Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Летние варианты зимой

Летние варианты зимой

Василий Зиньков, г. Рязань
Фото автора

Впервые, собираясь на долгожданную, выстраданную спиннинговую рыбалку на открытые воды ГРЭС, одного из районных областных центров, абсолютно не предполагал, что летнее мышление относительно поиска рыбы совершенно не подходит к конкретному случаю, поскольку хищник, как оказалось, живет еще по зимнему времени.

309-6-1.jpg


Март месяц в этом году удивил даже самих метеорологов, что уж говорить о рядовых россиянах. Тотальное тепло окутало центральные российские районы. Прогноз на день рыбалки обещал погоду хорошую и теплую, прогноз же клева хищника, а меня интересовали щука и окунь, тоже зашкаливал по обещаниям и моим эмоциям.

Сборы были достаточно долгими, поскольку с осени снасти нетронутые лежали и стояли на положенных местах, а их надо было подготовить для конкретной ловли. 

Атлас показывал, что водоем сродни водохранилищу и рыбу найти будет проблематично. Короче, ехал в первый раз на разведку, не имея никакого опыта рыбалки на спиннинг, по сути, в зимнее время. Мне представлялось, что если даже в сильные морозы водоем не замерзает, значит, вода достаточно теплая, следовательно, и водная растительность должна функционировать, в которой должно быть комфортно мальку, а значит, и хищнику.

Как часто на практике наши домыслы напрочь разбиваются о существующую реальность.

Но это было на следующий день, а в день предыдущий я с упоением готовил снасти к первому, после зимнего воздержания, выезду на открытую воду. Бурная фантазия художника рисовала мне просто эпические картины осенних поимок хищника, пока я проверял и откладывал в отдельную коробку воблеры на все случаи глубины, латал поводковые оснастки, подбирал резину, укладывал груза, выбирал и запаковывал нужные «мясорубки», осматривал спиннинговые удилища. 

Выехал в 9 утра, понимая, что небольшой ночной морозец все равно не даст полноценной ловли, да и хищник активизируется только после выхода малька на прогретую отмель.

После полуторачасовой езды нашел тот самый поворот, который вел к берегу рукотворного водоема. Ярко светило солнце, передо мной расстилалась огромная ширь водного пространства с парой рыбаков на берегу неподалеку. Подошел узнать расклад дел.

Когда старожилы поняли, что я намереваюсь искать рыбу на спиннинг, то, криво усмехнувшись, сообщили, что на мотыля-то и то не клюет, где уж там на резину да пластиковые «цацки». Начало было нерадостным. Однако спиннингист мыслит другими категориями насадок, и подобные нюансы относительно того же мотыля никогда его не удручают.

Быстренько снарядив дальнобойный «трехметровик», цепляю подходящую «чебурашку» с двухдюймовым твистером на офсетнике и пробую прощупать рельеф дна. В пределах заброса глубин не наблюдается, похоже, дно ровное, как аэродром. Первая проводка выявляет немалое количество камней разного размера, практически таких же, как и вдоль берега. На втором же забросе глухой зацеп и обрыв. На третьем забросе все повторяется. Понятно, что шнур находит расщелины в камнях и с завидным постоянством лишает меня насадок.

Перехожу на отводной поводок, поскольку грузила там похожи на изогнутый кабачок, что позволит совершать полноценную проводку. Окунь, как известно, любит находиться среди камней и всяческих железобетонных «штучек» разного калибра. На некоторое время этот маневр помогает избежать досадных потерь, но водоем никоим образом не отреагировал на мои «пассы». Меняются насадки в цветовом и размерном интервале, но это не производит на рыбу абсолютно никакого впечатления. Также размеренно производится и смена мест, с тем же результатом. Похоже, окуня поблизости нет в наличии. Пробую отводной двухметровый с разными вариантами проводки. Тишина.  

Вновь подхожу к рыболовам, ловящим на фидеры, спрашиваю, где еще можно поискать хищника. Мне рассказывают о некоем канале недалече и показывают направление к белой будке. Подъезжаю, вижу небольшой, но солидный по устройству железобетонный мостик  с рыболовом на нем. Это хорошо, ибо сейчас же из первых уст все и узнаем о канале и его обитателях.

Колоритный мужчина здоровенного роста, с распушеными усами и широким лицом типичного россиянина, сразу же расплылся в улыбке, когда я поприветствовал его замысловатой тирадой. Удочка в его руках была сродни прутику малыша, забавлявшего себя при случае. Так оно и оказалось. Дневной сторож близлежащего строения развлекал себя ловлей окуньков «палечного» размера. Ну «задолбали» они меня вконец, - приговаривал он, снимая очередного с крючка и поправляя опарыша. Кошка у нас на объекте, ей и собираю, - вторил он очередному забросу прямо через ограду моста. Поклевки следовали тут же после опускания живой насадки на дно. На живца - самое то,- прикинул я,- где-то позарез нужны, а тут их не знают куда пристроить. 

На мой вопрос о присутствии окуня иного размера в сторону увеличения и его поимки на спиннинг, он философски ответил: - Если бы нормальная рыба ловилась, тебе бы машину некуда было пристроить, а тут ты один стоишь, и потом, на что его тут взять, когда все дно в «бульниках». Иллюстрацией его умозаключения был противоположный берег с навороченными крупными булыжниками. Похоже, их навозили при прокладке этого сооружения. Я уже начал задумываться над глубиной мысли местных рыболовных знатоков. Однако спустился по бетонным откосам канала, которыми была вымощена вся сторона моего берега. Ширина водоема не превышала 15 метров.

Заброс спиннинга уже другого роста, подстать водоема, против течения, буквально пяток оборотов катушки, и «глушняк», зацеп, который не позволил спасти насадку даже после того, как я зашел с другой стороны. Попробовал сделать очередной заброс вдоль своего берега, вдоль которого камней не было, но были развороченные железобетонные плиты - эффект был как и в предыдущем случае. Со дна здесь ловить было невозможно.

Ставлю вертушку Mepps Agliy, и дело пошло, в смысле проводок, то есть зацепы прекратились, но рыба себя не обнаруживала в принципе. Конечно, вода здесь гораздо теплее речной и кислорода в ней «упейся», но рыба живет по своим, ведомым только ей законам, - рассуждал я, непрерывно бороздя воды канала юркой французской блесенкой. Пройдя вверх против течения, обнаружил нагромождение камней на той стороне, имитирующее некий выступ, заходящий в воду, что создавало привлекательное место. Вода после этого выступа клокотала и бурлила, как на перекате. - Ну, если и тут ничего не будет, то искать больше нечего на этом рукотворном водоеме, - решил я. 

Не меньше получаса бороздил воды интересной точки, и только после того, как, потеряв бдительность, оставил на том берегу блесну, вернулся к машине.

Пообедав, поехал на прежнюю акваторию, поскольку изначально приметил там тоже интересные места для ловли на воблеры, ибо прибрежная часть изобиловала водной растительностью, заросли которой уходили в глубь водоема. В середине дня на прогретую воду должен выходить малек, а дальше для спиннингиста можно не продолжать. Продолжать будем на месте. А там уже ловили несколько моих коллег, но на микроджиг, в расчете на того же окуня. И как они по такой траве свой джиг тянут, раздумывал я, ставя поверхностный воблер Dead. Мои размышления прервал стук закрывшейся двери стоявшей недалеко "Нивы", отчего масса малька моментально выпрыгнула из воды, подтверждая мои предположения. Ага, малек присутствует, должны быть и рты, его обожающие. 

Воблер летит достаточно далеко, в данной ситуации ему только и прервать мое полнейшее бесклевье. Есть, конечно, и другие, но он рязанские мелководья освоил безукоризненно и безпроигрышно. - И здесь же классическое щучье место, но только относительно летнего сезона,- думал я.

Вторым кандидатом на поимку щуки был мой безымянный «китаец», вдвое меньшего размера, поистине «щучий Дон-Жуан», суспендер, игра его не имеет подражания, в расчете на заторможенную рыбу, но и он не помог. Следующие пробы других насадок также ничего не прояснили, относительно нахождения хищника в прибрежной зоне. Рыбы здесь просто не было в настоящий момент, ибо ее не обнаружил и не обналичил ни один из рыбаков. Я вспомнил утреннее размышление старожилов: - Какой спиннинг, когда на мотыля не берет?

Выходит, что брать-то некому. Выходит, что вся рыба на ямах стоит, а мы ее тут ищем?

309-6-2.jpg

Рыбаки в таких случаях, обычно, говорят, чтобы как-то оправдать свою неудачу, что отрицательный результат, тоже результат, но утешает это весьма слабо. В процессе ловли, вроде бы участие принял, что не может не радовать после зимнего перерыва, а вот с адреналином от поклевок и поимок пока не получилось.

- Да это как секс без оргазма, - сказал один из знакомых, достаточно юных рыбаков, комментируя мой отчет по рыбалке на следующий день, - участие в процессе налицо, удовольствие тоже было, а вот глубокого удовлетворения не получил.

Возразить ему мне было нечего.