Маленькая победа
В общем, как только выдался свободный день, забросив рыболовный ящик с ледобуром в салон автомобиля, я отправился в очередную неизвестность. С одной стороны, неизвестность, а с другой - одну сторону деревни уже обследовал, поэтому решил "прошерстить" вторую. Да и полазив в Интернете, в одной сноске нашел более подробную информацию о дороге.
За неделю до крещенских морозов на Подмосковье опустилась оттепель: температура воздуха поднялась до положительной отметки на термометре до +2ОС. Ночами немного подмораживало, но днем отпускало. Стали поговаривать, что и на Крещение будет тепло. Но природу трудно обмануть. Уже за два дня до праздника температура резко пошла вниз, и в крещенскую ночь мороз перевалил 17-градусную отметку.
В общем, в день, когда я отправился в путь, температура воздуха была -12ОС. На этот раз я не въехал в деревню, а зашел с тыла, через дачный поселок. В поселке пришлось покружиться по нечищеным улицам и пару раз закопаться в сугробах, пока не попал на более проторенную дорогу, и по ней вскоре вынырнул к запруде-мосту. Справа от моста под снегом угадывалась ровная ледовая поверхность пруда.
Обычный деревенский прудик, не более 300 м в длину и чуть более 100 м шириной. Берега пологие, чистые, заросшие огромными елями, березами да соснами. На противоположной стороне пруда стояла такая же регулируемая запруда с пешеходным мостом. С другой стороны моста подпираемая речка Вяземка, разлившаяся у дамбы, постепенно сужаясь, терялась за поворотом.
Меня распирала радость, это была маленькая победа. Все же я нашел то, к чему стремился. Еще не знаю, будет здесь рыба или нет, но этот водоемчик был похож на один из прудов, о которых я прочитал.
Беру амуницию и спускаюсь на лед. В противоположной стороне вижу одинокого рыболова. Решаю вначале поговорить с ним. Может быть, хоть что-то узнаю о пруде.
Подхожу, здороваюсь. Рыбак оказался разговорчивым, правда, помочь ни чем не смог, так как на этом пруде сам первый раз. Такой же, как и я, искатель приключений, недавно приехавший погостить к родственникам. А дома сидеть не хочется.
- Подходили местные, - делится он, - сказали, что здесь водится плотва, окунь и щука. Но я вот за два часа поймал только пару десятков окушков, - он открыл ящик и достал полиэтиленовый пакет с уловом.
Благодарю за информацию, ухожу метров на 50 назад, чтобы не мешать человеку, и бурюсь.
Достаю удочку с леской 0,1 мм и небольшой серебристой вольфрамовой мормышкой конфигурацией под какую-то букашку и насаживаю мотыля. Отправляю в лунку и начинаю опускать. Удивляюсь глубине: она под три метра.
Несколько подергиваний - и мормышка за что-то цепляется. Слегка дергаю и на лед вытаскиваю веточку роголистника. Не очень хорошее соседство. Все-таки уже вторая половина января, и хоть зима в этом году началась поздно, но сразу же ударили морозы, наморозив крепкий толстый лед. Боюсь, что в траве нынче рыба стоять не будет. Растения подгнивают, съедая кислород. Здесь рыбе делать нечего. Разве что, может быть, плотва прячется от хищника? Решаю немного задержаться. Но поклевок не дождался.
Начинаю буриться от берега к середине пруда. Метрах в 30 от первой лунки дно опускается сантиметров на 30, и оно чистое, за мормышку ничего не цепляется. Ширина этой промоины метра полтора, дальше дно начинает постепенно, но все же подниматься к противоположному берегу. Судя по леске, у самого дна есть незначительное течение - по крайней мере, существует минимальное движение воды. Видимо, попал на старое речное русло.
Против течения, в полутора метрах, пробуриваю еще одну лунку и высыпаю в нее прикормочную порцию мотыля - пока она опустится ко дну, ее снесет ко мне под лунку. На всякий случай бурюсь и между лунок. В каждую лунку устанавливаю по удочке. Одна - поплавочная с двумя крючками, вторая - мормышечная с золотистой мормышкой, третья - та, которой начинал ловить.
Пробую подобрать хоть какую-то игру мормышкой. С более частых движений перехожу на плавные, через паузы, слегка подбрасываю мормышку и жду полнейшего успокоения, опускаю ее на дно и медленно пытаюсь шевелить. На очередном отрыве мормышки от дна вижу, как мой кивок резко кланяется воде. И в руку отдает ощутимый толчок. Подсечка - и вот он, первый окушок этого озера трепещет на воздухе.
Тут же замечаю, как срабатывает "стоячка" с мормышкой. Кивок прямо трясется от попавшейся рыбы. Все происходит в секунду, удочка наклоняется и хлыстиком ныряет в лунку. Это не страшно. Крупная ручка из пенопласта не дает утащить удочку под воду. Тоже окунь, и довольно крупный для данного водоема.
Было похоже, что рыба подошла на прикормку. Клевало с завидным постоянством на все 3 удочки, в том числе и на поплавочную с крючками. На нее даже попалась плотвичка. Но продолжалось это недолго, меньше часа. А после - как отрезало. Точнее, поклевки стали происходить все реже и реже и в конце концов сошли на нет. Я пытался окуня удержать прикормочным мотылем, но рыба перестала клевать - то ли наелась и затаилась, то ли совсем ушла.
Из улова выбрал пяток самых мелких "матросиков" и выставил пять жерлиц, догадываясь, что ничего путного не будет. Но все же хотелось попробовать. Сам же взяв бур и удочку, пошел по округе искать рыбу. Очень хотелось поймать плотву. Раз попалась одна рыбка - значит, плотва есть в озере.
Мой сосед тоже в поиске. Уже давно сорвался с того места, где ловил окуня. Опять мы с ним сошлись. У него перестало клевать еще раньше моего, правда, он не кормил рыбу. И после этого больше поклевок не было. Так и у меня: тоже поклевок нет. Расходимся по водоему.
Сверлю в различных местах пруда лунки. Немного прояснился рельеф дна. У берегов пруд зарос водными растениями, в основном - роголистником, глубина не превышает полутора метров, к середине она опускается до 3-х метров. Дно чистое.
У пешеходного мостика с другой стороны лежит полузатопленное дерево. По идее, здесь должен держаться окунь, а то и другая рыба. Бурюсь. Глубина - больше метра. Сразу же мормышка за что-то цепляется, отцеп остался в ящике, идти неохота, и я пытаюсь ее, дергая, вытащить, но ничего не выходит, леска лопается, и мормышка остается в пруду.
Привязываю новую, бурю чуть в стороне, опускаю мормышку и медленно начинаю поднимать ее, проверяя на зацепистость. Прошла. Теперь уже более увереннее играю у самого дна. В конце концов срабатывает, и на мормышку цепляется недомерок окунек. Поднимая наверх, я почувствовал, как рыбка цеплялась, проходя сквозь ветви.
С той же осторожностью опускаю мормышку ко дну, и опять легкое шевеление ее у дна. Очередная хватка. Точно такой же собрат.
"Если еще одного такого же вытащу", - думаю я, - то уйду. Рыба мелкая, а риск зацепиться - огромный". И тут, похоже, накаркал: при очередной подсечке крючок впивается в какое-то препятствие. Судя по ширине движения, это ветка. Очередной обрыв.
Возвращаюсь к ящику. На жерлицы никто не покусился - все флажки у льда. Еще брожу по старым лункам и выуживаю парочку окуней. Вижу, как мой сосед собрался и, видя, что я за ним наблюдаю, махнув мне рукой, крикнул: "Пока! Удачи!" Я тоже кивнул ему головой и громко поблагодарил.
А что такое УДАЧА? Для меня сегодня удача - то, что я сумел попасть на этот пруд и даже поймать рыбу. Ведь в основном рыболовы едут не за рыбой, а на рыбалку - за удовольствием увидеть поклевку, почувствовать трепет рыбки на конце лески. Едут отдохнуть от повседневной суеты и работы, хотя бы ненамного забыться от жизненных стрессов.
Так что я свою задачу минимум на сегодня выполнил с лихвой. Но пока не сдаюсь, у меня еще есть часа полтора, как начнет темнеть.
С сумерками "зашевелился" мелкий окушок, отозвался на прикормку, но не так интенсивно, как с утра. Вытащил несколько штук. И поклевки затихли.
Пора собираться. Скрутил вначале удочки, а вот с жерлицами все оттягивал, ждал: а вдруг случится чудо - и поднимется флажок, пусть с пустой поклевкой, но поднимется. Чуда не случилось, но и настроения это не подпортило.
Все же я одержал очередную, пусть маленькую, но все же победу в поисках подмосковной рыбы.
Геннадий Побожий, г. Краснознаменск Московской обл.
Фото автора