Медянка - речка формата UL
Александр Андреев, г. Н. Новгород
Фото автора
В начале 90-х, когда деревья были большие, а я еще был юным мальчишкой, меня частенько отправляли на лето в «деревню» в село Новоникольское. Как сейчас помню бабушкин дом, с цветущим садом, и большие ивы с необъятными стволами, склонившими свои длинные ветви над водами маленькой речушки, именуемой Медянка.
На этой речке, с обычным таловым прутом вместо удилища, я и получил свои первые уроки поплавочной ловли. С тех пор минуло два с небольшим десятка лет. Дома того давно уже нет, да и ивы теперь не такие большие, какими они казались мне ранее. Чего уж говорить о речке, которая еще тогда местами представляла собой полутораметровый ручей, который без труда можно было перейти вброд. Неудивительно, почему в последние годы мне и в голову не приходила идея - наведаться туда со спиннингом. Однако, по воле случая, встреча с речкой из детства все-таки состоялась в начале минувшей осени.
Сентябрьским весьма неприветливым в плане погоды утром мне захотелось наведаться на один пруд, где частенько со льда неплохо ловился окунь. Целью визита было проверить активность окушка при ловле на мелкие силиконовые приманки. Накануне поездки мой арсенал существенно пополнился всевозможнами силиконовыми имитациями рачков, червячков, мальков, а также существ, едва ли знакомых самым авторитетным энтомологам и ихтиологам, поэтому даже непогода была не в силах удержать меня дома.
Энтузиазм сильно поубавился по прибытию на водоем и сразу после первых забросов, ибо сильный порывистый ветер существенно препятствовал точному забросу, а контроль над приманкой осуществлялся исключительно интуитивно. Соблазнив в таких условиях пару полосатых матросиков, было решено переместиться в местечко потише. Первое, что пришло тогда на ум, - это отправиться на Пьяну. Речка сильно петляет, и пару тихих точек, укрытых от ветра, найти вполне возможно.
Не знаю почему, но мне захотелось прокатиться дорогой, проходящей как раз через вышеупомянутую деревушку. Ехать до нее было нужно всего километров 7-8, поэтому любопытство возобладало над разумом. По разбитой дороге мой автомобиль за несколько минут докатился до старого моста через Медянку. Немного притормозив, осматриваю водоем через окно. Здесь ширина речки всего 3-4 метра, дно каменистое, а глубина каких-то 20-30 сантиметров. Сразу вспомнились мелкие голавлики, которых в детстве ловили на хлебный мякиш прямо с этого моста. Чуть выше образовался омуток с пугающей двухметровой глубиной и торчащей прямо из воды черной корягой. Глушу машину у обочины и выхожу осмотреться.
Руки как-то сами потянулись собрать спиннинг. Учитывая формат ручейка, я собираю самую легкую удочку в своем арсенале - спиннинг до 5 граммов длиной 2 метра. Удилище комплектую легкой катушкой. К основному шнуру, при помощи узла Олбрайт, я решил привязать 10 метров монолески сечением 0,12 мм. Планировалось ловить накоротке, поэтому эластичность монолески, вряд ли негативно скажется на сенсорике, зато ее незаметность должна меньше настораживать местных рыбешек. Ставлю головку в полтора граммка и небольшую «пиявку» с запахом аниса на овсетном крючке.
Переобувшись в болотные сапоги и прихватив рюкзак с приманками, спускаюсь к воде. Хотя глубина местами не превышает полуметра, заходить в воду нет никакой необходимости. Левый берег на протяжении трех километров вверх по течению имеет множество подступов к воде, чего нельзя сказать о правом береге, наглухо заросшем кустарником.
Первые же забросы говорят о наличии подводных бугорков, утонувших веточек и травы. Проводку применяю медленную, слегка подергивая кончиком удилища, периодически делая паузы, давая приманке полежать на дне пару секунд. Во время одной из проводок, на паузе, замечаю легкое дрожание лески и едва ощутимую дробь, передаваемую через бланк прямо в руку. После короткой подсечки мне удалось вынуть из воды первого матросика здешних вод. Радости ровно столько, как если бы я где-то на просторах Суры поймал судака за двушку. Сделав фотографию, отпускаю красавца в родную стихию.
Хотя в воду заходить практически не приходится, переобуться в болотные сапоги оказалась очень удачной идей. Перемещаясь вдоль берега по высокой траве, низкие сапоги или ботинки быстро наполнились бы семенами различных трав и репейником.
Вот еще одно интересное место. На правом берегу над водой склонилось дерево, часть ветвей которого находится в воде. По левой же стороне обилие камыша, а вода до середины речки сильно заросла водорослями. Сделав аккуратный заброс прямо под затонувшую ветвь, практически сразу получаю поклевку очередного полосатого разбойника. Учитывая обилие растительности, насладиться вываживанием в полном объеме не удается. Пришлось вывести рыбу на поверхность, чтобы протащить над травой воизбежание зацепа. Больше поклевок на этом месте не последовало.
Выше заросли камыша стали еще гуще, а речка под их натиском сузилась практически до ручейка шириной в полтора метра. Пробираясь сквозь эти заросли, замечаю, как небольшой щуренок, заметив меня, стрелой уносится вниз по течению, туда, откуда я только что появился. Выхожу на достаточно крутой, по меркам микроречки, берег. Внизу в воде видны небольшие островки травы. Облавливая их, удается достать еще несколько окушков фестивального размера. Лишний раз довелось убедиться в том, что окунь реально «зажевывает» съедобную резину. На одной из проводок я позволил приманке полностью лечь на дно. Спустя несколько секунд очередной полосатик принялся теребить лежащего неподвижно на дне силиконового червя. Это было отчетливо видно по провисшей леске. Через несколько секунд окунек позировал перед объективом моего фотоаппарата.
Для себя я уже четко определил, что фактор съедобности, как минимум для окуня, имеет весьма ощутимое преимущество перед обычными силиконовыми приманками. Кроме того, ассортимент и доступность большинства из них, скорее всего, скоро полностью вытеснят обычный силикон, как минимум в формате ультралайт.
Идем дальше. Пробираясь к очередной точке, по неосторожности попадаю ногой в чью-то большую нору. Что за зверь смог вырыть такое, что сапог 45-го размера спокойно пролетел в дыру в земле?
А вот и следы человеческой «любви к природе». У берега валяется обрывок китайской сети, когда-то брошенной нерадивым браконьером. Мне хорошо известно, что в низовьях Медянки, практически в месте ее впадения в Суру, местные жители и гости из прилежащей республики частенько перегораживают речку от берега до берега. Делают это и зимой, когда рыба устремляется в притоки в поисках свежей воды. Перекрывают ход рыбе весной, летом и осенью. И довольно часто, взяв «свое», оставляют сетки на произвол судьбы.
Я уже успел достаточно отдалиться от машины, когда часы показали почти 12 дня. Пришло время возвращаться домой. Двигаясь в обратном направлении, навещаю прежние точки. Удается поймать еще трех окушков уже у моста, и начинаю собираться домой. Несмотря на скромный улов и однообразный видовой состав рыбы, результатом посещения Медянки я остался очень доволен. Получилась такая прогулка с воспоминаниями. Этим летом снова туда наведаюсь и попытаю удачу в поиске местных голавликов, которых в детстве любил ловить на хлебный мякиш.