Культура рыбацкого пития
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
Рыбалка круглый год № 9(95), 2006 г.
Рыболовные издания пестрят избитыми и измусоленными темами: как сохранить червей? Как привязать крючок? Как забросить удочку и т.д.
В то же время совершенно не дискутируется столь важный вопрос, как культура пития на рыбалке. А ведь тема весьма актуальна, и пущенный на самотек процесс не приведет ни к чему хорошему.
Начнем с того, что далеко не каждый, собравшийся на рыбалку, первым делом думает об удочке и о червях. А среди трех необходимых вещей люди на берегу во время нашего опроса в 76% называли бутылочку. Не будем касаться религии, но 34% сказали, что это свято.
В данной работе вряд ли удастся обсудить все тонкости этого наиважнейшего вопроса, но наша цель в том, чтобы попытаться поднять этот важный аспект рыбной ловли до соответствующего важности уровня, заставить говорить об этом.
Начнем с того, что к рыбалке надо готовиться. В сложные времена, пережитые рыболовами СССР, купить бутылочку водки за 2,87 было не сложно, если желание это появлялось днем. Покупка водки в ночное время была только в мегаполисах у таксистов и в деревнях у дома продавщицы. Среднестатистический рыбак был лишен этой возможности напрочь. Это привело к тому, что рыбаки научились не только покупать водку загодя, но еще и надежно прятать ее от так называемых жен. Репетирующий во сне процесс поимки рекордной щуки рыболов, даже не подозревал, что в это время жена, а нередко и вдвоем с так называемой тещей, переворачивают вверх дном дом, сарай и гараж.
По статистике в 56% даже надежно спрятанная бутылка заменялась водным суррогатом, и раздававшиеся на водоеме стоны позволяли подсчитать количество несчастных.
Лучшими тайниками были в первое время туалетный бачек и сапог, а затем на смену им пришли грелка и собачья будка.
Тяжело вспоминать, что целое поколение рыбаков, вынужденное все свои мысли тратить на защиту прав и свобод, рыбу ловило спустя рукава. И прогресс в деле рыболовства начался только тогда, когда появились ночные магазины с алкогольными напитками. Теперь не было необходимости прятать сам продукт. А уж как утаить от "вражеского племени" денежный эквивалент, передавалось по мужскому наследству из поколения в поколение.
Но и приобретение заветной бутылки имело целый ряд тонкостей. Купить продукт в соседнем с домом магазине мог разве что новичок или полный жмот. Дело все в том, что умные торговцы поставили свои магазины на обочине рыболовных дорог и не прогадали. Покупка водки в таком магазинчике - это процесс. Водка там дороже, но кто там считает? Во время предутреннего выезда у подобного магазина всегда собирается не менее десятка машин. Процесс покупки превращается в спектакль. Импровизированные митинги мгновенно вносят коррективы. Меняются направления рыбалки и количество покупаемого продукта. Рыбацкие байки просто брызжут из уст и мгновенно появляются новые друзья. Появление новых машин вплетает в этот говорливый клубок все больше участников, и порой сам процесс пития начинается уже не отходя от магазина. И только купившие "скучную" бутылку у разбуженной продавщицы едут мимо этой наиважнейшей точки. Уже в этот момент понятно, что они проиграли. Они лишены этого важного эпизода, без которого рыбалка превращается в ловлю рыбы.
Но есть еще и виртуозы, о которых я обязательно напомню вам ниже. А пока машины шумно разъезжаются от магазина. И даже то, что поедут они в разные стороны за разной рыбой, ничего уже не меняет. Праздник начался, и остановить его нельзя.
Вот и на месте. Заглушен мотор, и все начинают расчехлять свои буры или спиннинги.
Чем же рыбалка отличается от пикника? Да тем, что из-за костра, девок и обилия закусок последний начинается сразу после глубокого вдоха лесного аромата.
У рыбаков все сложнее, все обдуманнее, красивее, если угодно. Первым делом настоящий рыбак справит нужду, чтобы потом не отвлекаться от любимого дела. В приехавшей компании все делают вид, что отличаются друг от друга лишь мормышками и кивками. Нет. Все сложнее. Отличие в том, что одни приехали после полноценного отдыха, в смысле с бодуна, а другие - с работы или из семьи. Понятно, что у первых трубы возгораются значительно раньше. Повод всегда один - первая рыбка!
Чем еще хороша рыбалка? К первому столу собираются не все. 46% опрошенных сообщили, что выдерживают не менее получаса. В итоге, спонтанно для постороннего глаза возникший, обед чаще всего превращается в вялотекущий процесс, завершающийся при внезапном обнаружении сумерек.
Но просто необходимо остановиться на самом процессе пития. На двух рыболовных ящиках или на расстеленной у воды газете быстро появляется большое количество красиво упакованных продуктов.
На клеенках наших рыболовных предков традиционно появлялись вареные яйца, сало и хлеб. Да, и еще обязательно лук. И при виде современных грудинок, кореек и прочих мясных излишеств, понимаешь, что, как говорил герой Георгия Вицина: "Нет романтизму, романтизму нет!"
Но для того чтобы любому косящемуся стало понятно, что это никакая не пьянка, а рыбалка во всей красе, надо еще, чтобы ни у кого не оказалось стакана: "А откуда? Мы же сюда не пить приехали".
Я думаю, что вы уже поняли, что появление упаковки одноразовых стаканов просто перечеркнет всю суть происходящего, а способствовавший ее появлению "чайник" будет обречен на долгое презрение.
Теперь, как надо: во-первых, надо покричать, выясняя, нет ли у кого стаканчика. Суть крика не в том, чтобы его найти, а чтобы пометить территорию. Мы, дескать, уже начинаем, а те, кто не успел, свой междусобойчик могут организовать не ближе 50 метров. По всем правилам, стаканчика не находится, и тогда мастерится какой-либо питейный сосуд из пластиковой тары.
И вот тут начинается самое главное, самое непонятое мной действо. Очередность пития. Разливающий только ему одному понятным маршрутом направляет руку с водкой по адресам. И, заметьте, редко кто рискнет выпить предложенную водку залпом. Пьющий долго смотрит на водку и на закусь, изображает, как трудно ему пойти на это, а все остальные настороженно ждут. Зависает МХАТовская пауза, но лишь разливающий вправе напомнить "садисту", чтобы он не задерживал процесс. Но следующий участник снова берет паузу, которой нет конца. Разливальщик нервно поглядывает на все убывающую водку. Ему должно остаться самое вкусное, но ни в коем случае нельзя ошибиться. И обязательно в процессе участвует кто-то не совсем свой. Он сидит тут же, бойко жестикулирует, как бы демонстрируя безразличие к происходящему действу, но наступает момент, когда уже нельзя не предложить и ему. Изобразив сильное удивление, и, чтобы не обидеть никого, быстро выпивает. Только он выпивает быстро.
Это искусство не уступает чайным церемониям восточных стран. Дальше все уже течет более плавно и демократично. Появляются новые участники. Среди них и те, кто на время отложил свое участие в празднике, и совсем посторонние люди.
Постепенно нарастая, веселье распространяется вширь. Формируются новые очаги, отпочковавшиеся от первого. Начинается процесс братания с незнакомыми людьми, завершающийся дарением эксклюзивных приманок.
Всегда, при любом раскладе, заканчивающаяся водка сплачивает еще ближе. Начинаются сборы завалившихся за подкладку рублей и поиски на льду или берегу трезвого водителя. И такой находится всегда. Ибо настоящий водитель всегда помнит, что завтра может оказаться пассажиром. Ожидание новой волны выдерживают не все. Одни забывают, другие засыпают, а третьи просто пропадают неизвестно куда. В борьбе с привезенной водкой участвует сильно изменившийся коллектив, но, независимо от состава, победа ему гарантирована.
Затихает и вторая волна. Все грустнеют и начинают вспоминать о рыбе. Именно в этот момент из кустов появляются не менее пьяные браконьеры и предлагают рыбу прямо из мешка. В процессе этой "коматозной" ярмарки наиболее трезвые рассовывают рыбу по ящикам и рюкзакам, а счастливые браконьеры тут же ложатся спать. Сразу оговорюсь, что по дороге домой рыба не раз поменяет хозяев.
А теперь о виртуозах. Они участвуют буквально во всем процессе от покупки водки и до выхода из машины. Но особый дар их заключается в том, что уже там, оставшись вдвоем-втроем, они вытаскивают из-за пазухи зашхеренную поллитру.
Процесс расставания у подъезда растягивается на долгие часы, и в этот период куда-то пропадают ящики, буры и даже лодки. Но миг расставания так сладок, что не использовать его настоящий рыбак просто не в силах.
Настоящие рыбаки, освоившие культуру пития, - счастливые люди. Им не надо бурить сотни лунок, не надо наматывать километры в поисках рыбы. Их рыбацкому счастью не в силах помешать ни погода, ни отсутствие рыбы. Разве что, жена с тещей. Но это уже после рыбалки. Рыбалка заканчивается у подъезда.
Павел ПолиЩук, г. Набережные Челны
Рыбалка круглый год № 9(95), 2006 г.