Мальма - непостижимая мечта
Юрий Жекотов, г. Николаевск-на-Амуре
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №1(111), 2007 г.
Мы в течении всей зимы во время дружеских бесед с Васей Свириденко, как правило, заводили разговор о том, что летом обязательно нужно съездить на Кумлю, горную речку впадающую в Охотское море. Наше устремление "подогревали" рассказы знакомых рыбаков, которые утверждали, что водится в Кумле необыкновенная по раскраске мальма, какой больше нигде нет.
Ещё более заманчивой и немного таинственной нам представлялась Кумля, потому что попасть к ней было не так то просто. Шла к речке старая, заброшенная дорога, проложенная более полувека назад лесозаготовителями. Но после того как ушли лесодобытчики, за дорогой никто не следил, и она сильно заросла, а отчасти была разрушена мощными весенними паводками. К Кумле сейчас лишь изредка на мощных "Уралах" и вездеходах пробивались особенно фанатично настроенные рыбаки.
Так как мощной техники в нашей собственности не было, при выборе транспортного средства выбор пал на старенький мотоцикл - "двойку", который Вася обещал "подшаманить" к сроку.
Потом, как говорят, заел быт, появлялись неожиданные проблемы, мешающие осуществлению нашего совместного плана, и лишь в сентябре Васин мотоцикл с надрывом затарахтел, преодолевая крутые амурские сопки.
Не знал я, что в Васе кроме мудрого рыболова скрывается нереализованный каскадёр: Смело, где-то даже необоснованно рискуя, проезжал он по хрупким мостикам шириной в два бревна, переброшенные через лесные ручьи. Там, где переправа была снесена весенним половодьем, форсировал водные преграды прямо по руслу; а затем несся по заброшенной лесовозной дороге к горной реке, интуитивно тормозя перед резкими обрывами...
Густое белое облако, отдыхающее в таёжном распадке, где бежит Кумля, встретило нас лёгкой моросью. Оставив технику, мы во "всеоружии" отправились к водоёму. Осторожно раздвинув прибрежные заросли борщевика, забросили удочки на стремнину возле неглубокой ямы. Первая мальма не стала привередничать и сразу же соблазнилась розовой мушкой. С интересом разглядываем её. Нет другой такой, восхитительно красивой рыбы!..
В первой яме клёв прекратился, и мы идём по направлению к верховью реки, облавливая наиболее подходящие, на наш взгляд, для обитания мальмы места. Мальма "стоит" небольшими стайками: между затонувшими, частично выступающими из воды стволами деревьев; в омутах, над которыми свисают ветки; под подмытым течением обрывистым берегом. С каждого такого места вылавливаем несколько мальм.
Перепробовав разные по цвету мушки, переходим к рыбалке на икру. К одной оранжевой искусственной икринке добавляем одну-две натуральные лососёвые, заранее слегка подваренные нами. Клёв становится активнее. Однако такую по окраске мальму нам приходилось ловить раньше и на других речках, а желание поймать необыкновенную рыбу влечёт нас всё выше в верховье Кумли.
- Рябчики, - замечает Вася впереди птиц. Рябчики неожиданно подпускают нас очень близко. Так это же дикуша! Выводок в пять рыже-серых, с белыми отметинами птиц взлетает на ближайшее дерево и с любопытством продолжает разглядывать нас. Мы отходим на 4 метра, а доверчивая птицы остаются на месте. (Только в очень глухих местах осталась эта птица. Сам я немало походил по тайге, а встретил выводок дикуши только второй раз в жизни).
- Здесь и мальма, наверное, особенная, - замечает мечтательно Василий.
- Всякое может быть, - соглашаюсь я с товарищем.
Оставив птиц в покое, мы продолжаем рыбалку. У ближайшего поворота реки вода подмыла землю под деревом, и оно обессилено рухнуло в воду. Несколько корешков ещё питало растение, и листья держались на ветках, не торопясь расставаться со своим домом. Омуток сразу за поваленным деревом облюбовала стайка мальмы, которая караулила случайно попавших в воду и сносимых течением насекомых. Одну за другой мы выловили десяток мальм. Пока я продолжал облавливать "рыбный" омуток, Вася поднялся выше по течению.
- Есть, поймал! - через некоторое время я услышал неожиданно громкий и радостный возглас Василия. Я подошёл ближе к товарищу, чтобы лучше рассмотреть его трофей. Он показался необычным, и я взял мальму в свои руки. Тёмная, с синим отливом, спина, по бокам - красные рябиновые пятнышки, брюшко рыбы, в каплях чистой лесной воды, сверкало малиновыми рубинами. Перестав трепыхаться, рыба широко открыла рот, посмотрела на меня немигающим завораживающим взглядом, словно что-то хотела сказать.
Загипнотизированный, я слегка разжал пальцы, чтобы было лучше видно, и мальма, воспользовавшись случаем, выскользнула из рук в воду. Ошалелый, я несколько секунд неподвижно стоял, переводя взгляд то на собственные руки, то на "смеющуюся" надо мной Кумлю.
- Может быть, показалось? - я вопросительно посмотрел на Васю.
- Ну надо же, никогда такой мальмы не видел, как в сказке побывал", - поделился своими впечатлениями товарищ и успокаивая меня добавил: - Значит, не наша. Ничего, такая красивая - пусть живёт. А мы другую поймаем.
И точно, через пару минут Василий выловил похожую на первую, только меньшую по размеру рыбу...
Мотоцикл уже давно был в гараже, а мы не спешили расходиться.
- Давай перекурим, это дело, - предложил Василий.
Мы долго молча сидели на лавочке возле большой раскидистой берёзы и философски созерцали, как, подводя итог осеннему дню, летят к земле, раскачиваясь, жёлтые листья. Я посмотрел на товарища и понял, что думаем мы сейчас об одном: о сегодняшней рыбалке и о необыкновенно красивой рыбе - мальме.
Юрий Жекотов, г. Николаевск-на-Амуре
Фото автора
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №1(111), 2007 г.