Ленковый кураж
Юрий Жекотов, г. Николаевск-на-Амуре
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 3(113), 2007 г.
Там, где ледяные водные потоки и бесконечный шум перекатов прозрачных быстрых рек отпугивают других хищных рыб, ленок чувствует себя "по-царски". Речной леопард, или барс, - так за пятнистую окраску, способность подниматься в верховье горных рек и бескомпромиссное, отважное сражение, которое он устраивает посмевшим встать на его пути рыболовам, уважительно и восторженно часто называют его последние.
В тех, сейчас уже редких местах, где ленок незнаком с рыбацкими хитростями и привык чувствовать себя хозяином облюбованного им участка реки, он может ошеломить вас своей дерзостью, будет глушить ударами хвоста блесну и поплавок, яростно атаковать любой предмет, попавший в его владения. В местах же массового появление рыболовов он начинает брезгливо игнорировать всевозможные "съестные" обманки, и можно отрыбачить день или два, а так и не "настроить" снасть, чтобы его пятнистое "величество" соизволил обратить на вас своё внимание.
Нормальные соседи душа в душу живут, семьями дружат, чай по вечерам друг к другу пить ходят, праздники вместе отмечают. А мой сосед по даче Гриша Заверуха надо мной всё время издевается. И "бьёт" избирательно, по моему самому больному месту - по рыбацкому самолюбию. Бывает, подкараулит вечером, когда я иду на дачу грядки с огурцами поливать, и зацепит меня хитро парой, на первый взгляд безвинных, вопросов:
- Ну, как там? Был что ли на рыбалке?
Я ему, конечно, давай душу изливать. Как человек "больной" поплавочно-спиннинговой страстью, не ожидая подвоха, всё в деталях начну излагать: и как, и где, и на что.
Только, как правило, к середине моих рассказов у Гриши весёлый огонёк в глазах разгорается. Выслушает он внимательно, а по окончанию рассказа, покровительственно, намекая на мои небольшие газетные публикации, сделает заключение:
- Ладно, понятно всё: кто-то пишет, а кто-то ловит, некогда тебе, - но видя мой вопрос во взгляде и нарастающую неуверенность, которую начинают выдавать неловкие порывистые движения, с неподдельной жалостью добавляет: - Пойдём-ка, посмотрим!
А у Гриши с северной стороны дачного домика, в тенёчке, большая ёмкость с водой стоит. Несколько раз он меня к этой ёмкости подводил со словами:
- Вот, смотри!
А там или кунджа отборная, или таймени. Да такие по размеру, что мне раньше ловить не приходилось.
Сколько раз я попадался на его бесхитростные вопросы, а всё равно Гриша всегда удобный момент выбирал, чтобы застать меня врасплох. "Загорался" я после таких Гришиных "кренделей" рыбацкой "ревностью". И вроде как неофициальное соревнование между нами наметилось, но всё время моя рыбацкая карта была бита его новыми козырными трофеями. А прошедшим летом торжественно вручил мне Григорий фотографию (фотография прилагается) и, похлопывая по плечу, сказал:
- Ты, уж извини, сосед, не сохранил рыбу живьём. Зато подкоптил. В отпуск на Украину еду, родственников угощу. А ты давай тут, дерзай!
Я на фотографию глянул и обмер. На фотоснимке Григорий в обнимку со здоровенным ленком, и для куража ещё двух ленков, поменьше первого, в руках держит.
Комментарий автора
Уважаемая редакция газеты, Гришин ленок вполне может претендовать на рекордный трофей. Его вес 5 кг 800 г. К сожалению, длину тела рыбы Григорий не замерил. Ленок взял на блесну Blue fox-4 (жёлтая). Пойман в верхнем течении реки Большая Иска, которая впадает в залив Счастья Охотского моря.
По данным С. П. Кучеренко, "Рыбы у себя дома", 1988г. и Б.А. Кузнецова "Определитель позвоночных животных фауны СССР", 1974 г. ленок может достигать веса 8 кг, но никто из знакомых мне рыболовов таких ленков не ловил. Да и сам автор С. П. Кучеренко, известный дальневосточный биолог-охотовед, отмечает, что больше 6 кг ленков ему встречать не приходилось. Ленок в 3 кг, по нашим меркам сейчас, считается весьма приличным.
Молчу, а сам думаю: "Езжай, отдыхай Григорий, а приедешь, сражу тебя своими фотографиями". Засела у меня в голове шальная, но навязчивая мысль: "Съездить на Гришино место, отловить ещё одного такого же, а ещё лучше большего по размеру ленка. Ведь должна же быть у пойманного пара?" Да и Гриша своего места скрывать не стал...
В один из последних дней июля, когда ничего не подозревающий Гриша, расслабившись, потчевал своих родственников копчёными ленками, а те гостеприимно угощали его сочными украинскими яблоками и грушами, я уговорил своего знакомого Альберта Николаевича попытать счастья в верховьях Иски.
Весь отрезок пути, от Магинской дороги до стана лесозаготовителей, - около 35 километров - Альберт Николаевич сокрушённо вздыхал, сожалея, что согласился поехать на личном японском микрогрузовике по неприспособленной для передвижения на таком виде транспорта разбитой лесовозами дороге...
Узнав у рабочих бригады лесозаготовителей, как пройти к Иске, мы по указанной ими тропинке, отправились к реке. Минут через 25, пройдя по лесному распадку и преодолев заросшую высокими, в человеческий рост побегами вейника и осоки широкую поляну, вышли к Иске.
На первом перекате и плёсе поймали несколько хариусов. Измотанный поездкой и ходьбой по лесной тропе Альберт Николаевич остался облавливать плёс возле впадения в Иску крупного ручья. Я же, пытая удачу в глубоких местах, сразу за перекатами, постепенно продвигался в направлении Гришиной ямы, которая должна была находиться ниже по течению. Сначала навожу на "перспективное" место "телескоп", потом пробую в деле спиннинг. Мои блесны у рыбы большим спросом не пользуются, зато на самодельную розовую "мокрую" мушку, искусственную и подваренную натуральную лососевую икру "соблазняются" хариус, мальма и кунджа. Длинное удилище приходится всё время разбирать и собирать, иначе переходить на новые места сквозь густые заросли ивы и ольхи невозможно.
Река, обходя вставшую на её пути сопку, делает петлю. Пробую ловить в образовавшейся на изгибе реки глубокой яме. Вот она - долгожданная поклевка. Леска натягивается до звона. Течение реки на стороне рыбы, но отпускать леску нельзя, дальше - закоряженное место. Надеясь на прочность снасти, вывожу рыбу на берег. Но это не ленок. Блесну взял самец горбуши. Тело горбуши сильно деформировано: изогнутые челюсти, спину "украшает" горб. Отпускаю горбушу обратно в стремительный водный поток (ловля этого вида рыбы запрещена).
Комментарий автора
Считается, что после захода в пресную воду горбуша и кета, утратив интерес к пище, не попадаются на любительские рыболовные снасти. Но, по наблюдениям знакомых рыболовов и по своему личному опыту, знаю, что это не совсем соответствует действительности. В начальный период захождения из моря горбуша может "брать" блесну, мушку, крючок с различной наживкой. Постепенно её внимание к рыбацким привадам ослабевает и лишь после икрометания она становится безразличной к рыбацким приманкам. Возможно, её поведение связано с оборонной или агрессивностью по отношению к приманкам...
Пробую ловить на стремнине сразу после ямы. Новый подход. Мощное течение помогает рыбе и обманчиво увеличивает её вес. Рыба делает рывок навстречу и "свечу", ослабив натяжку лески. Отпускаю катушку, а затем, убедившись, что рыба не сошла, не рискуя позволять ей делать "финты", вывожу на берег. Ленок, но гораздо скромнее по размерам Гришиного. На следующей яме самый крупный ленок весил чуть больше килограмма.
Места, где, как указывал Гриша, на изгибе реки растёт большая раскидистая черёмуха, я так и не встретил и поэтому, не теряя надежды на крупную добычу, продолжаю двигаться вдоль реки.
Поваленные весенним паводком старые деревья перегораживают путь, пышные прибрежные заросли обвивают ноги, мешая продвижению. В редких открытых местах берега трава смыкается над головой.
На одном из участков, пройдя по перекату на середину реки, стал забрасывать снасть в яму, расположенную ниже по течению. Неожиданно услышал за спиной щелчок - хрустнула ветка. Кто-то шёл по моему следу, мало заботясь о бесшумности своего передвижения. Издалека я принял передвигающегося за рыбака, но когда растительные заросли перестали загораживать идущего, в голову "ударила кровь". По моему следу шёл медведь. Я оцепенел, но когда расстояние между нами сократилось до 12-15 метров, громко крикнул. Косолапый остановился, оценивая ситуацию. Я гортанно заорал, используя всю силу своих голосовых связок. Медведь отошёл метра на три в сторону, несколько секунд, раздумывая, потоптался на месте, а затем, сопровождаемый моими криками и хлопаньем в ладоши, изменив первоначальное направление своего маршрута, пошёл вглубь леса. Почему шел по моему следу, что было бы, если бы я не услышал его приближения и медведь подошёл совсем близко? Несколько известные мне случаев нападения медведя на человека в наших местах я знал. Все эти мысли роем пронеслись в голове. Нужно возвращаться...
- Что ты его не сфотографировал? - спрашивали, посмеиваясь надо мной лесозаготовители, когда я, показав улов, рассказал о встрече с медведем.
- Не понравился он мне, не причёсан, - отшутился я, отметив про себя, что в момент встречи с медведем о фотоаппарате даже не вспомнил.
В августе, узнав, что вернулся с отпуска Гриша, я зашёл к нему, чтобы рассказать о своей рыбалке в верховьях Иски и уточнить место, где он поймал ленков. Но дома хозяина не застал. Его домашние сообщили, что Гриша, воспользовавшись возможностью, улетел на вертолёте на таёжную речку Ул, за тайменем. Ни хвоста, ни чешуи тебе, Григорий!
Юрий Жекотов, г. Николаевск-на-Амуре
Фото автора
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 3(113), 2007 г.