Мельничный ручей
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
Архангельская область - это моя родина, но сейчас я там бываю все реже. Рыбалка в тех местах основывается больше на воспоминаниях детства и юношества.
В памяти есть один ручей - Мельничный. В нем рыбу не ловят, т.к. он короткий и мелкий. Длина его метров 300. Он связывает Мельничное озеро с рекой Онегой.
Место там красивое и многие ездят туда просто отдыхать на берегу реки. А я любил рыбачить на удочки и донки у ручья. Мелочь попадалась хорошо: окуньки, подъязки, подлещики и еще какая-то рыбешка, напоминающая плотву.
Но больше всего мне запомнился Мельничный ручей тем, что там ловился хариус на мух. Это происходило в тот момент, когда наблюдался вылет мушки, у нас называемой "коромыслом". Эта мушка тучами летала над дорогой и над водой, куда и падала. Вода в реке в это время кипела от рыбы. Рыба жадно хватала мушек и хорошо ловилась. С удочки снималось грузило и поплавок, а на мелкий крючок цеплялось 2-3 мушки. Но этот пир обычно был не долог. Легкое дуновение ветерка - и туча мушек бесследно исчезала, а с ней и рыба. Я бросался в кусты, где в паутине еще были мушки, но поклевки были уже редкими. Пир кончился.
И еще это место было примечательно тем, что густо зарастало тростником. И там, в зарослях, часто раздавались жуткие всплески. Лодок не было, и узнать, кто же там постоянно буянит, так и не удалось.
Интересен был еще один мелкий штришок. В одном месте, буквально на 2 квадратных метрах, росла какая-то широколистная трава. Именно среди нее, и только на этих двух метрах, всегда можно было поймать пару мелких подлещиков. Ни правее, ни левее, ни глубже я ни одного подлещика не видал.
Ну а Мельничное озеро, из которого берет начало ручеек, тоже своеобразно. На нем очень плохой подход - болото, трясина. А, учитывая, что рыба там ловится средне, то ясно, почему я там долго не задерживался. Но заходил всегда. Подходишь к краю трясины, ноги утопают в болото чуть ли не до колена, и закидываешь удочку. Глубина под тобой метра три. Редкие поклевки среднего окуня и плотвы способны заворожить в таком месте, и мне это нравилось.
Было на Онеге и еще одно место, куда мы ездили с удочками, донками и даже продольниками. Называется оно "Половина". Там красивые бухты, и рыба ловится неплохо. Особенность же этого места заключалась в том, что именно там было самое семужье место, где периодически встречались браконьеры.
Место это порожистое, вода прет со скоростью, бьет о камни. И у самых больших валунов иногда можно было увидеть, как семга вылетает из воды и с шумом плюхается обратно. Отец ловил там семгу. И такое чувство, что она проплывает где-то рядом, никогда не покидает меня. Вода там постоянно шумит, дорога подходит прямо к воде, и постоянно шумят проходящие машины. Все это усложняло и без того непростые браконьерские будни. Но именно на "половине" всегда были рыбаки, надеющиеся на приличный улов.
Были там, на берегу, и хорошо замаскированные, интригующие своей непредсказуемостью избушки. В той округе немало медведей, и встречи с ними бывали у рыбаков. Мне же не повезло или повезло, что в переводе означает, что с медведями я не встречался. Избушки всегда были чьи-то, и заходить в них было не принято, хотя и очень хотелось.
Рыбалка круглый год № 21(107), 2006 г.