не пройдут!.. Шум, галдёж, словно народные гуляния в парке…

Нам такая рыбалка не по душе. Пусть рыба мельче, зато тишина вокруг и в душе. И в эти выходные мы едем на пруд. Первое открытие сезона уже было на этом пруду, но только снасти окунули в ледяной воде. Рановато прибыли. На той стороне серого от холода водоёма ещё лёд стоял… Да и дождь весь день лил, весенний, но холодный, словно в октябре.

Весна была посвящена рекам, а вот начало лета решили встретить на пруду, навестить старых друзей – карасей, может, и карпик-сазан выйдет поздороваться да отведать кукурузы, хоть и не с бистро господина Дюкассо, но «Бондюэль» всё же припасли для лучшего друга… Есть и червяк по-домашнему, любовно выращенный в компостной яме у огорода. Для полноты бутерброда и пикантности опарыш имеется. Словом, сам бы ел, да рыбе надо…

Для карасей и карпов-сазанов у нас приготовлены фирменные фидеры. Наши коротенькие самоделки фидеры-донки отлично работают на малых реках, самое то, что называется! Удобные, компактные, сторожки-квиверы прямо перед глазами, ставятся снасти на рогульки перед собой под любым углом, чуткие на поклёвку самой мелкой рыбёшки, но забросить кормушку дальше тридцати метров трудно. Тогда и нужен настоящий фидер. Сейчас им забрасываю кормушку-пружину с карпово-лещовой прикормкой и с кукурузой на крючках. Метров на сорок зашвыриваю, мол, чем дальше, тем рыба крупнее…

337-8-2.jpg

На крючки фидеров-коротышек сажаем «бутерброды», как раз к завтраку. И поклёвки не заставили себя ждать. Кивки тут же закивали, как и положено, по статусу, а бубенцы заголосили торопливо и сухо, словно об стену горох…

Карась клевал так, словно давно и нетерпеливо ждал именно нас. На другой стороне пруда рыбаки явно скучали. А вскоре и сазанчик попался. И опять – один за всё утро, как и в прошлом году, здесь же. И размером такой же. Но всё равно отвели душу за ловлей карася, пусть не матёрого, но на жарёху очень даже подходящего. Как говорят, главное – процесс. А процесс в это утро был активный…


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 11(337), 2016 г.