Главная > Статьи > Ловля плотвы летом

Ловля плотвы летом

Виталий Волков, Волгоградская обл.

Время пугает. Оно летит неприлично быстро! Вот вроде бы буквально вчера мы радовались открытию сезона большого фидера на Волге, которое выпало на начало июня. Не успели оглянуться, а на календаре уже 15 июля – самая середина лета. Так сказать, его экватор.

Ловля плотвы летом

Уже второй год случается так, что именно в середине лета происходит стойкое насыщение фидерными рыбалками. И хочется спокойной и размеренной поплавочной ловли где-нибудь на тиховодье прудов или озёр. Вот в такие моменты мы и уезжаем от Волги в степь, на границу с Калмыкией, где расположено полюбившееся нам озеро Цаца. В честь него мы даже назвали своего попугая.

Этот живописный водоём мы выбираем по нескольким причинам. Во-первых, в середине лета здесь почти не бывает рыбаков, ведь большинство предпочитают не уезжать далеко от Волги, где и так отличная рыбалка. А значит, можно побыть практически в полном одиночестве, привязав надувную лодку к камышу и глядя на покачивающийся на волнах поплавок. Берега Цацы сплошь заросли камышом, подходов к воде практически нет, поэтому ловить можно только с лодки.

Во-вторых, именно здесь можно целенаправленно половить плотву. Нам с женой особенно нравится ловить на поплавок именно эту рыбу. В последние годы в близлежащей волжской пойме плотвы почти не стало, её место заняла многочисленная густера, которая редко вырастает даже до ладошечного размера. Возможно, произошло это из-за того, что пойменные озёра плохо наполняются водой во время весеннего паводка, сильно заиливаются и зарастают.

В Цаце, кроме плотвы, много другой рыбы: карась, густера, краснопёрка, уклейка, сазан... Карась здесь сильно уступает волжскому как в размерах – редко дотягивает до полукилограмма, так и по вкусовым качествам – мясо пахнет тиной и илом. А вот плотва хороша – больше ладони длиной, жирненькая и бойкая на крючке. Только вот капризная очень, и поймать её тоже нужно уметь. Вроде бы что сложного – поймать плотву? Но ровно год назад, аккурат в середине июля, я со своей самонадеянностью и прокололся. Поехал на Цацу отдохнуть от фидерных рыбалок и наловить плотвы.

Отдохнуть получилось, а вот обрыбился по минимуму. Нет, плотва клевала вполне сносно, но две трети рыб сорвались во время вываживания. Потом оказалось, что во всём был виноват крючок. С круглым загибом и из толстой проволоки, он отлично подходил для ловли некрупного прудового карася, а вот плотва с такого крючка спрыгивала играючи. Догадался я до этого только дома и уже через неделю снова поехал на Цацу брать у плотвы реванш. С правильным крючком из тонкой проволоки и облегчённой оснасткой всё получилось гораздо удачнее.

И вот на экваторе лета мы с женой снова едем в Цацу. Грозные тучи, ворочавшиеся по разным сторонам горизонта, стали отступать, лишь издалека попугав нас дождём. Подъехав к берегу озера, к тому единственному месту, где можно спустить лодку, удивились уровню воды, который был примерно на метр выше прошлогоднего. Из-за этого озеро раздалось вширь, а в одном месте даже перелило подъездную дорогу, но наша “Нива” легко форсировала водное препятствие. По весне в районной газете писали, что в этом году Цаца снова может оказаться на грани обмеления. Но, видимо, озеро пополнили волжской водой, не дожидаясь критической ситуации.

Выплыв и привязав наше надувное судёнышко к камышу, стали разбирать поплавочные снасти. Ещё зимой приобрели обнову – легкие маховые удочки. Изящные прутики без колец и катушкодержателей стоили нескромно, но оказались очень удобными в ловле. Поэтому о потраченных деньгах мы совсем не жалели. Рука не уставала от такой лёгкой сбалансированной снасти, достаточно жёсткий бланк позволял делать своевременные подсечки, леска не путалась и не цеплялась, как это часто случается с удилищами, оснащёнными пропускными кольцами. В общем, красота!

Замерили глубину. Ого! Больше двух метров на расстоянии заброса, хотя в прошлом году в это время здесь же был едва ли метр. Замешали и бросили пяток шаров прикорма, на крючки насадили золотистые зёрна сладкой консервированной кукурузы. Именно эта насадка прошлым летом лучше всего соблазняла плотву.

Первый заброс, и уже через минуту мой поплавок плавно и уверенно уходит под воду. Подсечка – на крючке трепещется плотва размером с ладонь.

Начало обнадёживает. Время половина шестого утра, а у нас в садке уже плещется первая рыбка. Да и у Насти, показав золотистый бок и алые плавники, сорвалась хорошая краснопёрка. Однако радость наша была преждевременной: после первых поклёвок клёв затих. Но и к этому мы были морально готовы, ведь по рыбалкам прошлых лет уже знали, что рыба в Цаце плохо клюёт с раннего утра, проявляя активность лишь часов с семи. Поэтому ждём терпеливо, но не пассивно: меняем глубину и насадки. Их набор у нас сегодня небольшой: кроме кукурузы, взяли лишь опарышей в качестве запасного варианта. И плотва постепенно расклевалась, но брала только на гроздь белого опарыша из трёх-четырёх подвижных личинок. Если опарыши переставали шевелиться – их нужно было срочно менять на свежих. А как же кукуруза? Эта насадка оказалась полностью невостребованной. Я несколько раз сажал на крючок золотистое зёрнышко вместо опарышей, но поклёвки так и не дождался.

Активный клёв плотвы продолжался примерно с семи до восьми часов утра. Брало практически без перерыва, а мы увлеклись незамысловатой ловлей настолько, что даже жаль было тратить время на фотографирование. Да и как тут не увлечься, если плотва то и дело уверенно топит двухграммовый поплавок, и после подсечки чуткий прутик в руках изгибается и дрожит вершинкой, передавая в руку все рывки небольшой, но бойкой и сильной рыбки. Кстати, сходов в этот раз практически не было. Думаю, во многом благодаря тому, что с этого года мы решили не экономить на крючках. И теперь покупаем крючки одной известной и популярной у рыболовов марки на букву “О”. Полностью называть не буду, чтобы не обвинили в скрытой рекламе.

В волгоградских магазинах такие крючки стоят около ста рублей за упаковку. Но они того стоят! Лично я поверил в них ещё на весенней рыбалке, когда мы ловили карася. И вот в какой-то момент этот крючок играючи вонзился мне в палец. Причём вошёл так мягко, без сопротивления, вместе с бородкой. Сколько лет рыбачу, а такого у меня ещё не было. Конечно, сам виноват, проявил неосторожность. Но такой зацепистости я от крючка не ожидал, честно! Чтобы не опозориться перед друзьями-рыболовами, спасательную операцию я провёл сам: вывел жало наружу, откусил его вместе с бородкой пассатижами, и обратным ходом вытащил располовиненный крючок из пальца. И в очередной раз восхитился: вот это острота!

Вот и на этой рыбалке крючки нас не подводили. Правда, после восьми часов плотва стала клевать реже, а вместо неё на крючок начали вешаться уклейки, густерки и изредка подлещики. А чуть позже на прикормку подтянулись караси. И все клевали на пучок опарышей, принципиально не обращая на предложенную кукурузу никакого внимания. И всё бы ничего, но после нескольких часов неподвижного сидения в лодке стала очень уставать спина, и особенно страдала та часть тела, которая расположена ниже неё. Да к тому же раздулся довольно сильный ветер, который хоть немного спасал нас от жары, но при этом очень мешал забросам, а волны быстро сгоняли поплавок с прикормленного места.

Любопытно, что Насте регулярно попадались караси, а вот у меня за всю рыбалку эта рыба не клюнула ни разу. Зато попадались плотвицы и густерки. А всё из-за того, что супруга ловила практически у дна, а я располагал крючок с насадкой примерно на полметра выше. Полезное наблюдение, надо будет запомнить для следующих рыбалок.

А сидение на твёрдой доске, да к тому же в качающейся на волнах лодке, становилось невыносимее. Мы всё чаще стали ёрзать, выбирая позицию поудобнее, но облегчения это не приносило. Поэтому условились с Настей, что рыбачим ещё часик – до половины одиннадцатого, и начинаем собираться домой. И вот этот оставшийся час рыбалки принёс Насте два приятный бонуса.

У супруги произошла уверенная поклёвка. Глядя на изогнувшееся удилище, я подумал, что на крючке снова карась, и потянулся за сачком. Но рыба так отчаянно сопротивлялась и нарезала в глубине круги, что у нас уже не оставалось сомнений, что в гости к нам пожаловал сазанчик. Он тоже позарился на пучок опарышей, которые сегодня пользовались у цацинской рыбы особым спросом. И это странно, ведь по всем канонам в середине лета и в тёплой воде рыба должна отдавать предпочтение растительным насадкам.

Ловля плотвы летом

Усатого бойца, одетого в медную кольчугу, удалось благополучно принять в подсак. Весил он около полукилограмма, но на тонкой снасти задал настоящий бой. А уже минут через пятнадцать Насте снова подфартило, и ещё один сазанчик точно такого же размера отправился в садок. Рыбалка получилась интересной и разнообразной по улову, сделаны выводы на будущее. До встречи, гостеприимное озеро Цаца! Мы обязательно посетим тебя вновь, когда наскучат фидерные рыбалки на волжском течении!

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 15(389), 2018 г.