Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Лето, ах, лето…

Лето, ах, лето…

Александр Токарев, г. Йошкар-Ола 
Фото автора

Нет, эта весна точно ненормальная. В самый разгар лещового хода, который в наших местах начинается на малых реках где-то в конце мая, начале июня, то и дело взметаются яростные вихри, приносящие то холод до седого инея на лугах, то ледяные ветра с кружащими снежинками, то бесконечный дождь, мерно шелестящий по крышам. И никак не получается выкроить и вставить день рыбалки в промежуток между буйствами природы. Именно в свободный день заплачет небо нудным дождём, треснет от первого весеннего грома и, по сути, изгадит очередную рыбалку. 

Плюнув на все эти метаморфозы и пустое ожидание тёплых ясных дней без метания давления и прочих скачков, выбираюсь на свой ближний бережок, неподалеку от дома. Не ждать же бесконечно от моря погоды. 

13-4-1.jpg

Парад красноглазок 

Ну, конечно, всё правильно, ночь переходила в ясное утро с алой полоской на востоке, но едва вышел к реке, как откудато посыпался мелкий дождь. Такое ощущение, что он моросил прямо из чистого неба. Не было ни одной тучи над головой. 

Но это мелочи. Главное, не трещали и не гнулись деревья на берегу. А моросяк переживём. Так… Что у нас в это утро на моём бережку? Первые рыбалки здесь стабильно приносили только небольших плотвичек и подлещиков граммов на триста. Но сегодня на червя с опарышем клевали только уклейки, причём, не ленились опускаться на дно, чтобы теребить наживку и суматошно подёргивать квивертип фидера. Пустая суетливая рыбалка с ловлей уклейки на фидер, словно из пушки по воробьям, да под моросящим дождём, начинала надоедать. Уже виделся за серой плёнкой дождя экран телевизора, грезилась баночка пивка с уже успевшими подвялиться подлещиками, и рука тянулась собирать снасти, как некстати вспомнилось, что хотел проверить в это утро, берёт ли здесь плотва на кукурузу, или ещё рано. В прошлом году вся самая крупная сорога была поймана здесь именно на кукурузу “Бондюэль”. Ага, вот баночка… Открываю. Вот тебе и кукуруза… Точно такая же баночка, но только не кукуруза, а зелёный горошек. Даже как-то не досадно, значит, к лучшему. Соберусь побыстрее, и домой. Чего тут под дождём торчать? Но свербит мысль-зануда, мол, что ж ты, рыбак, даже не насадишь, не проверишь, а вдруг клюнет? В ответ здравая мысль отвечает прилипчивой зануде: какой горох, не берёт здесь сорога на горох, только язя и карпа ловят, да и то не здесь. Но зануда берёт верх. И вот я уже насаживаю пару горошин на один крючок фидера и одну – на другой. Заброс… Пока суть да дело, начинаю потихоньку собираться, но позади вдруг затрещал бубенчик фидера. Оборачиваюсь и вижу, что вершинка гнётся от настойчивых толчков. Подсечка!.. Вскоре в сумрачной воде что-то блеснуло, и на леске забились сразу две сорожки. Причём, одна из них была вполне достойных размеров и не только для малой речки. Горохом заинтересовался даже небольшой подлещик, единственный в это сырое утро. Не обращая внимания на дождь, азартно ловлю плотву, среднюю и довольно крупную, подсаживая к гороху и червя. А там и солнце стало выглядывать временами. 

Приходя сюда впоследствии, почемуто больше не попадал на такой уверенный клёв плотвы, хотя под дождь попадать приходилось. Чего-чего, а этим вниманием природы не был обделён… 


Всё меняется 

Вот и оно, лето, но что-то тоже плачет дождями, которые сменяются ледяным ветром. Вроде бы и ясная погода, а чувствуется дыхание Севера. Но с вечера была сварена “салапинская” каша, положена к ней в пакет прикормка от Дунаева, подготовлен фидер и удочка-донка – многострадальная угольная шестиметровка, которая у меня чем только ни была: и “поплавочкой” под тихого прудового карася, и той же поплавочной маховой удочкой на леща, и лёгкой донкой, на вершинку которой подвешивался маленький колокольчик. Пока она у меня в одном экземпляре, но вроде бы больше и не надо. По руке удочка и лёгкая. Её универсальность в быстром присоединении любой оснастки к коннектору, да хоть к обычной застёжке, которую можно прихлестнуть плетёнкой к колечку вершинки. Это достоинство или недостаток маховой удочки? Трудно сказать… Но о маховой удочке узнал случайно, на практике, поскольку не обращал внимания на публикации, посвящённые этой теме. 

Помнится, были мы с Седым на карасёвом пруду в деревне со смешным названием Салобеляк. Раскинул товарищ три удочки веером и начал тягать вначале торопливых и жадных уклеек, а затем и карасей. Сергей-Седой был на этом пруду не один раз, и вообще “карасятник” матёрый, питает он к ловле этой рыбы какуюто любовь. Да и немудрено. Ведь ловля-то классическая, тоже с искренней любовью описанная ещё незабвенным Сергеем Тимофеевичем Аксаковым. Ну, так вот… Стыдно мне стало, что у меня в садке плещется наполовину меньше карасей, чем у жжёного солнцем и азартного товарища, а делать нечего. Я стеклянными пятиметровками посконно-кондовыми хлещу воду, а Седой посылает насадку заметно дальше, поскольку у него и удилища заметно длиннее. Причём, делает это он без всякой надсады и напряга, держа удочку в одной руке. Поскольку не могу целенаправленно заниматься только одним видом рыбалки, то тогда я как-то не придавал значения таким вещам, как углепластиковое удилище. То ловлю щуку на спиннинг, завтра – на жерлицы-рогульки, послезавтра стою на якорях у Соколиного острова, грешен, привязавшись к волжскому бакену и тягая лещей на “кольцовку”. Словом, что было в запасе из удочек, тем и ловил. Но после дневной рыбалки на шестиметровое стеклянное удилище, понятно, работы знаменитых китайских умельцев, руки отваливались. Особенно, если дело было на весенней ловле крупной волжской сороги, идущей по Рутке. И вот спрашиваю Сергея: 

– Не устал? 

– От чего? – удивляется тот. – А-а, да ты не завидуй. Подойдёт карась и к берегу. Будешь и ты ловить на свои коротышки. Завидовать-то я, конечно, завидовал, уж не знаю, какой завистью, но виду не подал. 

– Да я не об этом. Удочку такую держать за комель не устал? Сколько она длиной? 

– Семиметровка… Отец все три удочки подарил. Семь метров, углепластик. На… Прикинь на руке. 

Словом, с этого момента я и понял, что пора вылезать из пещеры с недоеденным мамонтом и что-то делать со снастями, пусть и не всегда ловлю карасей, вернее, редко. Но ещё тогда я заметил, что на удочках Сергея всё же были маленькие хитрые мотовильца, как на старых добрых бамбуковых удочках, ведь он же из Советского Союза. 

Да, но я всё же догнал Сергея в тот день по карасям, ну, может, не совсем догнал, но хотя бы приблизился к его результату. А выручила, как ни странно, перловка, причём, немного даже подкисшая. Она осталась ещё с прошлой рыбалки и лежала в кармашке рюкзака. Вначале я, как и Сергей, ловил на опарышей, иногда подсаживая червей, иногда – просто на кисточку красных или белых опарышей, иногда – на тех и других в качестве бутерброда. Но на двух-трёх карасей, что вытаскивал Седой, мне выпадал один, хоть ты тресни. И по пузырям было видно, что карасёвая тропа проходила как раз в досягаемости удочек товарища. Ну, и место у него было, видимо, знакомое, приваженное. 

Заскучав, я полез в рюкзак и в порядке эксперимента или от “нечего делать” насадил пару зёрнышек перловки, принюхиваясь и понимая, что премудрый и брезгливый карась, наверное, только чихнёт от столь “пикантной” закуски, пахнущей щами из квашеной капусты, сыром “Вьё Булонь” и анисовыми каплями одновременно. 

Вот и заброс. И поплавок тут же побежал в сторону. Наверное, у карася дух перехватило от моей перловки. Между тем, он забился на крючке. Иди сюда, серебристый!.. Причём, карасик попался вполне кондиционный. 

Потом попался ещё один, ещё… Клёв пошёл, теперь уже у меня. Видимо, все караси развернулись хвостами от наживки Сергея, уже приевшейся им до оскомины и кинулись к моим крючкам. 

Теперь уже Седой косился в мою сторону. 

– Колдуешь, что ли? На что ловишь, Александр? 

– На перловку подкисшую. 

– Ну-ну… Понятно, – он хитро улыбнулся. – Дай, тоже попробую, на подкисшую… Действительно подкисшая. И ведь клюёт… Возвращаясь к рыбалке, о которой говорилось в самом начале, скажу, что всё вышло не так, как думалось. По старой памяти решил проверить места у Вараксинского моста, по сути, в черте города. 

13-4-2.jpg

Даже удочки не стал разматывать, хотя здесь попадается крупный лещ. Просто, когда стал спускаться к реке, понял – это свалка, гадюшник. Всё завалено городским дерьмом. Сплошь, ковром, словно не люди были здесь. Вернулся обратно и поехал в сторону дач и водозабора. Но и там не лучше. Те же кучи мусора, бутылки. Автомобили стоят, а на реке ни рыболова. Явно остановились не чаю попить. Понятно, дело житейское, все мы люди, но ловить здесь муторно, хотя и места были знатные. 

Вернулся на свой бережок и стал ловить небольших подлещиков граммов на триста. А за крупной рыбой на Волгу поеду… 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 13(363), 2017 г.