Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Ловля поверху - с водяным пузырьком

Ловля поверху - с водяным пузырьком

7-снасточка.jpgЮрий Миронов, г. Гатчина Ленинградской обл.

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 3(65), 2005 г.

У этого поплавка есть и другие названия: "водяной шарик", "водоналивной поплавок". Мне больше нравится вынесенное в заголовок. В нем, как мне кажется, содержится намек на интригу рыболовного действа - "обман" неглупой, осторожной рыбы неотличимостью поплавка от пузырьков, вскипающих на поверхности "воды", например, когда льет сильный дождь! Однако, как будет  показано в дальнейшем, эта неотличимость виртуальная.


"Водяной шарик" как номинация не очень плох, но немного "однобок", не универсален - есть фабрикаты, которые больше похожи на эллипсоиды вращения и прочие нешаровые формы стереометрии. Наконец, "водоналивной" - номинация излишне конкретизированная, "приводненная". Когда имеешь отстроенную снасть, наливать "аш два о" в пузырек вовсе необязательно. В последние годы, ловя хариусов на лесной реке 30-метровой ширины, я обхожусь 5 граммами собственного веса  "сухого" пузырька. Он легко ложится на воду, а 2,7-метровая Daiwa и тонкая леска обеспечивают необходимую дальность заброса мухи. И "наливать" приходиться только для забросов под противоположный берег.


Впрочем, не впадая в ригоризм, время от времени в тексте я буду использовать "обиженные" названия - и водяной шарик, и водоналивной поплавок наравне с водяным пузырьком без кавычек. Но все же, в основном, я буду придерживаться последнего, полагая, что суть водяного пузырька и, так сказать, творческий замысел его первооткрывателя, как уже говорилось, были, помимо простоты варьирования веса, в осознании некоторой близости пузырька к множеству подобных ему, вскипающих на речной глади, когда крупный летний дождь сыплется с неба или, когда речные струи, преодолев порог или шиверу, вспененные, устремляются дальше.

Впервые с водяным пузырьком я встретился, читая переводную немецкую книгу для рыболовов. Сейчас, за давностью лет, вспомнить точное название книги и ее автора я не могу. Поиски в нескольких библиотеках, обращение к друзьям, коллегам-рыболовам успехом не увенчались. Вероятно, тираж книги был небольшим.

Первоначально поплавок не заинтересовал меня. Более того, показался одним из европейских изысков, а проще сказать - "пустой" выдумкой ("мало ли в европах напридумывают"). В таких крайних формулировках, наверное, сказались извечная наша тяга к Европе и "по жизни" скепсис в отношении ее "умности". Как это было, например, с императивом западной рыбалки "поймал-отпусти". Но, "мы все учились понемногу..." Долгая ловля с поплавком-грузом, наподобие того, из плотной древесины яблони, хвалу которому воздает в "Книге рыболова-любителя" (русский перевод  1994 г.) финн Ууно Пуллинен, в какой-то момент наскучила своей негармоничностью. В самом деле, класть невесомую муху "под нос" неординарному хариусу с помощью отпугивающего поплавочного тяжеловеса  показалось занятием малоинтересным. Захотелось чего-нибудь поприличнее. Иное дело, поплавок соразмерный мухе, при необходимости без затей превращаемый в снаряд нужной дальности действия. Тут, как нельзя кстати, оказался "попавший в прочтение" водяной пузырек (далее воп), и синхронно обнаруженный в спортивном магазине его близнец - шаровое изделие из оргстекла, с "ушками" ( рис. 1). Отличалось изделие простотой: штатной пробочки заподлицо с поверхностью для водоналивного отверстия, как в современных моделях, не имело; само это отверстие было сделано в нем не по радиусу, фаски в "ушках", ни внутренние, ни внешние, не сняты. Тем не менее это было нечто осязаемое, а не книжный фантом. И с этим 7-копеечным (в масштабе цен тех лет) изделием можно было продолжить освоение "объективной реальности, данной нам в ощущениях". Начало такому, "поверхностному",  освоению было положено когда-то мальчишеской ловлей уклейки на самую обычную комнатную муху, с "невесомым" поплавком из пробки на леске из черной нитки 10-го номера, без грузила, с незатейливым удилищем из ивового прута.

"Дяди строгих правил от нахлыста" ловлю поверху с поплавком называют полунахлыстом, в крайнем случае - нахлыстом бытовым или любительским, отделяя последний, как бастарда, от "настоящего", "чистых кровей" спортивного. "Либералы" же такую ловлю, особенно на натуральных насекомых, называют, не впадая в снобизм, попросту нахлыстом, без уничижительных эпитетов. В самом деле, разница невелика - посылать ли муху в нужное место с помощью утяжеленного нахлыстового шнура и его торпедообразной головки или с помощью какого-то поплавка, например, того же вопа. Кинематика, в первом приближении, похожая, одинаковая. И если с вопом вы, по необходимости, делаете один посыл, аккуратный, не резкий, я бы даже сказал, нежный, то, разгоняя нахлыстовый шнур "на дальность", резко гоняют муху "туда-сюда, обратно", много или хотя бы несколько раз,  до того момента, как ее кладут на "воду". При этом, если бы на крючке сидела не имитация, а вполне реальное имаго ручейника или веснянки, то рыбе зачастую был бы предложен голый крючок. Но все это, повторяю, в первом приближении.  Автора вполне можно обвинить в плебейской зависти к "имущим" нахлыст. Я не раз наблюдал за тренировками мастеров нахлыста, их кастинговыми разминками. Это были завораживающие динамикой и отточенностью движений зрелища.

Подать муху - одно, но нужно еще обеспечить ее игру, живую игру имитации, тогда как имаго делает это в силу жизненной необходимости. Нахлыстовику же для этого нужно немалое мастерство.

Считая, по Киплингу, что "мы одной крови", а кесарям нахлыста воздано должное, вернемся к теме.

Мой опыт ловли с водяным пузырьком несколько односторонний. Он "хариусный" (см. журнал "Рыболов" № 2 за 1997 г.). В нем нет, в частности, особенностей ловли ручьевой форели и родственных ей видов. По понятным причинам, "за кадром" я оставлю также весеннюю ловлю ельца, идущего из озерных глубин в мелкие речные притоки на нерест, которую с некоторой натяжкой можно было бы отнести к верховой, но которая  все же ближе к традиционной, поплавочной проводочной ловле. Вообще говоря, елец по месту обитания часто является спутником хариуса и может клевать поочередно с ним.

Итак, речь пойдет о ловле хариуса. Вы можете прекрасно ловить плотву, окуня или того же ельца, но быть неудачником в ловле хариуса. Я прошел через это. Моя задача - изложить версию ловли, которая, как мне кажется, позволяет человеку, владеющему навыками ловли перечисленных выше видов, при доле настойчивости, приобщиться к ловле поверху - хариуса в лесных малых реках.

Уточним понятие "малая река". Гидрологи пользуются двумя определениями. По первому из них, малой называется река с площадью водосбора 2000 км2, по второму - малая река - это такая, длина которой не превышает 100 км. Оба определения страдают ограниченностью. Попробуйте, например, понять, Нева с её длиной 74 км и шириной в сотни метров малая река или нет? Поэтому дадим третье, собственное определение, более подходящее для нашего изложения. Будем считать реку малой, если, без значительных ухищрений, с помощью обычной спиннинговой снасти можно перебросить грузик весом 10-20 г с одного её берега на другой, то есть реку шириной 30-50 м.

Здесь отметим, продолжив разговор о ловле, что осенью в больших реках в отличие от малых, когда ослабевает конкуренция рядовых рыб, хариус, причем крупный (рис. 2, цв. фото), хорошо ловится мигрой - ходовой авторской донкой ("РКГ" № 10(48), № 11(49), 2004 г.). Если говорить о ловле поверху в малых реках, то водоналивные поплавки - водяные шарики - атрибут ее.


Продолжение следует

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 3(65), 2005 г.