Крымский вояж
Андрей Рыбаков, г. Троицк
Фото автора
Крым наш! Помните ту эйфорию, охватившую Россию после возвращения блудной Республики? А раз наш, то нужно его осваивать. А осваивать для меня – это рыбу там половить. И вот уже лёгкие мини-донки упакованы, «международный» экипаж из червей и опарышей к авиаперелёту в чемодане готов. Поехали!
Аэропорт Симферополя встретил низкими тучами и дождём. Кажется, что тучи цепляются за верхушки и так не очень высоких деревьев. Температура + 17.
От Симферополя до Судака два часа езды. Серость за окном, каплями крови на обочине пламенеют маки.
Заселяюсь в номер своего пансионата и спускаюсь к морю. На причале несколько рыбаков, один при мне поймал ставридку. Ловил он на бомбарду, только вместо мушки я заметил червя на крючке.
Весь мокрый, понуро возвращаюсь в номер, развешиваю одежду на просушку. Вечер решил посвятить дегустации крымского коньяка. А что ещё делать? У меня с собой даже куртки нет, одни шорты, футболки и белые брюки с рубашками.
На следующий день дождь шёл с перерывами, решаю выбраться порыбачить. С территории пансионатского пляжа метров на сто в море уходит причал, в конце которого собралась группа рыболовов. Подхожу, здороваюсь, закидываю свою донку и сразу обрываю грузило. Что и следовало ожидать – дно каменистое. Так было у меня в Турции.
Рыбаки – народ общительный. Сразу посыпались советы, благодаря которым переоборудовал свои снасти. Ловили мои новые знакомые на самодур. Кто не знает – это спиннинг, на конце которого грузило. Сверху грузила, на коротких, 2-3 сантиметра, поводках 5-10 никелированных крючков. У кого на цевье крючка перья, у кого бисер в разных цветовых комбинациях. Кто забрасывает свою снасть и делает проводку, кто ловит в отвес. Поклёвка хорошо ощущается рукой.
Укоротил поводки до 3 сантиметров, на одном крючке у меня опарыш, на другом – червь. Следуя советам, опустил грузило до дна, поднял на несколько оборотов катушки и замер в ожидании. Поклёвки последовали довольно быстро. Поймал несколько ставридок и морских окуньков с палец. Рыбаки показали ядовитую скорпену, предупредили, чтобы не вздумал потрогать при случае.
У одного из ловивших клюнул краб. Вытащенный на бетон, он шустро засеменил прочь, пытаясь скрыться с глаз долой.
Часов в шесть вечера ливанул дождь, я промок до нитки, решил прерваться на ужин и переодеться. После ужина моё место в конце причала было занято, рыбаки стояли плечом к плечу, как пингвины на льдине. Пришлось вставать поближе к берегу, где клевало не очень. На самых уловистых местах вытаскивали сразу гирлянды рыбок. На вопрос, что делать с этой мелочью, рыбаки поведали, что она очень вкусна в жареном виде.
Со скуки стал экспериментировать. С собой у меня разноцветный пенопласт для насадки. Чем не бусины для самодура? Жёлтый подсадил к опарышу, оранжевый – к червю.
Постепенно темнеет, народ расходится, места на причале освобождаются, продвигаюсь подальше от берега.
К нашей компании вальяжной походкой подошёл серый пушистый кот с такой хитрой мордахой, что сразу стало понятно – пройдоха ещё тот. «С физиономией гасконца», – как сказал король в фильме про Д’Артаньяна.
Кот бочком подошёл к одному из пакетов с рыбой и потихоньку, пока никто не видит, стал лакомиться ставридой. Когда его поймали с поличным, жулик прижался к причалу и прикинулся ветошью. Типа, нет меня тут!
Надо отдать должное, рыбаки воришку не обидели. Слегка пожурили, беззлобно пообещав искупать в море.
Чуть погодя у нас с котом возник полный консенсус: я ловлю, а он ест. Наелся до такого состояния, что на «кис-кис» больше не откликался, подносил ему рыбу прямо к носу, как официант в ресторане. Вскоре осоловевший мохнатый, вразвалочку, еле переставляя лапы, отправился по своим кошачьим делам, а я стал отдавать пойманную рыбу местным пацанам.
Вот уже и совсем темно, рыбаки «заряжают» свои снасти в свете фонариков. Оказывается, приманки флуоресцируют в темноте.
В одной футболке зябко, надо собираться. Шагаю по мокрому бетону пирса, слушаю шум волн, а сзади тепло, как-то по-домашнему, светлячками, помаргивают налобные фонарики рыбаков.
Просыпаюсь утром, смотрю прогноз погоды – солнечно. Забегая вперёд, скажу – врёт прогноз. Но я-то этого не знаю и покупаю путёвку на рыбалку с выходом в море. В 16 часов с причала нашего пансионата должен забрать катер. Действительно, к оговоренному времени швартуется довольно большой катер с героическим названием «Одиссей», уже полный под завязку желающими порыбачить.
Располагаюсь на носу, знакомлюсь с соседями, расспрашиваю капитана про рыбалку. Идём в район поселка Новый Свет, к горе Коба-Кая. Ложимся в дрейф прямо напротив грота Голицына, как я потом узнал, пройдясь пешком в этих местах по горной тропе. Берег буквально облеплен рыбаками.
Глубина 15-17 метров, каждому выдают самодур и ведёрко под рыбу. У меня снасть с пятью крючками, у кого с семью. Капитан показывает, как ловить. Опускаешь груз на дно и потихоньку поднимаешь. На крючки сразу садится ставрида размером куда больше той, что ловил у пансионата.
Кладу груз на дно, кручу ручку катушки и чувствую, как на крючки садится одна ставрида, другая, третья…Кончик удилища гнётся к воде, рука наливается приятной тяжестью. Вытаскиваю целую гирлянду серебристых рыбок. И так по всему катеру. Через заброс одна рыбка, но попадётся. А то и три, четыре, пять. Бывает, что две ставриды садятся на один крючок. Рекорд катера поставила девушка, которая за один заброс на семь крючков вытащила девять рыбок.
На обратном пути капитан показал скалу Чёртов палец, где снимался фильм «12 стульев». Помните, где отец Фёдор забирается на гору и ест колбасу? Вот это тот самый Чёртов палец и есть.
Швартуемся под вопросительными взглядами моих знакомцев-рыболовов. Здороваюсь, показываю ведёрко: «Надёргал малость, не то, что вчерашние, с мизинец.»
Погода портится чуть ли не на неделю. Утром солнышко даёт возможность покупаться и позагорать, а к обеду – дождь. Иной раз с перерывами, иной раз до вечера. Но вот и первый погожий денёк. Наблюдаю, как из бухты выходит старый знакомец «Одиссей» с группой туристов, и жду вечера, ведь погода сегодня обязательно позволит мне порыбачить.
На причале принимают как своего, рыбаки здороваются за руку. А вот для рыбы я чужак. Да и не только я, как оказалось. Клюёт слабо у всех. За вечер поймал несколько ставридок и морского пескаря. Причём, всю рыбу поймал на опарыша, с подсадкой оранжевого пенопласта. Червь так и остался нетронутым. Народ объясняет плохой клёв мутной водой после дождя.
На скудный улов у меня свои планы. По дороге на море часто встречаю пушистую кошечку-красавицу, ласковую, в белой шубке и с голубыми глазами. Хочу угостить её свежей рыбкой. На угощенье прибежала не только моя знакомая, но и вся окрестная банда котов. Досталось каждому по рыбёшке. Погладил на прощанье любимицу, пообещал и завтра побаловать дарами моря.
Просыпаюсь от шума ветра за окном. Деревья гнутся и достают ветвями до балкона номера. Солнце светит, но сильный холодный ветер выгнал с пляжа задолго до обеда. На рыбалку утеплился, как мог, поддев под рубашку с короткими рукавами ещё и футболку.
Ловлю, как повелось, на червя и опарыша с подсадкой пенопласта. Клевать начало сразу, но подсечь не могу. Рыба просто сжирает червя, опарыши держатся стойко, до пустой кожицы. И вот, наконец, подсекаю чёрную рыбку. – Рыба-ласточка, – как объяснили мне рыбаки.
От червя я отказался. Стоит только опустить его в воду, как мелочь сразу обгладывает до крючка. Стал насаживать по одному опарышу «чулком», чтобы безнаказанно не съедали, и дело пошло! Местные рыбаки одобрительно делятся новостями с новоприбывшими коллегами: «А вон тот мужичок навострился ласточек дёргать!»
Сказка продолжалась до тех пор, пока порыв ветра не сдул с причала опарышей. В своей пластиковой баночке, как в батискафе, они отправились в плаванье к виднеющимся на горизонте сухогрузам. Проводив путешественников печальным взглядом, насаживаю на крючки кусочки червя. Ловлю, но не так бойко, как на опарыша. Поймал с десяток рыбёшек: зеленушка, окунёк и ласточки.
Солнце скрылось за горой, и на сильном ветру в моей лёгкой одежде сидеть стало очень холодно. Делать нечего, собрался, попрощался с народом. Один из рыбаков, Игорь, предлагал куртку, но было неудобно обременять человека.
Часть улова отдал товарищам по рыбалке, часть захватил для пушистых мурлык. Оказывается, эти хитрюги специально ждут возвращающихся с моря рыбаков в надежде полакомиться рыбой.
Погода жарой не баловала, но я утешал себя тем, что дома ещё холоднее и дождь. На рыбалку больше не ходил, валялся на пляже, пытаясь урвать дозу ультрафиолета у солнца, постоянно скрывающегося за облаками.
Вот и уезжать пора. Амнистировал оставшихся червей, выпустив в клумбу с цветами. Как ни странно, но нет той грусти, с которой обычно покидаешь курорты. Думаю, это потому, что у меня ещё есть пару недель отпуска, впереди поездка в Рыбинск, а там снова рыбалка. Перефразируя Высоцкого: «Лучше рыбалки может быть только рыбалка, на которой ещё не бывал!»
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 12(338), 2016 г.