Курьезные уловы
Геннадий Побожий, г. Краснознаменск
Фото автора
Я, наверное, не ошибусь, если предположу, что нет такого рыболова, который в своей нелегкой рыбацкой жизни не поймал хотя бы один раз что- нибудь неожиданное.
Со дна рек, озер, прудов, водохранилищ добывали рыбаки старую, изношенную и не совсем старую обувь, покрышки колес, от велосипедных до жигулевских; не удивлюсь, если кто-то и камазовские вытаскивал. На спиннинг, удочки и донки вытаскивали детские сломанные велосипеды, игрушки, снасти, унесенные рыбой или утерянные рыбаками.
В последнее время чаще всего попадаются плоды цивилизации, целофановые и полиэтиленовые пакеты. Когда зацепишь такой пакет, полный воды, ила или песка, ощущения непередаваемые. Удилище в дугу, леска натянута как струна, улов еле движется к берегу, цепляясь за неровности дна, и кажется живым. Наконец приходит миг триумфа и… разочарования. Каких только слов в этот момент ни услышишь на берегу в адрес людей, выбросивших пакет, и которые ветерок занес в воду.
Как-то на спиннинг выудил садок с уловом. Правда, сам улов пропал и его пришлось выбросить на радость воронам, которые быстро растащили рыбу по округе, а вот садок оставил себе.
Это случилось в далекие годы, когда я жил в Казахстане. Однажды ловили мы с товарищем рыбу в Сыр-Дарье, недалеко от города. Берег здесь высокий, но пологий, а у самого уреза воды яма. И вот случился у товарища зацеп. Что он ни предпринимал, блесна сидела «мертво». Погода стояла теплая, блесну было жалко, и мой товарищ решил сплавать - отцепить ее. Заодно и охладиться. Каково же было сначало его, а после и мое удивление, когда мой друг обнаружил в реке разбитые «жигули», за которые и зацепилась блесна. Чтобы поверить, пришлось и мне окунуться.
Это все «уловы», которые создает сам себе человек. А ведь иногда ловятся и трофеи. Достойные внимания именно как трофеи.
Эта рыбалка… нет даже не рыбалка, а так времяпровождение с ребенком, случилась лет 25 назад. Я с маленьким сыном приехал на небольшое озерцо половить рыбки. Сынуле было годика три, и пришло время приучать его к рыбалке.
Сижу на берегу, сынок рядом. У нас в руках по удочке. Клюет плотва и красноперка. Рыбки не рекордные, но клюет так, что и не оторваться. Специально его сюда привез, чтобы у ребенка проявился интерес. Не успеваю поправлять у него на крючке червяка. У сынульки дикий восторг. Как только видит, что поплавок начинает шевелиться, дергает удилище и всякий раз не может рассчитать свои силенки. Дергает сильно, и рыбка обязательно улетает ему за спину. Он кладетт удилище на землю и бежит за рыбкой, трепещущей в песке. Подносит мне и тщательно пересчитывает: «Пап, это тринадцатая», - с гордостью сообщает.
После очередного заброса поплавок лег на воду, успокоился и замер. Но через некоторое время задрожал и резко исчез с поверхности. Мой сынуля сделал, как обычно, подсечку, но удилище не спружинило, вытаскивая рыбку с воды, а согнулось, и он от неожиданности упустил его из рук. Видя это, я бросаю свое и подхватываю сыновью удочку. Сразу же почувствовалась живая тяжесть, но что-то в ней было не так. Не чувствовались рывки, как при вываживании рыбы, а только тупая тяжесть, упорно тянущая в противоположную сторону от берега. Очень медленно, боясь за тонкую леску, поднимаю с глубины свой «трофей» и вижу, что на крючок попалась… болотная черепаха.
Сын, увидев это чудо, забросил рыбалку, взял ее в руки и унес подальше от воды играть. А когда мы уезжали, ребенок плакал навзрыд, уговаривая взять черепаху домой. Но в конце концов я уговорил его самолично выпустить ее в озеро, что он и сделал.
Дважды за всю историю моих рыбалок приходилось ловить хищную рыбу не снастью, а … садком.
Первый раз, рыбача на озере в Брянской области, я услышал какую-то возню в районе садка. Внутри билась пойманная рыба. Поднял его из воды. Зрелище было шикарное: 800-граммовая щука позарилась на чужой улов, ткнулась раскрытой пастью в садок с рыбой и зацепилась зубами за сетку. Именно в этот момент я и поднял садок, и щука отцепилась от сетки уже на берегу, а через несколько секунд уже сама была в садке.
А второй случай произошел на реке Кван-Дарье в Казахстане. Картофельная сетка вместо садка стояла в камышах чуть в стороне от меня. И вдруг я замечаю, что рогулька, к которой она была привязана, стала дергаться и клониться к воде. Подойдя ближе, посмотреть в чем дело, увидел, как змееголов своей огромной мощной пастью схватил пойманного жереха вместе с сеткой. Зная жадность этой рыбы, я даже не сомневался, что его вытащу. Так и случилось: взяв за сетку, я резко дернул ее в сторону берега. Трехкилограмовый змееголов вылетел вместе с ней на берег и еще долго не отпускал свою добычу из пасти.
Однажды, так же из садка, в Белоруссии, пришлось доставать водяного ужа, который сумел в него протиснуться сквозь железную ячейку и заглотить рыбку. Обратно она же и не дала выползти. Уж застрял, и пришлось тащить его «против шерсти». Вскоре благополучно, даже не поблагодарив, он уполз в камыши.
Было дело, в садок залезла гадюка, когда я ловил рыбу на заболоченном озере в Ленинградской области. Правда, как только я вытащил его на воздух, она выскальзнула в воду. Ловить на этом месте вначале было жутковато, но после забылось.
Снова возвращаюсь к рыбалке в Казахстане. Все же там я прожил большую часть своей жизни, на сегодняшний день, поэтому и курьезы в основном происходили там.
Ловлю рыбу на канале, на саранчу. Стоя на берегу, спиннингом забрасываю крючок с наживкой подальше и сплавляю по течению. Чтобы можно было нормально забросить, в метре от крючка к леске привязана небольшая сухая палочка. Рыба попадается разная, красноперка до полукилограмма, жерешок бывает схватит килограммовый, реже, но доставляя удовольствие в вываживании, схватит и белый амур. При очередной поклевке был сильно удивлен, когда вытащил вместо рыбы огромную зеленую лягушку, соблазнившуюся проплывающей мимо наживкой.
Давно это случилось, наверное, лет 10-12 прошло. Приехал я на одно из безымянных степных озер, полностью обрамленных высоким зеленым тростником. Накачав лодку, поймал живцов на удочку, раскинул несколько кружков, а сам отплыл и снова занялся живцом. Вскоре увидел, как закружился один из кружков у самого тростника, перевернулся и поплыл в сторону травы. Я направляю лодку к нему и вижу, как с воды поднимается вверх утка вместе с моим кружком и, пролетая над тростником, леской цепляется за него. Аккуратно продираясь сквозь заросли, боясь пропороть лодку, медленно добрался до птицы. Оказывается, попалась утка лысуха. Пришлось ее связать и обездвижить, чтобы произвести операцию по изъятию крючка изо рта.
После этого бережно опустил птицу на воду. Она несколько секунд неподвижно держалась на водной поверхности, а потом встряхнулась, резко поплыла в сторону от меня, внезапно нырнула и исчезла из вида. Надеюсь, еще пожила на этом свете.
А на Нарском водохранилище мой шурин, ловя окуня в «котле», поймал чайку, спикировавшую на блесну.
Так что, придя на водоем половить рыбки, никогда не знаешь, что в этот день будет в улове.