Любимые блесны спиннингиста Костикова
Евгений Константинов, г. Москва
Фото автора
Рыбалку Серега Костиков полюбил с самого раннего детства и первых своих рыбок в подмосковной речушке Истра поймал корзинкой, в которую еще и грибы собирал. И уже потом, будучи школьником, освоил он удочки с поплавком и мормышкой, донки и полудонки. Но первый свой спиннинг Серега, к которому впоследствии приклеилось прозвище Шуба, приобрел только, когда ему исполнилось четверть века, и было это в далеком-предалеком 1985-ом.
Помните кадр из фильма “Операция “Ы”, когда Евгений Моргунов в роли “инвалида” Бывалого лихо разворачивает свой крохотный автомобиль? Снималось это на Тишинском рынке прямо у дверей магазина “Рыболов”, в котором Шуба и сделал ту, очень значимую в своей жизни, покупку.
Правда, немецкий стеклопластиковый спиннинг “Гермина” (15 руб.), по нынешним временам, был дубоватым и тяжеловатым, а безынерционная катушка “Дельфин 6” (10 руб. 80 коп.) вскоре начала барахлить… С приманками особо заморачиваться не пришлось, арсенал отечественных блесен был, мягко говоря, скудный. Это не касалось колеблющихся блесен, их-то как раз хватало, и в первую очередь Серега прикупил рубля за полтора пластмассовую коробочку с набором из пяти колебалок: “Пятнистая”, “Луч”, “Черноспинка”, “Ложка чешуйчатая” и “Удачная”, а также отдельно продающуюся “Серебристую”. Потом уже арсенал его пополнился “Шторлингами”, “Атомами” и другими колебалками, многие из которых имели названия водоемов: “Кама”, “Протва”, “Пахра”, “Десна”, “Лена”, “Озерна”, “Луга” и стоили не дороже 50 копеек.
Вертушек же в магазинах продавалось совсем мало: “Универсальная”, “Трофимовская”, “Окуневая”, “Байкал”… Был в продаже отечественный девон, который практически не играл, и, как следствие, ничего на него Шуба так и не поймал… Популярных сегодня воблеров тогда можно было по пальцам одной руки пересчитать: “Дельфин” и три “Балтики”, из которых уловистой оказалась только “Балтика 1”. Каждую новую блесну Шуба старательно зарисовывал карандашом в своем рыбацком дневнике – в фас и в профиль, а купленным на “Птичьем рынке” еще и придумывал названия. И в течение нескольких лет обязательно записывал – на какую блесну какую рыбу поймал. Потом наступило время, когда и на рыбалках он стал бывать чаще, и уловы в плане количества многократно увеличились, поэтому учет вести стало сложно. Но некоторые самые-самые любимые блесны Серега Костиков для себя выделял, и первой из них стала “Ложка чешуйчатая”.
В свой дебютный спиннинговый сезон Шуба слишком уж долго не мог, что называется, “разговеться”. Возможно, потому что почти на каждую рыбалку брал с собой еще и поплавочную удочку и ей тоже уделял какое-то время. И вот в один хмурый октябрьский вечер Серега Костиков отправился со спиннингом в Строгино. Особых надежд обрыбиться не питал, просто обидно было так и завершить сезон открытой воды, не познав радости ловли “методом верчения”. И ведь познал, познал он эту радость!
Безуспешно побросав блесенки в воды Москвы-реки, напротив впадающей в нее речушки Сходни, он добрел до неизвестного ему раньше почти круглого затона, заросшего по берегам камышом и рогозом. Более-менее удобно спиннинговать там можно только в двух местах. В первом из них Шуба и забросил свою “Ложку чешуйчатую” под противоположный берег, глядя по сторонам, неспешно ее повел и где-то на половине проводки вдруг ощутил сильный рывок. Что именно произошло, он понял, только увидев в прозрачной воде извивающуюся всем телом щуку, попавшуюся на его блесну. Хоть и торопливо, но без особых проблем он вытащил на берег рыбину, казавшуюся тогда огромной. На самом же деле щука весила ровно 900 граммов, зато она стала первой, пойманной на спиннинг, и радости Сереги
Костикова не было предела! Примечательно, что на следующий день, в том же самом затоне, на ту же “Ложку чешуйчатую” он поймал вторую щуку весом уже 1400 г, которая и свечки делала, и заставила рыболова зайти в воду и залить сапоги – иначе запутала бы леску в зарослях камыша. И, наверное, с тех пор по-настоящему полюбил наш герой спиннинг…
А еще примечательно, что в следующем спиннинговом сезоне Шуба хоть и расширил список своих трофеев, но ни одна рыбка не была поймана на вращающиеся блесны. Зато он открыл для себя привлекательность воблера “Балтика 1”, который составил заметную конкуренцию колебалкам. И хотя большими уловами похвастать он не мог, но щукам в Москвереке воблер понравился, а в один прекрасный вечер на него попался голавль за полкилошник. А потом случились незабываемые “пятнадцать предрассветных минут”, в течение которых у Шубы сначала сошла подведенная к самому берегу щука, затем на “Балтику” позарился горбатый окунь, и после того, как рыболов далеко сплавил воблер по течению и начал неспешную подмотку, трофеем стал первый в его жизни жерех весом далеко за килограмм. О той истории Шуба даже рассказ написал, который опубликовали в рыболовном журнале.
И лишь на следующий год, в середине августа, Костиков впервые поймал зубастую хищницу на вращающуюся блесну, известную под названием “Универсальная”. Причем случилось это во время его первых соревнований, которые проходили на Рузском водохранилище. Стояла жарища, сильно цвела вода, к тому же на этом водоеме он прежде ни разу не бывал. О ловле на русле не шло и речи, поэтому Шуба направил лодку в залив, который впоследствии прозвал Мудрым. Там и клюнула на его вертушку щучка, в которой всего-то было 340 г, но которая, тем не менее, принесла ему почетное третье место. И с тех пор Серега Костиков стал еще и заядлым рыболовом-спортсменом.
А вращающиеся блесны надолго стали для него основными во время соревнований по спиннингу. Но какой-то наиболее любимой вертушки он так для себя и не определил, разве что самодельные “суховки” или родные меппсы, мюраны, бальзеры колонели… нет – слишком уж много прошло их через его руки.
Но все же самую-самую любимую спиннинговую приманку он для себя определил, ей стала очень привлекательная внешне колебалочка “Луга”. Она была сильно изогнута, с одной стороны покрашена в зелено-бело-красный или сине-бело-красный цвет, а на заводном колечке, помимо тройника, был подвешен еще и красный пластмассовый лепесток. Шуба с успехом ловил на нее и хороших окуней, и судаков с жерехами. Конечно же, больше всего попадалось на “Лугу” щук. Проблема была в том, что блесны имели свойства отрываться, а отечественные заводы прекратили их выпускать, и с каждым сезоном запас любимых “Луг” у Шубы таял и таял. И вот когда почти совсем не осталось в его арсенале заветных блесенок, приехал Серега Костиков со своей командой в Саратовскую область на так называемую Орловскую воложку, чтобы принять участие в первом чемпионате России по спиннингу.
Тренировка на незнакомом водоеме не порадовала – рыба клевала слабо, а если и попадалась, то мелкая. Лишь в одном месте, на границе густой подводной растительности и резкого свала в глубину, он заприметил жирующего хищника и поймал на “Лугу” окуня весом с полкило. На это место и решил плыть сразу после старта. И все бы хорошо, но увязался за ним Аркадий – сильнейший московский спиннингист, который так налегал на весла, что обогнал Шубу и прямиком устремился к намеченному им месту. Как ни рвал жилы Костиков, раньше него приплыл Аркадий на приметный свал и начал примеряться, где бы лучше заякориться. И тут Шуба не растерялся – пока соперник осматривался, он бесшумно приблизился к нему на короткое расстояние, не мешкая, опустил якорь и тут же забросил блесну – мол, место уже занято, извини-подвинься. Аркадию осталось лишь чертыхнуться, вновь взяться за весла и отплыть от находчивого конкурента на положенные пятьдесят метров, где и начать ловлю. Как вскоре выяснилось, подсуетился с заякориванием Костиков совсем не напрасно. Буквально при третьем забросе на его “Лугу” случилась поклевка, и вскоре он завел в подсачек первую щуку весом 800 граммов.
А еще через два-три заброса у Шубы произошла вторая, причем мощнейшая поклевка, и с подсечкой он не оплошал. Надо сказать, что в своей рыболовной практике Шуба не жаловал поводки, впрочем, как и никогда не пользовался фрикционным тормозом, чем постоянно вызывал недоумение у других рыболовов. Объяснял он такое поведение просто: при ослабленном фрикционе хищник, рванувшись, может успеть укрыться в корягах или зарослях растительности, если же фрикцион будет закручен, Шуба такой возможности соперника лишит, а при мощных рывках сам будет сдавать леску, вращая катушку в обратном направлении, к тому же, используя амортизацию спиннинга. В плане же поводков он небезосновательно считал, что они могут насторожить и отпугнуть хищника, а перекусы лески щукой случаются не так уж часто. Но накануне соревнований товарищи по команде все-таки заставили его поставить поводок, Шуба отошел от своих убеждений и, как оказалось, поступил абсолютно правильно. Щука ему попалась крупная, без стального поводка наверняка срезала бы леску, теперь же у нее оставались шансы лишь скрыться в густой водной растительности. Но фрикционный тормоз на катушке был затянут намертво, и Шуба не позволял ей разгуляться. И все-таки сопротивление она оказывала достойное: дважды он подводил ее к борту лодки, хватался за подсачек, но понимал, что рыбина не поместится в сетку, и откладывал его в сторону. Аркадий, наблюдавший за противоборством щуки и спиннингиста, выкрикивал какие-то советы, но Шуба в пылу борьбы его не понимал. И вот, когда в третий раз щучища оказалась у борта, он изловчился, железной хваткой сомкнул пальцы чуть пониже ее головы и перевалил в лодку! А после этого дал волю эмоциям – победные крики Шубы были слышны аж на противоположном берегу воложки…
Щука, весившая 4640 граммов, оказалась самым крупным трофеем первого чемпионата России по спиннингу, и Серега Костиков стал его обладателем благодаря своей любимой “Луге”.
P.S. Эта колебалочка до сих пор есть в арсенале Сереги Костикова, правда, в единственном экземпляре. Он ее бережет, хоть и берет на рыбалки, но привязывает к леске крайне редко и ненадолго. Наверняка, рано или поздно он все-таки оборвет последнюю “Лугу” на мертвом зацепе, или же какая-нибудь щучка срежет ее своими острыми зубами, мстя за своих сородичей.
Что ж, такова судьба всех хороших рыболовных приманок…
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 2(376), 2018 г.