Ловозерская тундра. Кольский на грани осени
Владислав Андрианов, г. Н. Новгород
Фото автора
Поездка это состоялась внезапно. Буквально перед самым моим коротким отпуском, совершенно случайно, выяснилось, что знакомые как раз в этих числах собираются ехать на Кольский полуостров. Вообще-то, далеко ехать отдыхать я не планировал, но тут не устоял, и, выяснив, что путешествовать предполагается без особого напряга типа многодневных волоков, пеших переходов, крутых порогов и дорогих забросок, да еще и недели полторы всего, можно сказать, – напросился. В конце концов, на Русском Севере, да и вообще достаточно далеко от дома, я не был с 2012 года. Пора бы мир посмотреть, да и живого хариуса я пока в жизни не видел.
Ехать предстояло к находящемуся в самом центре Кольского Ловозеру. Асфальт почти до воды, а там садись на привезенную с собой лодочку ПВХ с мотором и катись куда хочешь. Хоть 44 км самого озера исследуй (кстати, на берегах его, кроме одноименного поселка, никаких населенных пунктов не имеется), хочешь – в какую-нибудь речку иди. Кстати, в планах организаторов нашей экспедиции было именно сходить в речку Кургу до первых порогов, половить там северную рыбку, а потом – в вытекающую из Ловозера речку Воронью докуда получится.
И вот, мы катимся двумя экипажами по 3 человека в машине, груженые под завязку. Маршрут стандартный – через Иваново, Ярославль, Вологду, Медвежьегорск и дальше к Мурманску. Чуть не доезжая Оленегорска – поворот на Ловозеро. Ночевали прямо в машинах. Часа 4 поспать – и дальше в путь. Коллектив у нас подобрался стойкий и неприхотливый – автор этих строк, два Сергея, Николай и бессменные водители Виталий и Владимир. Хочется особо поблагодарить их за благополучную доставку и отчасти посочувствовать – сам бы я, наверное, столько за рулем не вынес. Не буду подробно описывать дорогу, несмотря на все красоты северных пейзажей. Запомнилось только, что с 2012 года она стала значительно лучше, но коегде, посевернее, капитальный ремонт все идет. Пришлось изрядно постоять на участках с реверсным движением. Да еще многочисленные подлянки в виде приземистых ящичков с камерами, замаскированных в дорожных отбойниках.
Так или иначе, доехали. Стартовав утром пятницы, часам к 6 вечера первой сентябрьской субботы были уже на месте. В поселке Ловозеро закупили хлеба. Увы, туристические достопримечательности этого центра Саамской культуры на сей раз прошли мимо нас.
Собрали лодки и расположились на ночлег на охраняемой территории мыса “Семерка” в устье речки Вирма. Машины на все время водного похода оставили на той же “Семерке” (причал, вагончик охранников и, видимо, гидов по совместительству, охраняемая стоянка) за небольшую плату. Пообщались с некоторыми из охранников-гидов. Надо сказать, их расспросы о маршруте нашей компании были довольно настойчивы. В речки нам идти не советовали, а рекомендовали половить на самом озере и даже воспользоваться домиком на одном из островов. В конце концов, пришлось даже согласиться для вида. Также выяснилось, что воды в озере в нынешнем 2018 году как никогда мало, на метр-полтора ниже обычного, чего старожилы не припомнят уже лет 50. Даже половина местных рыбаков пообломали на камнях винты и редукторы моторов, не говоря уж о приезжих. В общем, стартовав утром воскресенья, пошли очень потихоньку. Большая 380-я ПВХшка под 18-сильным мотором вместила в себя пятерых и изрядную часть груза. На прицепе болталась доверху загруженная надувная байдарка. Шестой участник Николай плыл на своей, тоже забитой вещами, ПВХ-лодочке под мотором в 3,5 силы. Курс держали на остров Салма, два прохода вокруг которого должны были вывести нас в речку Кургу (по классификации местных – Летнюю Кургу), или на путь к реке Вороньей. Опасаясь камней, шли под 18-сильным мотором чуть ли не на холостом ходу, да еще и, зачастую, в мелководном положении. До Салмы дошли почти без приключений, лишь немного потаскав по каменистому меляку нашу здоровенную посудину.
Подойдя к острову, насколько позволяла отмель, были неприятно удивлены, что ближний, да и дальний, как выяснилось, проход напрочь перегорожены каменными грядами. По крайней мере, с нашей позиции это выглядело именно так. Возможно, стоило высадиться и поискать каких-то путей прохода, но было принято решение идти к другому заходу в Кургу – Курге зимней, километров восемь к югу.
Что ж, пошли. С большими предосторожностями, периодически натыкаясь на отмели и камни. Плыть вдоль берега оказалось совершенно невозможно, но и за линией островов попадались отходящие далеко вглубь озера каменистые косы. Когда казалось, что опасность миновала, эхолот показал метра 4 глубины, наш капитан решился перевести мотор в обычное положение и чуть-чуть прибавить газу. И надо же такому случиться, – несчастный агрегат тут же запрыгал по камням. Благодаря небольшой скорости, какого-то сильного удара, на первый взгляд, не было, даже винт не особо попортило. Тем не менее, будучи вновь заведенным, двигатель огорчил нас неприятным шумом и вибрацией. Ехать-то он еще ехал, но от дальнейшего использования решено было отказаться. Достаточно дорогой ремонт пришлось делать уже в Нижнем Новгороде.
Дальнейшее путешествие пришлось продолжать под 3,5-сильным китайским моторчиком. Как назло, поднялся приличный встречный ветер и волна с барашками. Помучались с разными способами буксировки главного “парохода”, но все равно наш караван чуть двигался. Оставшиеся километра 4 шли, наверное, около тех же четырех часов. В конечном итоге, решили остановиться передохнуть и пообедать на островке недалеко от устья Зимней Курги.
Островок весь зарос кривыми березками и похожими на бруснику красными ягодами, явно несъедобными. Похоже, это был так называемый “шведский дерен” – ягода не ядовитая, но совершенно безвкусная. Под единственной сосенкой нашлось несколько маслят.
Отдохнули, перекусили. Пора бы в путь. Тем более что ветер поутих, да и некто на моторке лихо въехал на наших глазах прямо в Кургу. Нам же полпути от островка пришлось тащить лодку вручную, спотыкаясь на камнях. Мотор у лихача, видимо, был не простой, а что-то вроде водомета.
В устье, которое оказалось и не устьем, нас ждал очередной сюрприз. Вода не втекала, а вытекала из озера. Впрочем, нам это было только на руку – плыть предстояло по течению, по крайней мере, часть пути.
Где на моторчике, где на веслах, где волоком (то же озеро Зимняя Курга оказалось глубиной то по колено, то – по пояс) до конца дня наш караван прошел что-то около 8 километров вверх по Курге до первого порога. Разбивали лагерь и готовили еду уже в сумерках. Благо, здесь они длинные, полярные – в 9 вечера было еще довольно светло. В походную похлебку удалось добавить немного грибов – маслят с острова и найденных тут же, на берегу, опят с подберезовиком. Вкусный ужин и радужные планы на будущее стали приятным завершением этого довольно тяжелого дня. Опять же, достоинством даже ранней осени стало почти полное отсутствие знаменитого северного гнуса – ни репелленты, ни накомарники нам так и не понадобились.
Немного удивило, что на пороге мы оказались не одни – нашими соседями стала пара средних лет на байдарке. Впрочем, с рассветом они ушли вверх по течению. Утро встретило нас прекрасной, ясной погодой. Прогноз, кстати, обещал впереди 2 комфортных дня без дождей и около 15 градусов тепла. Тем не менее, рассиживаться не следовало, – пора было идти на рыбалку.
По правде сказать, первый наш день на Кольском, полностью посвященный перемещению, особых надежд на рыбу не внушал. Во время плавания ловить впятером в одной лодке крайне неудобно, но один разложенный спиннинг с прицепленным к нему воблером все же имелся. Воблер периодически отправляли поплавать за бортом, но явной поклевки так и не дождались. Никаких видимых признаков ихтиофауны также не было замечено.
Разве что, на входе в “просто Кургу” что-то немного поплескивалось, но мы быстро проскочили это место.
Оставалось надеяться, что вся рыба где-то выше порога. Туда и пошли со спиннингами трое из нас – автор этих строк, один из Сергеев и Владимир. Второй Сергей взялся ловить нахлыстом в окрестностях лагеря, Николай тоже решил далеко не уходить, а Виталий остался разбираться с мотором. Сильно рано собраться не получилось – было уже около 10 утра.
Спортивный Володя быстро убежал куда-то вперед, мы же с Серегой двинулись не спеша, основательно обкидывая каждое приглянувшееся место. Рыбы не было. Примерно через километр перешли по перекату на левый берег, и чуть отойдя, внезапно обнаружили, что за нашими блеснами выходят к берегу узкие глазастые рыбешки примерно с ладонь. Хариусы!
Они настойчиво преследовали вращалку, иногда тыкались в нее, но подсекаться решительно не хотели. Впрочем, нас такая мелочь и не слишком привлекала, но было приятно, что в реке есть хоть что-то.
Через некоторое время Сергей всетаки поймал своего хариуса – такого же, с ладонь. Для меня это был первых хариус, увиденный живым. По-хорошему, надо было бы отпустить малыша, но это была Первая Рыба похода, да и дальнейшие перспективы рыбалки казались весьма туманными, так что решено было его ритуально съесть. Тем более что, вернувшись на более удобный для передвижения правый берег, мы вскоре наткнулись на пустующую стоянку с очень кстати оставленной кем-то пачкой соли. Хариус был торжественно выпотрошен и присолен, а с часик спустя и съеден на берегу под содержимое походной фляжки. Признаться, вкус толком не разобрал – маловато.
Больше рыбы у нас к тому времени не прибавилось, но по десятку поклевоктычков все же поимели.
Окончание следует.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 19 (393), 2018 г.