Кто такие браконьеры?
Тема браконьерства и браконьеров, наверное, не перестанет быть актуальной, пока в наших водоемах водится рыба и существуют различные снасти для ее лова - как разрешенные, так и запрещенные к применению существующим законодательством. И пока в противовес честным любителям спортивной ловли рыбы, бережно и по-хозяйски относящимся к родной природе, будут появляться на водоемах темные личности, не обремененные понятием совести, но алчущие урвать себе кусок пожирнее от общего пирога, не задумываясь о последствиях содеянного. То есть, скорее всего, тема эта не будет исчерпана никогда.
Но это совсем не говорит о том, что о проблеме следует молчать или просто забывать о ее существовании. Наоборот, о ней стоит говорить, ее следует обсуждать, спорить, и, быть может, множеством умов и мнений удастся прийти к общему знаменателю и наметить более-менее стоящие пути решения проблемы браконьерства и спасения обитателей наших водоемов от истребления.
Кто такой браконьер? В толковом словаре Даля находим такое определение: Браконьер - кто не по праву охотится в чужих дачах, кто занимается воровскою охотою, дичекрад. Термин по происхождению французский, стало быть, и развитую европейскую страну сия беда не миновала. Но в данной статье мы поведем речь конкретно о беде нашей, российской, - о хищническом истреблении рыбы при помощи сетей и орудий электролова.
Как-то лично для себя я разделил всех "рыбаков", занимающихся запрещенными видами ловли, на две группы. В первую большую группу вошли так называемые браконьеры мирные, или безвредные, а во вторую, соответственно, вредящие браконьеры. Объясню суть такого деления.
Мирных браконьеров, в свою очередь, я разделил на две подгруппы. И первая подгруппа условно названа "деды". Честно говоря, совсем не поворачивается язык называть браконьерами старичков за семьдесят, вяжущих долгими зимними вечерами свои снасти из грубых капроновых ниток с помощью допотопного деревянного челнока.
Понятное дело, что вложивший столько труда и времени в свое орудие лова "рыбак"-сетевик уже не бросит и не забудет снасть на дне, и в ней не погибнет зазря запутавшаяся рыба. Да и, по правде сказать, в такие сети она шибко не ловится, потому как мелкая рыбешка ее замечает и обходит стороной, ведь нить в воде видна намного лучше, чем тонкая леска "китаек".
И вот выплывает на утлой лодчонке такой "браконьер", дождавшись долгожданного весеннего тепла, ставит свои сеточки вдоль камышовых зарослей и думает: ничего, что слаб уже зрением следить за поплавками до рези в глазах, как бывало в молодости, да и руки уже не покидают спиннинг день напролет, всякий раз до ломоты ноя перед дождем. Но зато завтра проверит он свою новую собственноручно связанную сеть, и будет у них с бабкой на обед пара килограммов рыбешки, по которой так успели соскучиться за долгую зиму...
Во вторую подгруппу я отношу так называемых "отдыхающих". Это люди, в принципе, не голодающие и, как правило, весьма далекие от процесса спортивной рыбалки, но все же несколько раз за сезон выбирающиеся компанией на берег ближайшего пруда, озера или реки с ночевкой на отдых. В обязательном ассортименте кроме всего с собой берется резиновая лодка и пара сетей, которые ставятся не наживы ради, а чтоб побаловать себя свежей рыбешкой да ароматной ушицей с дымком на свежем воздухе.
Но главным является то, что лишнего такие люди от реки не берут никогда, да и не надо им это. А поставленные сети всякий раз перед отъездом с водоема снимаются и складываются на хранение до следующего выезда, который может состояться и через месяц, и через год. Не ставящие самоцелью богатый улов, такие люди не любят и лишних затрат на утерянные или попросту забытые снасти, сохраняя и используя долгие годы однажды купленную сеть.
Вторую группу, как я уже сказал, составляют вредящие, или настоящие браконьеры. Они также разделены на две подгруппы, первую из которых составляют "беспредельщики". Представители ее чем-то сходны с "отдыхающими", да только приезжают на водоемы на дорогих джипах, привозя с собой пластиковую мебель и оглашая окрестности врубленной на полную громкость попсовой музыкой. Отдых на природе таких субъектов редко обходится без пьяного куража, драк и стрельбы по пустым бутылкам. А после отдыха они оставляют за собой горы мусора и брошенные в водоемы сети, в которых гниет попавшаяся рыба, отравляя воду.
Да и рыба таким личностям совершенно не нужна, а сети ставятся либо по инерции ("раз приехали к воде, то надо поставить сети!"), либо просто по привычке хапать все подряд и без меры. Да и китайские сети для таких компаний ничего не стоят, и потому им совершенно не жалко потерять или забыть в пьяном угаре на водоеме десяток-другой поставленных сеток.
В другую подгруппу входят названные мною "хапуги". Это самые настоящие, я бы даже сказал, "элитные" браконьеры, якшающиеся друг с другом, а за снасти и улов могущие при случае и ножичком пырнуть, и из берданки шмальнуть, и еще чего натворить нехорошего. Как правило, их знает в лицо и рыбнадзор. Знает и не трогает, потому как имеет с их промысла свою долю.
Они хорошо оснащены: добротные лодки и катера с мощными моторами, десятки километров сетей, трехэтажные коттеджи и дорогие иномарки, купленные на доход от своего промысла. Рыба выцеживается сетями, губится крючьями переметов, бьется электрическим током, и все это только ради наживы. Здесь целая индустрия и теневой бизнес, углубляться в суть которого в рамках данной статьи, я думаю, не стоит, достаточно лишь выделить таких браконьеров в довольно обширную и весьма влиятельную подгруппу "вредящих".
Хотя, надо сказать, не всегда "хапуги" рассекают на катерах и живут в коттеджах. Существуют "хапуги" и более мелкого разлива. Это так называемы "деревенские браконьеры-хапуги", которые, забросив честные способы зарабатывания денег, стали паразитами на местных водоемах общего пользования, центнерами выцеживая из них рыбу и продавая ее на рынках, таким образом зарабатывая себе на бутылку, да и не только. Легкая нажива, к сожалению, всегда очень привлекательна...
Ни к одной из выделенных групп не получилось у меня отнести "безработных". Это довольно большая группа людей, занимающаяся браконьерским ловом не забавы ради и не для зарабатывания себе на очередной "пузырь горючего", а просто волей обстоятельств и сурового времени, потеряв работу, просто не имеют другого способа зарабатывания на жизнь, чтобы прокормить семью. Таких людей трудно судить, ведь не их вина, что мы живем в столь трудное время, которое не оставляет порой иного выхода. И в этом случае возможно два варианта развития событий: либо, привыкнув к легкой наживе и дармовым деньгам, они пополнят ряды ненавистных "хапуг", либо, как-то поправив финансовое положение, вернутся в ряды рыболовов-любителей.
И на этом месте снова имеет смысл задать извечный и наболевший вопрос: что делать? Кто-то из авторов рыболовной периодики настоятельно рекомендует "подавать сигналы в компетентные правоохранительные органы". Но, думаю, в связи с последними событиями (принятием новых Правил рыболовства и начавшегося в связи с этим беспредела "компетентных органов", о котором достаточно писалось в рыболовных газетах и журналах) многим из нас уже пришлось убедиться в бессмысленности подобных действий.
Ну а теперь попробуем по делу. К первой подгруппе безвредных браконьеров, то есть "дедам", я считаю, нам, рыболовам, следует относиться лояльно. Потому как не причинит большого (да и вообще никакого!) вреда водоему и рыбьему населению дед, поставивший тридцатиметровую сетчонку и поймавший несколько килограммов рыбы на обед себе да коту Ваське.
Более-менее все понятно и со второй подгруппой "безвредных браконьеров" - "отдыхающими". Переубедить таких людей, увлечь, заинтересовать их спортивной рыбалкой не так уж и сложно, коль скоро тянет их к природе хоть изредка, хотя бы раз в год. Пусть на ваших глазах родится рыболов! А если уж не суждено ему пополнить наши ряды рыболовов-любителей, так пускай хотя бы, вернувшись к своей сетчонке, не пополнит он ряды "беспредельщиков" и "хапуг".
А вот с этими самыми "беспредельщиками" и "хапугами", я считаю, бороться возможно только силами усовершенствования законодательства и более жесткими штрафными санкциями, чем существуют в настоящее время. И тут уж мы, простые рыболовы, своими руками вряд ли можем вести борьбу, если, конечно, не начинать гражданскую войну на водоемах. Но это, согласитесь, уже крайность.
Но зато мы можем и должны не быть инертными в выражении своей гражданской позиции и не стесняться вносить свои предложения по поводу принимаемых мер. Тем более, что для этого у нас сейчас есть многочисленные ресурсы интернет-сети и демократичные рыболовные издания, такие, как газета "Рыбалка круглый год".
Законы и правила, касающиеся любительского и спортивного рыболовства, а также борьбы с браконьерством, должны приниматься для нас, рыболовов, а не против нас, как это происходит сейчас, и обязательно с учетом нашего мнения и непосредственного нашего участия. Только взявшись за решение проблемы браконьерства всем рыболовным миром, мы сможем с ней справится!
Дружнее нужно быть, активнее, а самое главное - грамотнее, чтобы принимаемые законы действительно были обоснованными и работали, в первую очередь, для увлеченных рыболовов-любителей и спортсменов, коих у нас в стране все-таки большинство, а не для горстки двуногих хищников, любителей легкой наживы.
С уважением ко всем честным и порядочным рыболовам,
Виталий Волков, Волгоградская обл.