Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Майский рейд

Майский рейд

Дмитрий Соколов 

Фото автора

5 мая мне довелось участвовать в одном из сотен весенних рейдов Нижегородского отдела Росрыболовства. Группа в составе госинспектора Дмитрия Зуйкова, сотрудника полиции Евгения Казанцева и автора этого репортажа за шесть часов сняла более полукилометра сетей на участке Волги от Подновья до устья Линды.   

4-57-репортаж.jpg

В момент подготовки к выезду пошел настырный холодный дождь, и в какой-то момент мне показалось, что рейд под угрозой срыва – много ли сделаешь в таких-то условиях? Но уже через час дождь прекратился, а еще через пару часов и вовсе распогодилось – пришлось даже солнечные очки нацепить. 

Начали с Везломского залива, но сетей на этой довольно обширной акватории не обнаружили – судя по всему, накануне здесь поработала другая группа. Следующий пункт – озеро Нагорное, в которое мы попали через затон К. Маркса. На берегу озера увидели рыболова, который подсказал места возможных стоянок сетей, а чуть позже присоединился к вытаскиванию “клетчатых удочек” из воды и освобождению запутавшейся в них рыбы. Основной рыбой, как ни странно, была здесь густера. В начале мая на нерест идут окунь и сорожка, за ними – лещ, а густера нерестится обычно в конце мая или даже в начале июня, но в этом году по каким-то причинам пришла в заливы раньше. Часть рыбы оказалась живой, и ее удалось освободить. 

4-57-репортаж3.jpg

Несколько раз наблюдали картины повисшей на кустах окуневой икры. Воду на Волге стали сбрасывать, и некоторые рано отнерестившиеся полосатые хищники остались без потомства. А вообще нынешней весной подъем воды довольно заметный, и мы можем надеяться, что для большей части окуня и другой волжской рыбы нерест пройдет успешно. В прошлом году, когда воды на Чебоксарке весной не было совсем, мы до конца сезона (а затем и зимой) ловили щуку с остатками невыметанной икры – вот тебе и “пластичный вид”. Этой весной с водой дела получше, и днем, когда мелководья прилично разогрело, на них вышли стайки микроскопического малька какого-то ранонерестящегося вида: щуки или язя… 

Отработав озеро Нагорное, ушли на Волгу и двинулись вверх по течению. Сменялись один за другим виды Нижнего: Чкаловская лестница, Стрелка, строящийся к ЧМ по футболу стадион, Мещерка, новый мост через Волгу (пустить который обещают уже к концу этого года), Сормово… 

4-57-репортаж4.jpg


Зашли в устье Линды, на которой в этом году тоже отмечался значительный весенний паводок, что дает надежду на хоть какую-то рыбалку – два предыдущих линдовских сезона выдались на уловы, мягко говоря, скромными… К сожалению, подняться удалось менее чем на километр – помешал пешеходный мост, вид которого был бы довольно романтичным, если бы не гора мусора, которая скопилась перед мостом. Упала бы вода еще на полметра – и мы бы протиснулись, но не ждать же у моря погоды? Вернулись на Волгу. Кстати, опровергну одну из баек. Жители среднего течения волжских притоков (Узолы, Линды, Керженца, Ветлуги) постоянно жалуются, что весной устья их речек перекрывают сетями, поэтому волжская рыба не может подняться. 

4-57-репортаж5.jpg

Это, конечно, не так. Весной течение даже малой реки настолько значительно, что перегородить ее сетями просто нереально, да и лишено смысла – они тут же забьются паводковым мусором. В общем, в русле Линды никаких сетей мы, конечно, не увидели, зато наблюдали десяток “журавлей” – браконьерских приспособ, позволяющих ловить большими зыбками. Самих зыбок на “журавлях” не было, так что для нас здесь работы не оказалось. 

Работа ждала ниже по течению, в одном из небольших волжских заливов, заставленных сетями с ячейкой самого разного калибра. В сетях с небольшой ячейкой запуталась плотва и икряной окунь – окуня было особенно много. В сетях с более крупной ячейкой висели лещи 1,5–2 кг. Один из лещей на вид был “под треху” – вот такого бы на удочке или фидере подержать… 

4-57-репортаж6.jpg

Среди пленников оказался и упитанный сазан. В Чебоксарское водохранилище регулярно выпускают подросшего карпа, и он довольно неплохо акклиматизируется, радуя и рыболовов, и официальных промысловиков. Есть положительные примеры и по выпуску щуки. 

А вот зарыбление Волги стерлядью и другими осетровыми я назвал бы большой глупостью. Рыболовам-любителям и промысловикам стерлядь ловить запрещено, получается, что дорогую рыбу выпускают ради… браконьеров, для которых осетровые – главный “магнит”. Лучше бы зарыбление проходило “для народа”: карпом, щукой, судаком – вот тогда мы все сказали бы большое спасибо. 

Рейд подходил к концу. На обратном пути заглянули к высокой причальной стенке на Бору – при виде нас браконьеры побросали свои снасти и на велосипедах и мопедах уехали куда подальше. Нашими “трофеями” стали три зыбки и пакет мелкой дохлой рыбы, которую еще необходимо было сдать по возвращении в Ветнадзор.  

4-57-репортаж7.jpg

За нерестовый «двухмесячник» (с 15.04.16 по 15.06.16) сотрудниками Нижегородского отдела охраны водных биоресурсов составлено 417 протоколов, 47 материалов передано для возбуждения уголовных дел, изъято 659 орудий лова. С начала этого года изъято 18 транспортных средств, наложено штрафов на сумму 2 457 000 рублей.   

ЖУРНАЛ НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 4(57), 2016 г.