Маленькая хозяйка речного плёса
Олег Назаров, Ивановская обл.
Фото Ирины Болонкиной
После тусклой серой мути зимних дней апрельское солнышко и синева неба над рекой – как подарок долгожданный. Снег на берегах сел, обнаружились бурозелёные проплешины, а кое-где и первая зелёненькая травка на них появилась. На реке тут и там синие пятна проталин, и в следах зеленоватая вода. В небе над рекой вороны летают и звонко перекликаются весенними голосами… Одним словом – вот она, наша весна долгожданная!
Мы с женой приехали на знакомые местечки порыбачить. Я с рыбацкой оснасткой, а Ирина – с фотоаппаратом. Ведь в такой денёк всё окрашено ярко-ярко, а тени от берегов, деревьев – голубые. Тут грех дома сидеть!
И не зря ехали – преподнесла нам река неожиданный подарок. Довелось нам совсем близко познакомиться с хозяйкой плёса, на который мы постоянно за ершами да окуньками приезжаем.
Под берегом, где на прибрежной ольхе уже набухли шишечки и лёд у берега начал вспучиваться, у трещин его следки чьи-то появились. От трещины к трещине и от лунки к лунке. Видно, что какой-то маленький партнёр по рыбалке у меня появился. И пока я гадал, кому бы это быть, он сам смело, по-хозяйски прямо из ближайшей ко мне трещины вылез.
Гибкий, тёмно-коричневый, он встряхивал несколько раз досуха шубку, вылезая из воды. А во рту у него окунишка бьётся. Глянул на меня мой партнёр сердитым блестящим глазом и принялся добычу свою с головы прикусывать, поправляя его лапкой. Не торопясь, понемножку съел партнёр мой окунька своего и на меня смотрит. Ну, думаю, ожидает от меня угощения? А у меня уже штук шесть таких же окушков-матросиков у лунки на снегу скачут.
– Здравствуй, приятель-рыбачок! – говорю. – Ну, для знакомства, прими и от меня окушка!
Но не тут-то было! Рыбачок гордый и с характером оказался! Даже не приближаясь, понюхал он подброшенного мною окушка-матросика, и, негромко, но вполне презрительно фыркнул:
– Нашёл, мол, чем угощать! Да у меня и самого таких сколько угодно! Вытер мордочку об снег, ещё раз и… снова в воду нырнул!
– Смотри, какой гордый! – подозвал я Ирину. Не берёт рыбёшку-то. Брезгует вроде бы?
Ворона бы сразу схватила, а тут, подика, гонор проявляет!
– Да кто там у тебя? – спрашивает, – я его и рассмотреть не успела, солнце яркое, почти вслепую снимаю. Не знаю, получится ли что на снимке.
– Норка это и, похоже, та самая, которую мы в начале зимы на этом плёсе видели! Смелая такая и очень гордая. Да, смотри-ка, она вновь из трещины между берегом и рекой вынырнула! И ведь снова с окунем! Вроде как меня подразнить, что у неё рыбалка не хуже, чем у меня налажена!
А норка всем своим видом показывала, что нисколько не боится нас, что она – у себя дома и ни в чьих подачках не нуждается. Словно подтверждая это, она расположилась буквально в полутора метрах от меня, все так же, не спеша, съела очередного окуня, опять потёрлась мордочкой и шейкой о снег, лапками мохнатые щёчки потёрла и опять в воду. На это раз вынырнула уже метрах в пяти от нас. И снова с рыбкой! Перевернула окушка поудобнее, как будто играя, как кошка с мышкой, и тоже съела.
Ну, молодец! Вот это рыболов! А пока мы за норкой наблюдали, у меня изрядный окушок так заглотил мормышку с мотылём, что пришлось перочинным ножиком доставать!
Сияет солнце над рекой, над прибрежными ольхами, играет синими тенями, а мой партнёр мохнатым мячиком вдоль трещины во льду будто катится быстро, бесшумно, ловко. И лунки, рыбаками оставленные, тоже проверить не забывает.
В одной из них серебряную красноглазую плотвичку поймал. И тоже сжевал. Хороший аппетит у него. Но, кажется, наелся, сидит, думает. Покатался по снегу, то ли играя, то ли шубку свою отчищая, а потом принялся очистившийся от снега береговой склон обследовать.
Вновь показалась у воды норка уже метрах в пятидесяти от нас. Лёгкими прыжками долетела до кромки льда и поплыла по открытой воде на другой берег по своим делам.
Так мы и рыбачили с норкой в этот день, никто друг другу не мешал. А когда уезжали, то оставили для норки угощение – несколько небольших плотвичек. Это вроде подарка нашего по случаю знакомства. Окуни и ерши у нас в чести. Из них душистая и вкусная уха получается. А плотвичками не грех и угостить нашу мохнатую шуструю гостью.
Хотя тут, скорее, наоборот получается – ведь настоящая хозяйка этого речного плёса она, а мы у неё в гостях были.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 8(382), 2018 г.