Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Ловля на жерлицы. Парадоксы и закономерности

Ловля на жерлицы. Парадоксы и закономерности

Виталий Волков, Волгоградская обл. 
Фото автора
  
Есть среди рыбаков мнение, что зимняя жерлица – снасть неспортивная. Но так, наверное, считают лишь те, кто никогда не ловил на жерлицы. А, по моему мнению, жерличная рыбалка сочетает в себе разные виды спорта. Тут и тяжёлая атлетика, когда буришь лёд и расставляешь снасти, и забеги на дальние и короткие дистанции к поднявшемуся флажку. Наконец, в этой рыбалке нужно уметь оценивать ситуацию, делать правильные выводы, принимать решения и действовать в условиях ограниченного времени – как в быстрых шахматах.  

Ловля на жерлицы. Парадоксы и закономерности

Ловля на жерлицы проста только с виду. Но чем чаще рыбачишь с этой снастью, тем больше убеждаешься, что в такой рыбалке есть очень много тонкостей, неочевидных закономерностей и даже парадоксов. Каждая жерличная рыбалка даёт пищу для размышлений и пополняет копилку рыбацкого опыта новыми знаниями. Очень характерной в этом плане получилась рыбалка, состоявшаяся у нас в первой декаде января. 

В последний день долгих новогодних каникул, да к тому же в шесть часов утра при слякотной погоде с дождём, трасса была пустынна. Тем не менее, на посту ДПС инспектор указал жезлом на обочину, тормознув нашу “Ниву”. Я взял из бардачка документы, вылез из машины и протянул их инспектору. Оглядев мой рыбацкий наряд, инспектор с пониманием спросил: “На рыбалку?”. Мои документы он даже в руки не взял, а вместо этого достал из кармана телефон и показал фотографию с рыбалки, которая, по словам стража правопорядка, состоялась пару дней назад. На снимке ровными рядами на припорошенном снегом льду лежали крупные щуки. По словам инспектора, рыбачили они с друзьями на жерлицы. А где именно – он не сказал. Уточнять я не стал, потому что редко в такой ситуации можно получить честный ответ: рыбаки тщательно берегут свои удачные места ловли. Тем не менее, такую утреннюю остановку на посту ДПС мы с Настей посчитали добрым знаком. 

Водоём был нам уже известен – это пруд, образованный на степной речке. Впервые мы рыбачили здесь прошлой зимой, только были в верховьях пруда, а в этот раз мы расставили жерлицы ближе к плотине. Рельеф в выбранном месте оказался очень интересный: от стены камыша шла отмель, и через ещё нетолстый и совершенно прозрачный лёд было хорошо видно дно. Мелководный участок довольно резко переходил в русло затопленной речки, достигая четырехили пятиметровой глубины, а после руслового участка глубина снова плавно повышалась. Чтобы определить, где именно держится щука, мы выставили свои жерлицы на обоих свалах – обрывистом и пологом, и несколько снастей разместили на самом затопленном русле. Мне не хотелось ставить жерлицы на мели с глубиной чуть более метра, но супруга настояла, чтобы три снасти мы зарядили именно там, и оказалась права. Именно на жерлицу, которая была поставлена на самой мели, была поймана первая щука. 

Свои 18 жерлиц мы расположили довольно широко, но оказалось, что работают только локальные участки: это откровенная отмель, а также середина пологого свала в русло. Примерно такая же картина наблюдалась у нас на прошлогодней рыбалке, когда раз за разом “выстреливала” определённая группа жерлиц, а остальные отмалчивались. Видимо, у щук, как и у налимов, есть свои тропы и маршруты, по которым они перемещаются в поисках пищи. Чем еще объяснить, что на некоторые жерлицы было поймано за день по 2-3 щуки, а на другие – ни одной? 

Раньше после каждой пойманной щуки мы переставляли жерлицы на новое место – хотя бы на пару метров в сторону. Но на примере этого пруда оказалось, что перестановка не только не полезна, но и вредна. 

Сработавшую жерлицу нужно было оставлять на прежней лунке, и вероятность новой поклёвки была довольно высока. Дважды за эту рыбалку нам удавалось долавливать щук, которые хватали живца, но не засекались. Интересно, что так настойчиво себя ведут только некрупные щуки до килограмма. Первый раз я подвёл хищницу к лунке, но она просто открыла рот и выпустила плотвичку, которая осталась живой и невредимой. Я снова выставил глубину, но не успел отойти от жерлицы, как услышал щелчок вскинувшегося флажка. Оглядев ледовое поле, я не увидел сработавшей жерлицы, пока не посмотрел себе под ноги… В этот раз паузу перед подсечкой сделал подольше, и щука взяла живца надёжно. 

А вторую щуку удалось поймать лишь с третьей попытки. На ту жерлицу я насадил плотвичку покрупнее, надеясь на трофей. Но, как это часто бывает, клюнула пятнистая не самых выдающихся размеров. Оба раза я подводил щуку к створу лунки, и она просто выплёвывала крупную плотвицу. 

Первый раз живец остался цел, а после второй поклёвки отправился в лунку с глубокими следами щучьих зубов. Но щука была не намерена отказываться от своего обеда. 

Кажется, есть такая экзотическая ядовитая змея – черная мамба, которая преследует свою жертву до победного. Вот-вот, очень похоже. Когда флаг на жерлице вскинулся в третий раз, проверять её пошла Настя. 

Супруга оказалась выдержанней, чем я, и перед подсечкой сделала продолжительную паузу, позволив хищнице заглотать живца и не дав ей уйти от нас в третий раз. 

Вообще, с подсечкой при ловле на жерлицы у нас всегда были проблемы. Мы бежали к сработавшей жерлице, и часто подсечка оказывалась преждевременной. Теперь поступаем по-другому – к сработавшей снасти не торопимся, идём спокойно и ждём, когда заглотавшая живца щука начнёт уплывать от лунки, раскручивая катушку. Поэтому поднявшийся флаг – это не сигнал к тому, чтобы нестись к жерлице. 

Это просто информация о том, что произошла поклёвка. Думаю, для многих рыбаков это и так очевидно, тем не менее, видя вскинувшийся над жерлицей флажок, сдержать азарт бывает очень сложно. 

Известно, что щука питается не целый день без перерыва, а периодами, которые могут быть непродолжительными по времени. Доходит до того, что после сорока минут тишины одновременно вскидываются два флага, причем на жерлицах, установленных в отдалении друг от друга и на разной глубине. Какой сигнал при этом проходит под водой, включая рубильник щучьей кормёжки? Хотелось бы знать. Но факт остаётся фактом. В этот раз мы тоже наблюдали строгое расписание щучьего клёва. Больше всего поклёвок по классике жанра у нас уместилось в период с десяти до одиннадцати утра, потом были короткие выходы в начале второго и в половине третьего дня. И по одной поклёвке было часов в девять утра, когда мы расставляли жерлицы, и на закате, когда пришло время сматывать снасти. 

Ещё утром, после того, как мы расставили жерлицы, я закормил три лунки на разной глубине, чтобы половить бель. Плотвички и густерки ловились на мотыля, но были незавидного размера, поэтому мы быстро потеряли интерес к такой ловле, переключившись на блеснение. Помня о том, что суета мелочи под прикормленной лункой может привлечь щуку, после обеда я переставил в эти лунки жерлицы. И вскоре на одной из них поднялся флаг. Подойдя к сработавшей снасти, я долго стоял в отдалении (чтобы не шуметь) и ждал, что катушка начнёт раскручиваться. Но она была неподвижной. И только вглядевшись, я заметил, что леска с неё уже размотана полностью! Щука долго не хотела идти в лунку, принимать её пришлось с помощью багорика. Хищница потянула на 2,2 кг и стала самой крупной рыбой в улове. Напомню, что клюнула она на ранее прикормленной лунке. Случайность? Как знать… Был ещё любопытный эпизод с багориком. Настя тащила щуку больше килограмма, которая никак не хотела заходить в лунку. Багориком брать тоже было несподручно, так как щука под лункой не останавливалась ни на секунду, а сечь багориком наобум я не мог, так как лёд был тонкий, Настя держала руки низко над лункой, и, промахнувшись по щуке, я мог её поранить. 

Поэтому я просто опустил багорик ниже кромки льда, выжидая подходящий момент, но случилось всё неожиданно. Когда Настя в очередной раз подвела щуку к створу лунки, та открыла пасть и захлопнула её на багорике, повиснув на его изгибе, как на турнике! Так мы и достали её из лунки, но даже на льду щука не сразу разжала свою бульдожью хватку. 

О том, что лучше всего щуку соблазняет живец из одного с нею водоёма, лишний раз упоминать не нужно. Мы привозили с собой карасиков и карпиков, купленных в рыборазводном хозяйстве. Но потом часть живцов заменили плотвичками и густерками, пойманными тут же на мотыля. И на местных привычных живцов щуки клевали раза в два чаще, чем на привозных карасей. 

А вот карпики зубастым хищницам не понравились вовсе. Вроде бы, и мягкие они, и бойкие, и размера подходящего. Но за весь день на карпика случилась лишь одна поклёвка, да и то под вечер – попалась самая мелкая щука, которая даже не осилила поднять флажок. 

Ловля на жерлицы. Парадоксы и закономерности

И в завершение замечание о погоде. Считается, что перемена погоды влияет на клёв негативно. Но у щуки в этот раз оказалось другое мнение. Когда мы приехали на пруд, было плюс пять градусов, пасмурно, и время от времени начинал сыпать дождь. 

Но после обеда небо стало проясняться, а к вечеру даже выглянуло солнце и начал придавливать мороз. Несмотря на погодные катаклизмы, щука была активной весь день от заката до рассвета. Вывод: не следует отменять запланированную рыбалку, даже если прогноз обещает перемену погоды. 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 2(376), 2018 г.