Ловля налима в остывающей воде
Не раз приходилось слышать, что ловить налима скучно и неспортивно. Мол, слишком проста эта ловля. К тому же и холодно осенними ночами, когда то дождь сыпанет мелкий и ледяной, то небо совсем побелеет от холода и прохудится, а из него уже снег падать начнет хлопьями, как зимой. Словом, некомфортно и неинтересно...
Все это так, но почему-то все равно много любителей поморозить у холодной реки свои носы и прочее... К ним относится и автор данного повествования. То ли потому, что налим вкусен и нежен несомненно, особенно только что пойманный, или, может быть, в его ловле есть и что-то такое, чего не объяснить так просто. Это способен понять лишь тот, кто хоть раз слышал ночные звуки леса и реки, звон колокольчика в морозной тишине, плеск тяжелой и сильной рыбины на мели у самых ног рыболова.
Прозрачные осенние ночи несут в себе непонятную первобытную опасность, где в неподвижном лунном свете мелькают летучие мыши, а может, нетопыри-вампиры. За выворотками, черными от старости, прячутся седые кикиморы, а на поляне Лысой горы, серебристой от лунного света, пляшут голые ведьмы на шабаше. За ними, мрачно ворча и блестя зеленым глазом, наблюдает высохший от старости колдун, глядя в "Черную книгу"... Пить меньше надо, меньше и чудиться будет - скажет скучный прагматик - городской домосед. И будет в чем-то прав. Но отчасти.
Осенние ночи сами по себе волшебны и без сорокаградусной. Наверное, потому что бывают на изломе времен года. Именно в это время берет самый крупный налим на резку или живца, нагуливая жирок перед нерестом, который у него бывает в самую зимнюю стужу. Видимо, родственность с треской - обитательницей ледяных вод Скандинавии - вызвала у налима те же физиологические особенности и привычки. Кроме трески, есть у налима и другие суровые братья, обитающие во фьордах Норвегии: сайда, хек, пикша, навага. Но эта родня покрупнее будет, поскольку в море обитает. Вся эта братия отменно вкусна, и налим тоже не уступает им хоть в ухе, хоть на сковородке. Вот так...
Самая простая снасть - закидушка
Несомненно, легенды о простоте и примитивности налимьей рыбалки основаны на той снасти, которой чаще всего и ловят эту странную рыбу. А налимья снасть является обычной донкой, только довольно грубой. Но ничего лучше и не придумаешь для ночной ловли налима, когда руки стынут, а глаза в темноте никак не найдут на песке леску и крючок с кривляющимися на нем червяками.
Вполне пригодна для ночной ловли и современная фидерная снасть, поскольку является той же донкой, но любители фидера быстро отложат его в сторону, если соберутся за налимом. Во-первых, придется волочить с собой не менее десятка фидерных снастей, чтобы обловить длинный песчаный плес, а во-вторых, снасти будут в темноте путаться и рваться. Достаточно иметь на ночной рыбалке один фидер со звонким сигнализатором поклевки, так как иногда среди налимьих поклевок нередко хватают лещи и язи.
Понятно, что забрасывать фидерную снасть довольно трудно в ночных условиях. Для этого нужно обязательно иметь мощный налобный фонарик, который и покажет направление заброса. Впрочем, этот фонарик необходим в любой ночной ловле. Без него, как без рук... Ни червя насадить, ни рыбу снять и прочее-прочее...
Итак, снасть для ночной ловли налима. Эта простейшая донка называется - закидушка. Наверное, название связано со способом заброса, то есть - без помощи удилища, в закидку, руками. Снасть состоит из мотовильца с основной леской, тяжелого грузила и поводка с крючком выше него. Обычно используются тяжелые свинцовые грузила, отлитые в столовой ложке или форме примерно таких же кондиций. Для весенней ловли я применяю еще более тяжелые грузила весом не менее 400-500 граммов. Слишком стремительно весеннее течение. Форму я выдолбил в силикатном кирпиче. Она довольно грубая, как и отлитые в ней затем изделия, но все эти заусенцы только помогают удерживать груз на речной струе. Но осенью достаточно и ложки, если, конечно, не было долгих дождей, и река не поднялась в осеннем "половодье".
Многие думают, что если поставить на закидушку несколько поводков, то и шансов на улов будет больше. Я так не думаю, поскольку налим берет чаще всего со дна, ленясь подниматься даже к подвязанному чуть выше второму поводку. Этим он похож на другого хищника - судака. И тот лентяй... Ни за что не поднимет свое клыкастое рыло к блесне, если она играет на полметра выше дна. А несколько поводков с крючками в темноте могут стать причиной поимки скорее себя любимого... Но в то же время если снасть будет заброшена хотя бы с двумя видами наживки, то и поклевок может быть больше. На случай, когда есть и черви, и резаная рыбка или живцы, можно использовать скользящий тяжелый груз, где первый поводок будет впереди грузила, а второй подвязан выше него. Нередко случается, что самый крупный налим берет именно на рыбку. Причем не обязательно живую. Это могут быть кусочки ерша, плотвички, ельца, подъязка. Но и хватки эти могут быть гораздо реже, чем со вторым крючком, на котором нанизаны черви. Словом, два поводка лучше использовать в самом безопасном варианте, где и поводки не длиннее 15 см, а один из них находится впереди скользящего грузила.
Я уже не раз замечал, что почему-то осенью налим более охотно хватает живца и резку. Весной поклевки чаще всего бывают на мочку червей. Мои предположения связаны с тем, что в октябре-начале ноября налиму надо срочно и в короткий срок "отпустить животик", то есть нагулять жирка перед зимним нерестом, который требует массу энергии. Понятно, что рыбка более калорийна, чем земляной червяк. И совершенно необязательно стричь бедных ершей под "канадку". Налим уже давно приноровился каким-то образом складывать колючки ерша у себя в пасти, не накалываясь на них, а только щурясь и жмурясь от своего излюбленного деликатеса... Ну, по крайней мере, так думается.
Лучше всего для ловли на течении подходят грузила плоские, в форме той самой столовой ложки. И не только потому, что они надежнее лежат на дне. Профиль такого грузила напоминает профиль крыла самолета, когда под плоской частью создается подъемная сила, здесь сила, способная поднять грузило над топляком, лежащим на дне. При довольно энергичной подмотке такое грузило проходит над отмелями и коряжниками.
Крючки для налимьей рыбалки применяются довольно крупные, не менее 8-10 номеров отечественной нумерации, лучше с длинным цевьем. Если наживкой будет служить резка или живая рыбка, то потребуются двойники № 6-8. Впрочем, все зависит от того, каких размеров обитает налим в данном месте данной реки. На Енисее мне приходилось видеть чуть ли не пудовых налимов, а на какой-нибудь нашей малой речушке они не бывают крупнее полкило.
Проще всего иметь при себе набор запасных поводков с крючками, так как извлечение крючка из попавшегося налима в осеннюю стужу - занятие не для слабонервных и чувствительных. Слишком крепка пасть налима, усеянная мелкими зубками. К тому же и крючок налим заглатывает очень глубоко, до... Ну, вы знаете. Поводки можно пристегивать к застежке или наскоро привязывать к петле на основной леске. Первый вариант предпочтительней, особенно морозной ночью.
Когда все готово, то остается только насадить на крючок червей, живца или резку, а потом совершить заброс в загадочную темноту. Но желательно еще в светлое время определить на противоположной стороне реки какие-то ориентиры, а леску закидушек сбросить с мотовилец и положить кольцами на песке, отмерив ее длину пробными забросами. Это нужно для того, чтобы не перекинуть в темноте грузило на противоположный берег, если река малая, или не посадить крючки в коряжник, обычно "поджидающий" их в яме у противоположного берега.
После заброса выбирается слабина, леска вставляется в расщеп на конце ивового прута, а на нее вешается звонкий колокольчик. Лишняя леска наматывается на мотовильце, которое втыкается в песок позади прута. Колокольчик подвешивается на леску очень просто: сложенную петлей леску пропускают в ушко колокольчика, затем петлю распускают, делая ее больше, а в нее пропускают сам колокольчик и петлю затягивают. После поклевки колокольчик снимают, снасть потом забрасывают, и все повторяется. Но я часто вообще не снимаю колокольчик. А просто забрасываю снасть вместе с ним, чтобы не морозить пальцы. Вроде не по правилам... Но зато проще. А после заброса ополаскиваю колокольчик речной водой, освобождая от песка. Так более звонко голос подаст при поклевке.
Донка-безынерционка
Есть еще и аналог снасти с безынерционной катушкой. Это также простая снасть. Она нужна там, где берег зарос кустами или травой. То есть разложить кольцами леску закидушек здесь не выйдет. Будут зацепы при забросах. Для изготовления простейшей безынерционки потребуется лишь пустая банка вытянутой формы или пластиковая. Нужно лишь намотать на эту тару леску, затем взять в одну руку псевдобезынерционку, а в другую - леску с грузилом. Остается лишь раскачать грузило с поводками и крючками, а затем забросить хитрую снасть. Леска будет сматываться как с безынерционной катушки, у которой открыта дужка. Нужно лишь учесть, что диаметр лески должен быть меньше, чем у закидушки, которая оснащается леской 0,5-0,6 мм. Иначе и грузило не полетит далеко, и леска может стать жесткой пружиной, мешающей забросу.
Александр Токарев, г. Йошкар-Ола
Фото автора
Все это так, но почему-то все равно много любителей поморозить у холодной реки свои носы и прочее... К ним относится и автор данного повествования. То ли потому, что налим вкусен и нежен несомненно, особенно только что пойманный, или, может быть, в его ловле есть и что-то такое, чего не объяснить так просто. Это способен понять лишь тот, кто хоть раз слышал ночные звуки леса и реки, звон колокольчика в морозной тишине, плеск тяжелой и сильной рыбины на мели у самых ног рыболова.
Прозрачные осенние ночи несут в себе непонятную первобытную опасность, где в неподвижном лунном свете мелькают летучие мыши, а может, нетопыри-вампиры. За выворотками, черными от старости, прячутся седые кикиморы, а на поляне Лысой горы, серебристой от лунного света, пляшут голые ведьмы на шабаше. За ними, мрачно ворча и блестя зеленым глазом, наблюдает высохший от старости колдун, глядя в "Черную книгу"... Пить меньше надо, меньше и чудиться будет - скажет скучный прагматик - городской домосед. И будет в чем-то прав. Но отчасти.
Осенние ночи сами по себе волшебны и без сорокаградусной. Наверное, потому что бывают на изломе времен года. Именно в это время берет самый крупный налим на резку или живца, нагуливая жирок перед нерестом, который у него бывает в самую зимнюю стужу. Видимо, родственность с треской - обитательницей ледяных вод Скандинавии - вызвала у налима те же физиологические особенности и привычки. Кроме трески, есть у налима и другие суровые братья, обитающие во фьордах Норвегии: сайда, хек, пикша, навага. Но эта родня покрупнее будет, поскольку в море обитает. Вся эта братия отменно вкусна, и налим тоже не уступает им хоть в ухе, хоть на сковородке. Вот так...
Самая простая снасть - закидушка
Несомненно, легенды о простоте и примитивности налимьей рыбалки основаны на той снасти, которой чаще всего и ловят эту странную рыбу. А налимья снасть является обычной донкой, только довольно грубой. Но ничего лучше и не придумаешь для ночной ловли налима, когда руки стынут, а глаза в темноте никак не найдут на песке леску и крючок с кривляющимися на нем червяками.
Вполне пригодна для ночной ловли и современная фидерная снасть, поскольку является той же донкой, но любители фидера быстро отложат его в сторону, если соберутся за налимом. Во-первых, придется волочить с собой не менее десятка фидерных снастей, чтобы обловить длинный песчаный плес, а во-вторых, снасти будут в темноте путаться и рваться. Достаточно иметь на ночной рыбалке один фидер со звонким сигнализатором поклевки, так как иногда среди налимьих поклевок нередко хватают лещи и язи.
Понятно, что забрасывать фидерную снасть довольно трудно в ночных условиях. Для этого нужно обязательно иметь мощный налобный фонарик, который и покажет направление заброса. Впрочем, этот фонарик необходим в любой ночной ловле. Без него, как без рук... Ни червя насадить, ни рыбу снять и прочее-прочее...
Итак, снасть для ночной ловли налима. Эта простейшая донка называется - закидушка. Наверное, название связано со способом заброса, то есть - без помощи удилища, в закидку, руками. Снасть состоит из мотовильца с основной леской, тяжелого грузила и поводка с крючком выше него. Обычно используются тяжелые свинцовые грузила, отлитые в столовой ложке или форме примерно таких же кондиций. Для весенней ловли я применяю еще более тяжелые грузила весом не менее 400-500 граммов. Слишком стремительно весеннее течение. Форму я выдолбил в силикатном кирпиче. Она довольно грубая, как и отлитые в ней затем изделия, но все эти заусенцы только помогают удерживать груз на речной струе. Но осенью достаточно и ложки, если, конечно, не было долгих дождей, и река не поднялась в осеннем "половодье".
Многие думают, что если поставить на закидушку несколько поводков, то и шансов на улов будет больше. Я так не думаю, поскольку налим берет чаще всего со дна, ленясь подниматься даже к подвязанному чуть выше второму поводку. Этим он похож на другого хищника - судака. И тот лентяй... Ни за что не поднимет свое клыкастое рыло к блесне, если она играет на полметра выше дна. А несколько поводков с крючками в темноте могут стать причиной поимки скорее себя любимого... Но в то же время если снасть будет заброшена хотя бы с двумя видами наживки, то и поклевок может быть больше. На случай, когда есть и черви, и резаная рыбка или живцы, можно использовать скользящий тяжелый груз, где первый поводок будет впереди грузила, а второй подвязан выше него. Нередко случается, что самый крупный налим берет именно на рыбку. Причем не обязательно живую. Это могут быть кусочки ерша, плотвички, ельца, подъязка. Но и хватки эти могут быть гораздо реже, чем со вторым крючком, на котором нанизаны черви. Словом, два поводка лучше использовать в самом безопасном варианте, где и поводки не длиннее 15 см, а один из них находится впереди скользящего грузила.
Я уже не раз замечал, что почему-то осенью налим более охотно хватает живца и резку. Весной поклевки чаще всего бывают на мочку червей. Мои предположения связаны с тем, что в октябре-начале ноября налиму надо срочно и в короткий срок "отпустить животик", то есть нагулять жирка перед зимним нерестом, который требует массу энергии. Понятно, что рыбка более калорийна, чем земляной червяк. И совершенно необязательно стричь бедных ершей под "канадку". Налим уже давно приноровился каким-то образом складывать колючки ерша у себя в пасти, не накалываясь на них, а только щурясь и жмурясь от своего излюбленного деликатеса... Ну, по крайней мере, так думается.
Лучше всего для ловли на течении подходят грузила плоские, в форме той самой столовой ложки. И не только потому, что они надежнее лежат на дне. Профиль такого грузила напоминает профиль крыла самолета, когда под плоской частью создается подъемная сила, здесь сила, способная поднять грузило над топляком, лежащим на дне. При довольно энергичной подмотке такое грузило проходит над отмелями и коряжниками.
Крючки для налимьей рыбалки применяются довольно крупные, не менее 8-10 номеров отечественной нумерации, лучше с длинным цевьем. Если наживкой будет служить резка или живая рыбка, то потребуются двойники № 6-8. Впрочем, все зависит от того, каких размеров обитает налим в данном месте данной реки. На Енисее мне приходилось видеть чуть ли не пудовых налимов, а на какой-нибудь нашей малой речушке они не бывают крупнее полкило.
Проще всего иметь при себе набор запасных поводков с крючками, так как извлечение крючка из попавшегося налима в осеннюю стужу - занятие не для слабонервных и чувствительных. Слишком крепка пасть налима, усеянная мелкими зубками. К тому же и крючок налим заглатывает очень глубоко, до... Ну, вы знаете. Поводки можно пристегивать к застежке или наскоро привязывать к петле на основной леске. Первый вариант предпочтительней, особенно морозной ночью.
Когда все готово, то остается только насадить на крючок червей, живца или резку, а потом совершить заброс в загадочную темноту. Но желательно еще в светлое время определить на противоположной стороне реки какие-то ориентиры, а леску закидушек сбросить с мотовилец и положить кольцами на песке, отмерив ее длину пробными забросами. Это нужно для того, чтобы не перекинуть в темноте грузило на противоположный берег, если река малая, или не посадить крючки в коряжник, обычно "поджидающий" их в яме у противоположного берега.
После заброса выбирается слабина, леска вставляется в расщеп на конце ивового прута, а на нее вешается звонкий колокольчик. Лишняя леска наматывается на мотовильце, которое втыкается в песок позади прута. Колокольчик подвешивается на леску очень просто: сложенную петлей леску пропускают в ушко колокольчика, затем петлю распускают, делая ее больше, а в нее пропускают сам колокольчик и петлю затягивают. После поклевки колокольчик снимают, снасть потом забрасывают, и все повторяется. Но я часто вообще не снимаю колокольчик. А просто забрасываю снасть вместе с ним, чтобы не морозить пальцы. Вроде не по правилам... Но зато проще. А после заброса ополаскиваю колокольчик речной водой, освобождая от песка. Так более звонко голос подаст при поклевке.
Донка-безынерционка
Есть еще и аналог снасти с безынерционной катушкой. Это также простая снасть. Она нужна там, где берег зарос кустами или травой. То есть разложить кольцами леску закидушек здесь не выйдет. Будут зацепы при забросах. Для изготовления простейшей безынерционки потребуется лишь пустая банка вытянутой формы или пластиковая. Нужно лишь намотать на эту тару леску, затем взять в одну руку псевдобезынерционку, а в другую - леску с грузилом. Остается лишь раскачать грузило с поводками и крючками, а затем забросить хитрую снасть. Леска будет сматываться как с безынерционной катушки, у которой открыта дужка. Нужно лишь учесть, что диаметр лески должен быть меньше, чем у закидушки, которая оснащается леской 0,5-0,6 мм. Иначе и грузило не полетит далеко, и леска может стать жесткой пружиной, мешающей забросу.
Александр Токарев, г. Йошкар-Ола
Фото автора