Край цветущей сирени и снега
Край цветущей сирени и снега. Игорь Бокарев, г. Н. Новгород
Фото автора
Продолжение. Начало в № 16 (294), 2014 г.
Очередное редакционное путешествие в Мурманск. Часть маршрута уже пройдена на машине и на катерах по Серебрянскому водохранилищу. Двигаемся дальше…
Экспедиция в составе шести человек: Михаила, Даниила, Дмитрия, двух мурманчан Сергея с Александром, и автора этих строк после высадки на берегу водохранилища добралась до рыбацкого домика, где нас гостеприимно встретили знакомые Сергея.
Немного передохнув и перекусив, двинулись пешком к озеру Мудьявр, в который впадает и вытекает же из него река Мудайок. Дорога до озера проходит по вершине горы, хотя горой ее назвать можно с трудом. Мурманские Хибины местами больше похожи на сопки, хотя присутствуют и довольно высокие горки. С левой стороны тропы внизу порой слышен шум порогов это Мудайок несет свои воды в Серебрянское водохранилище. Справа среди возвышенностей, поросших березками и кустарником, порой видны озера, которых, как оказалось, здесь, в горах, множество и с которыми мне впоследствии пришлось более подробно познакомиться.
На берегу озера нас ждала лодка, которую сюда притащили, конечно, для своих рыбалок, хозяева рыбацкого бунгало и предоставили ее в наше распоряжение на время похода. А нужна она нам была затем, чтобы перебраться на правый берег озера, так как левый болотистый и непроходимый. Основная часть путешественников достигла другого берега, и мы двинулись налегке к месту впадения Мудайока. Мы же с Михаилом на лодке со всей поклажей переплываем через все озеро, а это порядка километра с лишним, и переправляем остальных опять же на левый берег. И только потом, пройдя пару километров в гору и спустившись с нее, мы должны были выйти на тропу, которая шла вдоль реки до лопарских домов, в данное время не жилых, но сохранивших неплохое состояние. Они гарантировали нам крышу над головой и временное пристанище, местные рыболовы также частенько гостили здесь.
Саамы (саами, лопари, лапландцы) малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы. Скандинавы и русские называли их «лопари», «лопляне» или «лопь», от этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей».
И уже здесь, в окрестностях Мудойка и впадающих в него ручьев, должно начаться главное действие рыбалка. Однако в наши планы была внесена корректива. Поднявшийся встречный ветер свел на нет все усилия переплыть озеро. Наше «корыто» оказалось слишком перегружено и в силу своих плохих мореходных способностей отказывалось плыть против ветра.
По рации мы связались с основной группой (очень необходимая и удобная вещь в таких походах) и, рассказав о нашей беде, попросили их вернуться в исходную точку. Собравшись все вместе и посовещавшись, решили вернуться к домику, уже утром определиться с дальнейшим маршрутом, поскольку утро вечера мудренее. А на дворе уже стояла ночь, но ночь-то была чисто теоретическая, в это время года она ни чем не отличается от нашего дня.
На следующее утро после обсуждения разных вариантов дальнейшего пути решено было вновь переплыть на другой берег озера, потом идти правым берегом вдоль реки и пытаться найти брод, где можно будет перебраться на противоположный берег, чтобы добраться до лопарских домов.
Забегая вперед, могу сказать, что преодолев множество препятствий, они все-таки добрались до намеченной точки и неплохо половили там рыбу. Видеофильм об этой части, да и самом походе можно посмотреть на рыболовном портале http://www.rybolovnn.ru/. Ну, а мне не суждено было изведать всех этих приключений, так как вчера, возвращаясь с озера, я подвернул ногу и вынужден был остаться в рыбацком домике, и ждать возвращения товарищей.
Итак, проводив экспедиционеров и пожелав им успехов, я стал коротать время в компании Юрия, живущего здесь с начала лета, и двух мурманских рыбаков Альберта и Валентина, которые приехали порыбачить. Шел третий день с тех пор, как мы покинули Нижний.
4.07. с утра на улице +3 градуса, задувающий весь вчерашний день восточный ветер стих, но слабый дождь, начавшийся ночью, продолжается. Моя нога немного успокоилась, и я решил отправиться куда-нибудь недалеко и макнуть спиннинг. Ну, посудите сами: собираться и готовиться к этому походу целый год, проехать огромное расстояние и «ждать у моря погоды» нет уж, извините. К тому же, Альберт с Валентином, которые рыбачили со своей моторной лодки на водохранилище, а Юрий с ботника в заливах, принесли пару щук и несколько неплохих окуней, что тоже вызывало некоторую зависть. Все, отправляюсь к ближайшему заливу, благо, он находился недалеко от домика, и рыбачу с ботника, любезно предоставленного Юрием, проводившем меня до пристани его корабля.
Заливы водохранилища напоминают какие-то морские шхеры, правда, виденные мной только в кино. В одних местах темная вода скрывает глубину, а в других лодка чиркает днищем по камням. Из-за большой воды проплыть можно практически везде, хотя обычно половина из них к этому времени пересыхает, и по перешейкам можно пройти, как по суше.
Начинаю рыбалку в предвкушении чего-то необычного, поскольку природа, окружающая меня, необычная, и в мыслях, что я нахожусь где-то в море на необитаемом острове… Но однако возвращаюсь в реальность и двигаюсь в места наиболее перспективные со слов моего визави. Сначала в ход идет куусамовская блесна Rasanen весом 6 г. Она неплохо зарекомендовала себя в здешних водоемах по прошлому году в ловле щук и окуней, а именно эти рыбы здесь и живут. Небольшого размера приманки как раз подходят для моего спиннинга. В этот раз я взял с собой Joker 702L, от Nordic Stage, длина 213 см, тест 1,5-9 г. Производитель в своих рекомендациях указывает: "Наиболее универсальная модель в серии. Хорошо подходит для ловли крэнками, колеблющимися и вращающимися блеснами. Благодаря особенности строя и жесткости возможна ловля широкого спектра рыб, таких как форель, голавль, окунь". А это то, что мне и нужно, ну что ж, проверим джокер в действии.
Проплавав пару часов по местным «шхерам», перепробовав разнообразные колебалки, вертушки и даже макнув воблера в местные воды, я так и не увидел и не почувствовал ни одного тычочка, ни одной поклевочки. Джокер честно и очень отлично отработал в плане забросов, чувствительности, вот испытать его на вываживании пока не случилось, надеюсь, все еще впереди. Слегка подмокнув под непрерывно сеющим промозглым дождем, не солоно хлебавши возвращаюсь.
Под крышей дома, в теплоте и уюте, за кружкой чая, Юрий немного успокоил меня, сказав, что из-за очень задержавшегося лета, ведь буквально не так давно на озерах еще стоял лед, а с неба сыпал снег, вода в заливах не успела достаточно прогреться, поэтому малек сига, основная кормовая база щуки и окуня, не зашел сюда, а за ним, соответственно, и хищник. Так вот в чем дело, а то я уже подумал, может, вместе с ногой я и руки повредил…
Окончание следует.