Любитель ночной ловли
Владимир Телельков, г. Барнаул
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №3(89), 2006 г.
Погода на Алтае стоит холодная. Сибирские морозы сменяются метелями, но для настоящих рыболовов-зимников выходных не бывает. Любители рыбной ловли в любую погоду находятся на льду и, несмотря на небольшие уловы, со своим увлечением расставаться не желают.
В 25-30-градусные морозы без хорошего теплого укрытия над головой не обойтись, вот и растягиваются на сотни метров по протокам и заливам Оби палаточные городки. Теплая палатка - это уют и рыбалка "как дома на диване". Все эти примусы, "шмели", керогазы - для рыболовов выходного дня. Настоящая рыбалка должна быть с печкой, с брезентовой палаткой, с запасом топлива на всю ночь и день вперед.
Когда нет времени и работаешь пять дней в неделю, а для рыбалки отводится всего двое суток, "перебиться" можно и со "шмелем", надышаться парами бензина и чумным возвращаться в город. Совсем другое дело, когда на рыбалке жить на льду приходится дня два-три. Здесь проходит целый ритуал подготовки к ловле, особенно когда с тобой рядом команда единомышленников.
Первым делом идет выяснение, где рыба ловится. Утро до полудня уходит в поиске самого перспективного места и промеру глубин, подстройки снасти под течение, там, где оно есть.
Следующий этап - лунки для ночной ловли. Если нет ледобура на 180 мм, приходится пользоваться пешней - лед в этот период зимы толстенный, местами больше метра. Порой жарко от такой работы, и основное - чтобы не охладиться, запросто можно простыть.
Прорубь готова, теперь установка палатки. Хорошо, если она на каркасе, но и не трудно вырубить стойки из тальника, в обилии разросшемся по берегам. Оби. Некоторые рыболовы из него делают в палатках настоящие лежанки, но для двух ночей эти приспособления излишни.
Палатка стоит, прорубь есть, теперь дело за миниатюрной печуркой и выводом трубы наружу. Она стоит чуть в удалении от лунок и не соприкасается со стеками палатки. Печка на маленьких ножках, и подтаивание льда исключено. Труба представляет собой три листа жести, свернутых и вставленных один в один. Удобно, и места очень мало занимают.
Все готово. Теперь топорик в руки - и за дровами. Если попадется сухостой в диаметре 10-15 см, то лучшего топлива и не нужно. Пару "сухар" подтащишь к палатке, и начинается заготовка чурок. В ход идет ножовка. Через час чурбачки готовы. Вновь достаешь топор и разбиваешь их на маленькие поленца, укладываешь в поленницу у края палатки рядом с входом. Солнце склонилось к горизонту. Подбрасываешь в лунки изрядную порцию прикорма и растопляешь печь.
Дрова начинают потрескивать, в платке становится тепло и немного жарко. Устанавливаешь освещение, свечи или аккумулятор с лампочкой и достаешь снасти. Пока орудия лова приводятся в рабочее состояние, на печурке закипает в кружке чай. Теперь следует поужинать поплотнее и ждать подхода рыбы. Чтобы не было скучно, выручает маленький радиоприемник, который и песню споет, и точное время скажет.
В последний месяц зимы на богатый улов рассчитывать не приходится. Подойдет стайка подлещиков, выдернешь несколько штук, и вновь затишье. Наблюдаются две вспышки клева: с 21 часа до полуночи и за час до рассвета. К поплавкам, стоящим в одном положении так привыкаешь, что любое их движение сразу настораживает.
Горят палешки в печурке долго, жарко, сидишь в палатке в одном свитере и количеством топлива регулируешь температуру, изредка запуская прохладу, отодвинув полог палатки.
В бесклевье удается вздремнуть час-другой, но сон тревожный - так, забытье, а открыв глаза, взгляд тут же переводишь на поплавки. Проверяешь насадку, и довольно досадно бывает, когда ее на крючках не оказывается. Приходится заряжать снасти заново и ждать очередную поклевку.
День начинается со скрежета ледобуров прибывших на лед рыболовов. Шум стоит повсеместно. Клев в палатке или прекращается, или ловится мелочь. Прикорм рыбу держит, и улов прибавляется. Утренний клев проходит быстро. Поднимается солнце, и поплавки замирают.
Пора и позавтракать. Пьешь крепкий ароматный чай. Надо и соседей попроведать. Обходишь вновь прибывших и удивляешься отсутствием клева. Все бурятся, переходят с места на место в поисках рыбы и уезжают: кто в город, кто на другой водоем. В палатке подбросишь в топку дров и прикорма в лунки, хоть мелочь, но продолжает ловиться. Зимний день короток. Быстро темнеет, и вновь рыболова ожидает бессонная ночь. С приходом полуночи подошла стайка крупного подлещика, и часа два пришлось работать в прямом смысле этого слова.
Пакет под рыбу заполнен почти полностью. Лишь в три часа ночи клев прервался после нескольких сходов. Ладно. Еще раз кормлю и ставлю разогревать на печурку чай. Кажется, нарыбачился досыта, даже устал.
В семь утра звоню зятю, чтобы подъехал за мной на автомобиле через пару часов и отвез домой. Только поговорил по мобильнику, как тут же поклевка. Вновь клев, и не хочется уезжать. Останавливает любовь к природе, да и из мелкого подлещика много блюд не приготовишь.
Сматываю удочки. Остужаю печурку-труженицу. Складываю палатку. Увязываю все на санки и бреду к месту, куда через несколько минут подъедет зять.
Рыбалкой доволен, две ночи на природе - это что-то!..
Владимир Телельков, г. Барнаул
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №3(89), 2006 г.