Главная > Статьи > Луга: знакомство с рекой

Луга: знакомство с рекой

Нынешний год выдался не из легких. Похоже, что природа решила сказать нам “хватит” и показать Кузькину мать! Зима пока слегка пригрозила пальчиком в виде аномальных снегопадов, но пощадила в виде морозов. Наступившая весна не принесла облегчения: где-то шли, не переставая, дожди, а где-то беспощадное солнце еще ранней весной начало жечь в полную силу. Наконец наступило аномальное лето. Практически ко всей стране, за исключением (хотя исключения тоже в аномальною сторону) нескольких областей, пришла вселенская жара.

Так уж получилось, что в середине июля я с семьей попал в Питер, и удалось нам вырваться на два дня в Ленинградскую область к родственникам, в поселок Кингисеппский, стоящий прямо на реке Луга.

Приехали мы в обед. Знойное пекло только-только разгоралось. Ну разве можно выдержать в такое время и не сбежать на реку, которая призывно шепчет своими волнами в ста метрах от дома.

Мне не повезло: брат жены, а он настоящий рыбак, уезжал именно в этот день, через 2 часа после нашего приезда.

– Гена, неудачно вы заехали. Вот еще вчера я ездил на карьер, карась даже в эту жару клюет регулярно, – начал он мне рассказывать прямо за столом. – Вот этих карасиков, – он указал на пожаренных 200-250-граммовых рыбок, – я ловил вчера. Да, клев не активный, но клюет.

– А как доехать до твоего карьера? – спросил я.

– Не подумай, что я не хочу выдать тебе место. Просто ты не найдешь. Мы с дедом его сами нашли случайно, об этом карьере мало кто знает, и рыбы в нем много. Неприметный карьерчик. Сколько раз мы мимо ходили и не натыкались на него. Главное, что на нем, как мне кажется, еще не ступала нога “электрика”.

– Ладно, Вить, не последний раз я приехал, сводишь в следующий раз. А куда бы мне направиться со спиннингом по реке?

– Да куда ноги понесут, можешь вверх по течению пойти, можешь – вниз. В последние годы фосфоритный завод стал меньше гадить, речка стала чище, и рыбы стало больше. Из хищника можешь зацепить щуку, окуня, голавля и даже лосося. Как-то он постепенно исчез, а вот в последние три года снова воскрес, – он немного подумал и предложил: – Иди от моста вправо, против течения. Там через сотню метров перекатик небольшой, так я там лет пять назад и голавлей, и жерехов, и щук ловил, а уж окуня сколько перетаскал, не перечесть.

Туда я и решил отправиться. Беру спиннинг, приманки и отправляюсь к воде, понимая, что в такую жару что-нибудь поймать нереально. Но ведь я же иду к реке не за уловом, а избавиться от палящего зноя.

13-2-16-1010.jpgЗная, что у моста частенько держится хищник, решаю хорошенько обловить это место. Но чувствуется, что река сильно обмелела. Глубина у свай не более 70-80 см. Уже на третьем забросе я оставляю блесну, видимо, зацепившуюся за арматуру или бетон. Решаю поставить мелкозаглубляемый воблерок, но и он не приносит удачи. Иду дальше вверх по течению. Берег сильно зарос травой. Она густая, переплетенная между собой, стоит по пояс взрослому человеку. Пробираться тяжело.

Берег обрывистый, заросший ивняком, и только редкие проплешины песка с камнем появляются у реки. На одной из таких проплешин встречаю парня, ловящего на донки. Поздоровавшись, интересуюсь уловом.

– Да одна мелочь: плотва, подлещики, но мужики здесь и лещей ловили. А вот на спиннинг я здесь ничего в этом году не поймал.

Покидав безрезультатно в стороне от рыболова, иду дальше.

Уже прошел и 100, и 150, и 200 м, а переката не видно. Правда, действительно где-то в ста метрах от моста купались дети, и было там относительно мелко. Может быть, это и был перекат. Может быть, за эти годы его слизала река? Но характерных признаков переката я так и не нашел.

Кое-где у извилистого берега появляются небольшие заводи, заросшие кувшинками. Пытаюсь их облавливать, не всегда получается. Изгибы реки слишком плавные.

Меняю вертушки на попперы, попперы на колебалки, колебалки на воблеры, а поклевок нет. Ставлю воблеры минноу, кренки, шеды. Не помогает.

Хожу у реки, а духотища такая стоит, что у меня пот с лица градом катится, футболка мокрая. В конце концов не выдерживаю и лезу в воду. Какая благодать. Немного охладившись, иду дальше.

В одном месте почувствовал небольшой зацеп, даже подсекать не стал, а зря. Пока тащил, ощущение было, что тащу пук травы, ни единого рывка, и только у берега из-под листьев кувшинок вдруг произошел небольшой рывочек, и вывернулся светло-зеленый бок медленно уходящей в сторону рыбы. Я так и не понял, кто это был. Второй поклевки здесь уже не случилось. Похоже, рыба “варится” в реке, она совершенно инфантильна.

Иду дальше. Наверху на возвышении начался какой-то поселок, внизу у реки появилось больше чистых мест, видимо, местные ухаживают за своей пристанью. Ведь у каждого такого места привязана лодка. Есть плавающие на поверхности – хозяин не боится, что она рассохнется, а есть почти полностью затопленные, скрытые от солнечных лучей. Даже с привязанной лодки ловить удобнее. Опять безрезультатные броски, пока не поставил я своего желто-красного “клопика”. Уже на второй проводке у самого края зелени я почувствовал рывок и тут же подсек. Река наградила меня за более чем 3-часовые скитания щуренком в 500-600 граммов. Небольшая фотосессия в лодке – и он отправляется на свободу.

Прямо гора с плеч. Значит, и в такую жару, если есть желание и упорство, можно поймать хищника. Хотелось еще пройти вперед, но впереди встретились густые заросли чертополоха и крапивы, а обходить расхотелось, ведь задача минимум была выполнена. Еще раз искупавшись, я вернулся домой.

На следующий день, уставший после вчерашней дороги, проснулся поздно, когда солнечные лучи начали щекотать лицо. Было 6 часов утра.

Быстро умывшись, сбегаю с четвертого этажа, прыгаю в машину и еду километров за десять от поселка. Там тоже места живописные. Я там бывал лет 20 назад, но дорогу помню. Практически ничего не изменилось, единственное отличие – все заросло густой, высокой травой. Раньше берег выкашивали на сено, сейчас-то коров на селе практически не осталось – это никому не нужно, молоко ведь и в магазине купить можно.

В общем, продираясь сквозь такие заслоны, подбирался к воде и делал забросы. И опять отработал мой “клопик”. Соблазнил он то ли язя, то ли голавля. Борьба была недолгой. Рыба схватила у самого берега, тут же вывернулась, показав свой серебристый бок, ушла на глубину.

Здесь места более глухие, по берегу растет много деревьев, так что дно завалено стволами деревьев, смытыми в половодье, кустами, корягами. Жалко было оставлять воблерок на коряге – дважды пришлось плавать. И решил я поставить безродного “китайца”. Купаться расхотелось: на мокрое тело моментально слетаются оводы и слепни, а кусаются они очень больно.

Не помню, когда он у меня появился, один из первых, купленных подешевке. Тогда воблер как приманка был в новинку, да и стоил он как 5-6 колебалок или 3-4 вертушки. Вот и решил попробовать на дешевеньком. Но не получилось. Так и лежал он в коробке, не разловленный. Несколько раз я его отправлял поплавать, но ни разу он не соблазнил рыбу. Решил я его покупать здесь. Если и потеряю, то не жалко.

Делая забросы, ни на что не надеясь, я двигался по берегу. Очередной зацеп остановил катушку, я дернул удилищем, пытаясь выдернуть крючок, как вдруг шнур пошел в сторону, режа воду. Вскоре щучка за килограмм выплясывала на берегу.

Вот она, приятная неожиданность. Чем хороша рыбалка – своей непредсказуемостью. Не знаешь, что тебя ждет впереди. В местах, где рыбы было очень много, данная приманка не привлекла ни одного хищника, а здесь в жару и рыба не так уж кишит, ведь “выстрелила”. То ли щука совсем уж голодная попалась, то ли от жары она свихнулась, но результат налицо.

Данная щука подтвердила один постулат: нет приманок, которые не могут поймать рыбу. Не мудрствуя лукаво, скажу так: просто не пришло их время. Может быть, вначале неправильно подбираешь проводку? Да и другие факторы должны совпасть, чтобы она сработала. Может статься, на данный воблер я уже ни разу не поймаю рыбу, но он единожды выполнил свою миссию. Бывает, что не успеваешь поймать ни одной рыбы на приманку, а ее уже потерял, отдал водоему в качестве выкупа.

Солнышко стало припекать. Рыбу я поймал. Что еще нужно истосковавшейся по рыбалке душе?

Вот такое знакомство случилось в самую жару у меня с Лугой. Знакомство состоялось, и даже довольно приятное. Придет время, и я еще раскрою не одну тайну данной реки, ведь я теперь в России, да и Виктор приглашал в любое время года, а пока – завтра в обратный путь, в жаркое и знойное Подмосковье.

Геннадий Побожий, г. Краснознаменск Московской обл.

Краткая справка. Луга – река, протекающая в Ленинградской и Новгородской областях. Берет начало из Тесовских болот в Новгородской области, впадает в Лужскую губу Финского залива, длина ее 353 км. Русло песчаное, на порожистых участках галечно-валунное. На отдельных участках судоходна . Вода, по крайней мере, в районе г. Кингисеппа, прозрачная, но цветом – темно-коричневая.