Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Ловозерская тундра. Кольский на грани осени

Ловозерская тундра. Кольский на грани осени


Владислав Андрианов, г. Н. Новгород 
Фото автора  

Поездка это состоялась внезапно. Буквально перед самым моим коротким отпуском, совершенно случайно, выяснилось, что знакомые как раз в этих числах собираются ехать на Кольский полуостров. Вообще-то, далеко ехать отдыхать я не планировал, но тут не устоял, и, выяснив, что путешествовать предполагается без особого напряга типа многодневных волоков, пеших переходов, крутых порогов и дорогих забросок, да еще и недели полторы всего, можно сказать, – напросился. В конце концов, на Русском Севере, да и вообще достаточно далеко от дома, я не был с 2012 года. Пора бы мир посмотреть, да и живого хариуса я пока в жизни не видел.  

Владислав Андрианов, г. Н. Новгород

Ехать предстояло к находящемуся в самом центре Кольского Ловозеру. Асфальт почти до воды, а там садись на привезенную с собой лодочку ПВХ с мотором и катись куда хочешь. Хоть 44 км самого озера исследуй (кстати, на берегах его, кроме одноименного поселка, никаких населенных пунктов не имеется), хочешь – в какую-нибудь речку иди. Кстати, в планах организаторов нашей экспедиции было именно сходить в речку Кургу до первых порогов, половить там северную рыбку, а потом – в вытекающую из Ловозера речку Воронью докуда получится. 

И вот, мы катимся двумя экипажами по 3 человека в машине, груженые под завязку. Маршрут стандартный – через Иваново, Ярославль, Вологду, Медвежьегорск и дальше к Мурманску. Чуть не доезжая Оленегорска – поворот на Ловозеро. Ночевали прямо в машинах. Часа 4 поспать – и дальше в путь. Коллектив у нас подобрался стойкий и неприхотливый – автор этих строк, два Сергея, Николай и бессменные водители Виталий и Владимир. Хочется особо поблагодарить их за благополучную доставку и отчасти посочувствовать – сам бы я, наверное, столько за рулем не вынес. Не буду подробно описывать дорогу, несмотря на все красоты северных пейзажей. Запомнилось только, что с 2012 года она стала значительно лучше, но коегде, посевернее, капитальный ремонт все идет. Пришлось изрядно постоять на участках с реверсным движением. Да еще многочисленные подлянки в виде приземистых ящичков с камерами, замаскированных в дорожных отбойниках. 

Так или иначе, доехали. Стартовав утром пятницы, часам к 6 вечера первой сентябрьской субботы были уже на месте. В поселке Ловозеро закупили хлеба. Увы, туристические достопримечательности этого центра Саамской культуры на сей раз прошли мимо нас. 

Собрали лодки и расположились на ночлег на охраняемой территории мыса “Семерка” в устье речки Вирма. Машины на все время водного похода оставили на той же “Семерке” (причал, вагончик охранников и, видимо, гидов по совместительству, охраняемая стоянка) за небольшую плату. Пообщались с некоторыми из охранников-гидов. Надо сказать, их расспросы о маршруте нашей компании были довольно настойчивы. В речки нам идти не советовали, а рекомендовали половить на самом озере и даже воспользоваться домиком на одном из островов. В конце концов, пришлось даже согласиться для вида. Также выяснилось, что воды в озере в нынешнем 2018 году как никогда мало, на метр-полтора ниже обычного, чего старожилы не припомнят уже лет 50. Даже половина местных рыбаков пообломали на камнях винты и редукторы моторов, не говоря уж о приезжих. В общем, стартовав утром воскресенья, пошли очень потихоньку. Большая 380-я ПВХшка под 18-сильным мотором вместила в себя пятерых и изрядную часть груза. На прицепе болталась доверху загруженная надувная байдарка. Шестой участник Николай плыл на своей, тоже забитой вещами, ПВХ-лодочке под мотором в 3,5 силы. Курс держали на остров Салма, два прохода вокруг которого должны были вывести нас в речку Кургу (по классификации местных – Летнюю Кургу), или на путь к реке Вороньей. Опасаясь камней, шли под 18-сильным мотором чуть ли не на холостом ходу, да еще и, зачастую, в мелководном положении. До Салмы дошли почти без приключений, лишь немного потаскав по каменистому меляку нашу здоровенную посудину. 

Подойдя к острову, насколько позволяла отмель, были неприятно удивлены, что ближний, да и дальний, как выяснилось, проход напрочь перегорожены каменными грядами. По крайней мере, с нашей позиции это выглядело именно так. Возможно, стоило высадиться и поискать каких-то путей прохода, но было принято решение идти к другому заходу в Кургу – Курге зимней, километров восемь к югу. 

Что ж, пошли. С большими предосторожностями, периодически натыкаясь на отмели и камни. Плыть вдоль берега оказалось совершенно невозможно, но и за линией островов попадались отходящие далеко вглубь озера каменистые косы. Когда казалось, что опасность миновала, эхолот показал метра 4 глубины, наш капитан решился перевести мотор в обычное положение и чуть-чуть прибавить газу. И надо же такому случиться, – несчастный агрегат тут же запрыгал по камням. Благодаря небольшой скорости, какого-то сильного удара, на первый взгляд, не было, даже винт не особо попортило. Тем не менее, будучи вновь заведенным, двигатель огорчил нас неприятным шумом и вибрацией. Ехать-то он еще ехал, но от дальнейшего использования решено было отказаться. Достаточно дорогой ремонт пришлось делать уже в Нижнем Новгороде. 

Дальнейшее путешествие пришлось продолжать под 3,5-сильным китайским моторчиком. Как назло, поднялся приличный встречный ветер и волна с барашками. Помучались с разными способами буксировки главного “парохода”, но все равно наш караван чуть двигался. Оставшиеся километра 4 шли, наверное, около тех же четырех часов. В конечном итоге, решили остановиться передохнуть и пообедать на островке недалеко от устья Зимней Курги. 

Островок весь зарос кривыми березками и похожими на бруснику красными ягодами, явно несъедобными. Похоже, это был так называемый “шведский дерен” – ягода не ядовитая, но совершенно безвкусная. Под единственной сосенкой нашлось несколько маслят. 

Отдохнули, перекусили. Пора бы в путь. Тем более что ветер поутих, да и некто на моторке лихо въехал на наших глазах прямо в Кургу. Нам же полпути от островка пришлось тащить лодку вручную, спотыкаясь на камнях. Мотор у лихача, видимо, был не простой, а что-то вроде водомета. 

В устье, которое оказалось и не устьем, нас ждал очередной сюрприз. Вода не втекала, а вытекала из озера. Впрочем, нам это было только на руку – плыть предстояло по течению, по крайней мере, часть пути. 

Где на моторчике, где на веслах, где волоком (то же озеро Зимняя Курга оказалось глубиной то по колено, то – по пояс) до конца дня наш караван прошел что-то около 8 километров вверх по Курге до первого порога. Разбивали лагерь и готовили еду уже в сумерках. Благо, здесь они длинные, полярные – в 9 вечера было еще довольно светло. В походную похлебку удалось добавить немного грибов – маслят с острова и найденных тут же, на берегу, опят с подберезовиком. Вкусный ужин и радужные планы на будущее стали приятным завершением этого довольно тяжелого дня. Опять же, достоинством даже ранней осени стало почти полное отсутствие знаменитого северного гнуса – ни репелленты, ни накомарники нам так и не понадобились. 

Немного удивило, что на пороге мы оказались не одни – нашими соседями стала пара средних лет на байдарке. Впрочем, с рассветом они ушли вверх по течению. Утро встретило нас прекрасной, ясной погодой. Прогноз, кстати, обещал впереди 2 комфортных дня без дождей и около 15 градусов тепла. Тем не менее, рассиживаться не следовало, – пора было идти на рыбалку. 

По правде сказать, первый наш день на Кольском, полностью посвященный перемещению, особых надежд на рыбу не внушал. Во время плавания ловить впятером в одной лодке крайне неудобно, но один разложенный спиннинг с прицепленным к нему воблером все же имелся. Воблер периодически отправляли поплавать за бортом, но явной поклевки так и не дождались. Никаких видимых признаков ихтиофауны также не было замечено. 

Разве что, на входе в “просто Кургу” что-то немного поплескивалось, но мы быстро проскочили это место.  

Оставалось надеяться, что вся рыба где-то выше порога. Туда и пошли со спиннингами трое из нас – автор этих строк, один из Сергеев и Владимир. Второй Сергей взялся ловить нахлыстом в окрестностях лагеря, Николай тоже решил далеко не уходить, а Виталий остался разбираться с мотором. Сильно рано собраться не получилось – было уже около 10 утра. 

Спортивный Володя быстро убежал куда-то вперед, мы же с Серегой двинулись не спеша, основательно обкидывая каждое приглянувшееся место. Рыбы не было. Примерно через километр перешли по перекату на левый берег, и чуть отойдя, внезапно обнаружили, что за нашими блеснами выходят к берегу узкие глазастые рыбешки примерно с ладонь. Хариусы! 

Владислав Андрианов, г. Н. Новгород

Они настойчиво преследовали вращалку, иногда тыкались в нее, но подсекаться решительно не хотели. Впрочем, нас такая мелочь и не слишком привлекала, но было приятно, что в реке есть хоть что-то.  

Через некоторое время Сергей всетаки поймал своего хариуса – такого же, с ладонь. Для меня это был первых хариус, увиденный живым. По-хорошему, надо было бы отпустить малыша, но это была Первая Рыба похода, да и дальнейшие перспективы рыбалки казались весьма туманными, так что решено было его ритуально съесть. Тем более что, вернувшись на более удобный для передвижения правый берег, мы вскоре наткнулись на пустующую стоянку с очень кстати оставленной кем-то пачкой соли. Хариус был торжественно выпотрошен и присолен, а с часик спустя и съеден на берегу под содержимое походной фляжки. Признаться, вкус толком не разобрал – маловато. 

Больше рыбы у нас к тому времени не прибавилось, но по десятку поклевоктычков все же поимели. 

Окончание следует

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 19 (393), 2018 г.