Красноперочная эпопея
Василий Зиньков, г. Рязань
Фото автора
Лето в зените, и мы, в Средней полосе России, заждались его настоящего. Когда тепло идет не только от солнца и ветра, а от земли, нагретой всемогущим светилом за многие дни знойной погоды. Когда ходишь в одних шортах, и лишь ненасытное комариное племя заставляет одеваться в верхнюю одежду. Когда духмяный аромат разнотравья лугов кружит голову, а тепло земли греет тебя круглосуточно. Когда сидишь ночью возле костра у реки на травяной подстилке, и крайняя точка твоего тела не ощущает дискомфорта от перепада температур. Когда на земле сидеть приятнее, нежели на рыбацком раскладном кресле. Мы долго ждали благодатной поры этим летом и дождались. Лето, настоящее лето, похоже, пришло. Как бы только не сглазить.
С отпуском мне просто повезло. Всего десять дней в конце июля, и выбрать их за полгода вперед, когда формируется график, все равно, что ткнуть пальцем в небо. Однако мне удалось найти эту точку на небесах в это замысловатое, по погодным проявлениям, лето. Первые три дня отпуска погода была еще неустойчива, но последняя неделя июля раскрылась во всей красе. Температура установилась за тридцать, что вообще казалось нереальным и несбыточным.
Давно уже решили отдыхать в родных краях, на лесном озере. Собирались, как всегда, тщательно. Нас было четверо: я с супругой и внучка 12 лет с подружкой. Дорога не занимает более двух часов, включая городские пробки. На месте были во второй половине дня. Оно было хорошо знакомо и манило нас благодатными воспоминаниями прошлого лета. Озеро Боровецкое, небольшое по меркам среднерусской полосы, со всех сторон окруженное зарослями сосен, причем половину окружают деревья молодые, а сторону противоположную украшает настоящий бор, благодаря которому и носит свое название водоем. Лагерь разбили на старом месте под высокими деревьями. Яркий, солнечный день, небольшой ветерок, и мы – единственные на водоеме и в бору. Среди вековых сосен нас ждали столы с лавками, стояли ящики для мусора, пляж желтел привозным песком. Чистота берегов создавала приятный настрой на отдых. Похоже, местные власти следят за озером.
Быстро поставили лагерь, и я стал готовиться к утренней зорьке. В озере в изобилии водилась красноперка, немало карася. По словам местных рыбаков, водится и карп, но попадается нечасто. Щуки не было вовсе, поговаривали о большом количестве окуня, но среди лета на спиннинг он не велся, в чем я убедился еще в прошлом году. Температура днем вначале была 23 градуса, а ночи еще совсем не летние и больше тянули на середину мая. Поэтому пришлось утепляться. Спали в абсолютном покое под охраной нашей верной спутницы – овчарки Яры.
На рассвете, едва забрезжило, я уже снарядил свою лодку и вышел на воду. Тишина нарождающегося дня поражала. Ни единого дуновения ветерка, небо чистое с небольшими проплешинами перистых облаков по краям. Даже редкие комары после холодных ночей не нарушали первозданного безмолвия. Только певчие пташки, щебетавшие то тут, то там, напоминали о жизни лесных обитателей, лишь подчеркивая благолепие наступающего утра. Озеро утопало в тумане. Еще в прошлом году я нашел место, где отлично клевала красноперка. Помнится, далось оно не сразу. Сначала искал красноперую красавицу в окнах травяных зарослей недалеко от берега. Так мы с пацанами ловили ее еще в детстве. Но этот вариант меня не устраивал, ибо приходилось постоянно перемещаться от окна к окну, вылавливая три, четыре рыбины нужной кондиции, поскольку за ними клевала откровенная мелочь. Так путем здравого смысла и постоянных поисков было решено, что лучше и, главное, надежнее всего рыба берет насадку возле своего обиталища – травяных зарослей. Причем на солидной глубине – от полутора до двух метров. Я это тоже не сразу понял, поскольку считается, что эта жизнерадостная рыбка ловится исключительно в поверхностном слое. Но поверху солидная рыба клевала редко. Ловя на глубине, я убирал в садок рыбу от 150 граммов, меньшего калибра возвращалась озеру.
На этот раз я сразу же припарковался на старое место и заметил неподалеку, ниже уровня воды, пару кольев для крепежа лодки. Видимо по весне здесь ловили карася, потом уровень поднялся и скрыл причал рыболова. Поскольку на озере никого больше не было, решил воспользоваться ими, справедливо полагая, что на них мое судно будет держать линию заброса гораздо лучше, нежели на опущенных грузах. Вытянул их из грунта на уровень баллонов судна, привязался и приступил к рыбалке.
В обиходе у меня было две удочки. Одна из углепластика – пятиметровка, очень легкая и мобильная с глухой оснасткой. Забегая вперед, скажу, что основную рыбу я ловил именно на нее. Вторая, тоже пятиметровая, была гораздо тяжелее, с катушкой и пропускными кольцами. Ориентирована она была на более солидную глубину в расчете на карася, поэтому вся оснастка была несколько грубее и надежнее, нежели на угольной удочке, которую я чаще всего держал в руках. Держал потому, что рыба не давала возможности положить ее. Так неистово и бесперебойно клевала красноперка. Насадкой мне служило тесто, приготовленное еще накануне. Сдобренное ароматным нерафинированным подсолнечным маслом холодного отжима, оно тут же привлекало рыбу, и та хватала катыш теста, едва он опускался вниз. После зелени, основного питания рыбы летом, тесто было явным лакомством для нее.
На глубине в три метра были заросли травы, поднимающиеся на высоту около метра над дном и являющиеся надежным убежищем для этой многочисленной, юркой и красивой рыбы. И рыба там была самых разных размеров, которую нетрудно было вычислить уже по поклевке. Удача заключалась в том, чтобы изначально насадка попала под нос рыбине более крупной. Я устанавливал спуск на самодельном поплавке из трубочки для сока таким образом, чтобы насадка шла над поверхностью трав. Кстати, при случае можно рассказать и показать, как легко и быстро изготовить подобные поплавки. Здесь рыба клевала и брала насадку надежнее всего, и достаточно часто ловились вполне солидные особи. Красноперка от 200-300 граммов клевала совершенно иначе, нежели мелочевка, хотя были и исключения.
Вот поплавок качнулся пару раз, ровно и уверенно уходя вбок и вниз. Подсечка, и наверх выводится достойная рыбина золотистого отлива. Сопротивляется она так бойко и напористо, что не может не вызывать удивления, восхищения и уважения. Главное – вслед за подсечкой оторвать ее от родных травяных кущ, иначе она забьется в них, и тогда уж не миновать схода или обрыва поводка. Мелкая же рыбешка долго и нудно теребит насадку, поскольку она рассчитана не на нее. Поплавок при этом мелко дергается и бегает из стороны в сторону или же рывком ныряет вниз, тут же поднимаясь обратно. Тут лучше сразу же перезабросить снасть, чтобы катыш теста достался рыбе иного размера, хотя тесто не всегда это позволяет.
При очередной поклевке подсекаю и ощущаю на крючке неподъемную тяжесть, которая стремглав, не давая мне более ни секунды на размышление, мчится от меня, вытягивая леску в одну линию с удилищем. Поводок в 0,12 мм тут же рвется, а я стою в оцепенении. Что это было? Рука настолько привыкла к размеренным весам и размерам рыб, что я, по привычке, попытался поднять рыбу, она же оказалась запредельного для моей снасти размера и весьма буйного нрава. Потом уже, при анализе ситуации, мне подумалось, что если бы я мог предположить подобную добычу на крючке, то хотя бы тут же бросил удильник на воду и пустился на своем судне в погоню. Но и в этом случае вряд ли пободался с трофеем, ибо он тут же забился бы в траву. Именно этот случай заставил меня брать на рыбалку подсачек.
Как оказалось впоследствии, не напрасно. Наряду с мерной вездесущей красноперкой мне удалось поднять и завести в него пару весомых карасей и матерую красноперую красавицу около полукилограмма весом. После того реактивного карпа, а это был несомненно он, я понял, что озеро на этот раз соблаговолило мне выловить особей гораздо большего размера, нежели в прошлом году.
Отдыхали мы замечательно. Наконец-то установилась жаркая, устойчивая погода. Солнце на небосводе заявляло о себе ежедневно. Днем купались, загорали и наслаждались покоем и тишиной бора в тени сосен. Супруга возилась с готовкой пищи и девчонками, временами убегая на рыбалку, я же утром и вечером ловил безотказную красноперку и получал от этого истинное удовольствие. Лучшая рыбалка состоялась в последний воскресный день нашего пребывания на озере. Рассвет был намного темнее обычного, и не без оснований. За ночь небо затянулось тучами. Едва я приготовился к отплытию, как посыпал мелкий дождь, задержавший мой выход на воду до пяти утра. Стоило ему прекратиться, как я уже расположился на старом уловистом месте, которое каждый вечер прикармливал. Во время ловли от прикормки я отказался, ибо она уводила всю рыбу с горизонта ловли в траву на дно.
Клев был уверенней и надежней, чем прежде. Мелочи практически не было. Похоже, солидная красноперка выдавила с прикормленного места недорослей. Именно в это раз и удалось выловить полукилограммовую, отливающую золотом красноперую красавицу. Дождь через час вновь заявил о себе. Накрывшись плащом, я продолжал активную ловлю. Дождь то затихал, то принимался вновь, а я наслаждался процессом, продлевая удовольствие от общения с озером.
Ближе к вечеру мы свернули наш семидневный лагерь и выехали в обратный путь. Монотонно уходили под капот серые километры асфальта, а я все еще не мог расстаться с чудесными днями красноперочной эпопеи, случившейся нынешним капризным летом.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 16(366), 2017 г.
Фото автора
Лето в зените, и мы, в Средней полосе России, заждались его настоящего. Когда тепло идет не только от солнца и ветра, а от земли, нагретой всемогущим светилом за многие дни знойной погоды. Когда ходишь в одних шортах, и лишь ненасытное комариное племя заставляет одеваться в верхнюю одежду. Когда духмяный аромат разнотравья лугов кружит голову, а тепло земли греет тебя круглосуточно. Когда сидишь ночью возле костра у реки на травяной подстилке, и крайняя точка твоего тела не ощущает дискомфорта от перепада температур. Когда на земле сидеть приятнее, нежели на рыбацком раскладном кресле. Мы долго ждали благодатной поры этим летом и дождались. Лето, настоящее лето, похоже, пришло. Как бы только не сглазить.
С отпуском мне просто повезло. Всего десять дней в конце июля, и выбрать их за полгода вперед, когда формируется график, все равно, что ткнуть пальцем в небо. Однако мне удалось найти эту точку на небесах в это замысловатое, по погодным проявлениям, лето. Первые три дня отпуска погода была еще неустойчива, но последняя неделя июля раскрылась во всей красе. Температура установилась за тридцать, что вообще казалось нереальным и несбыточным.
Давно уже решили отдыхать в родных краях, на лесном озере. Собирались, как всегда, тщательно. Нас было четверо: я с супругой и внучка 12 лет с подружкой. Дорога не занимает более двух часов, включая городские пробки. На месте были во второй половине дня. Оно было хорошо знакомо и манило нас благодатными воспоминаниями прошлого лета. Озеро Боровецкое, небольшое по меркам среднерусской полосы, со всех сторон окруженное зарослями сосен, причем половину окружают деревья молодые, а сторону противоположную украшает настоящий бор, благодаря которому и носит свое название водоем. Лагерь разбили на старом месте под высокими деревьями. Яркий, солнечный день, небольшой ветерок, и мы – единственные на водоеме и в бору. Среди вековых сосен нас ждали столы с лавками, стояли ящики для мусора, пляж желтел привозным песком. Чистота берегов создавала приятный настрой на отдых. Похоже, местные власти следят за озером.
Быстро поставили лагерь, и я стал готовиться к утренней зорьке. В озере в изобилии водилась красноперка, немало карася. По словам местных рыбаков, водится и карп, но попадается нечасто. Щуки не было вовсе, поговаривали о большом количестве окуня, но среди лета на спиннинг он не велся, в чем я убедился еще в прошлом году. Температура днем вначале была 23 градуса, а ночи еще совсем не летние и больше тянули на середину мая. Поэтому пришлось утепляться. Спали в абсолютном покое под охраной нашей верной спутницы – овчарки Яры.
На рассвете, едва забрезжило, я уже снарядил свою лодку и вышел на воду. Тишина нарождающегося дня поражала. Ни единого дуновения ветерка, небо чистое с небольшими проплешинами перистых облаков по краям. Даже редкие комары после холодных ночей не нарушали первозданного безмолвия. Только певчие пташки, щебетавшие то тут, то там, напоминали о жизни лесных обитателей, лишь подчеркивая благолепие наступающего утра. Озеро утопало в тумане. Еще в прошлом году я нашел место, где отлично клевала красноперка. Помнится, далось оно не сразу. Сначала искал красноперую красавицу в окнах травяных зарослей недалеко от берега. Так мы с пацанами ловили ее еще в детстве. Но этот вариант меня не устраивал, ибо приходилось постоянно перемещаться от окна к окну, вылавливая три, четыре рыбины нужной кондиции, поскольку за ними клевала откровенная мелочь. Так путем здравого смысла и постоянных поисков было решено, что лучше и, главное, надежнее всего рыба берет насадку возле своего обиталища – травяных зарослей. Причем на солидной глубине – от полутора до двух метров. Я это тоже не сразу понял, поскольку считается, что эта жизнерадостная рыбка ловится исключительно в поверхностном слое. Но поверху солидная рыба клевала редко. Ловя на глубине, я убирал в садок рыбу от 150 граммов, меньшего калибра возвращалась озеру.
На этот раз я сразу же припарковался на старое место и заметил неподалеку, ниже уровня воды, пару кольев для крепежа лодки. Видимо по весне здесь ловили карася, потом уровень поднялся и скрыл причал рыболова. Поскольку на озере никого больше не было, решил воспользоваться ими, справедливо полагая, что на них мое судно будет держать линию заброса гораздо лучше, нежели на опущенных грузах. Вытянул их из грунта на уровень баллонов судна, привязался и приступил к рыбалке.
В обиходе у меня было две удочки. Одна из углепластика – пятиметровка, очень легкая и мобильная с глухой оснасткой. Забегая вперед, скажу, что основную рыбу я ловил именно на нее. Вторая, тоже пятиметровая, была гораздо тяжелее, с катушкой и пропускными кольцами. Ориентирована она была на более солидную глубину в расчете на карася, поэтому вся оснастка была несколько грубее и надежнее, нежели на угольной удочке, которую я чаще всего держал в руках. Держал потому, что рыба не давала возможности положить ее. Так неистово и бесперебойно клевала красноперка. Насадкой мне служило тесто, приготовленное еще накануне. Сдобренное ароматным нерафинированным подсолнечным маслом холодного отжима, оно тут же привлекало рыбу, и та хватала катыш теста, едва он опускался вниз. После зелени, основного питания рыбы летом, тесто было явным лакомством для нее.
На глубине в три метра были заросли травы, поднимающиеся на высоту около метра над дном и являющиеся надежным убежищем для этой многочисленной, юркой и красивой рыбы. И рыба там была самых разных размеров, которую нетрудно было вычислить уже по поклевке. Удача заключалась в том, чтобы изначально насадка попала под нос рыбине более крупной. Я устанавливал спуск на самодельном поплавке из трубочки для сока таким образом, чтобы насадка шла над поверхностью трав. Кстати, при случае можно рассказать и показать, как легко и быстро изготовить подобные поплавки. Здесь рыба клевала и брала насадку надежнее всего, и достаточно часто ловились вполне солидные особи. Красноперка от 200-300 граммов клевала совершенно иначе, нежели мелочевка, хотя были и исключения.
Вот поплавок качнулся пару раз, ровно и уверенно уходя вбок и вниз. Подсечка, и наверх выводится достойная рыбина золотистого отлива. Сопротивляется она так бойко и напористо, что не может не вызывать удивления, восхищения и уважения. Главное – вслед за подсечкой оторвать ее от родных травяных кущ, иначе она забьется в них, и тогда уж не миновать схода или обрыва поводка. Мелкая же рыбешка долго и нудно теребит насадку, поскольку она рассчитана не на нее. Поплавок при этом мелко дергается и бегает из стороны в сторону или же рывком ныряет вниз, тут же поднимаясь обратно. Тут лучше сразу же перезабросить снасть, чтобы катыш теста достался рыбе иного размера, хотя тесто не всегда это позволяет.
При очередной поклевке подсекаю и ощущаю на крючке неподъемную тяжесть, которая стремглав, не давая мне более ни секунды на размышление, мчится от меня, вытягивая леску в одну линию с удилищем. Поводок в 0,12 мм тут же рвется, а я стою в оцепенении. Что это было? Рука настолько привыкла к размеренным весам и размерам рыб, что я, по привычке, попытался поднять рыбу, она же оказалась запредельного для моей снасти размера и весьма буйного нрава. Потом уже, при анализе ситуации, мне подумалось, что если бы я мог предположить подобную добычу на крючке, то хотя бы тут же бросил удильник на воду и пустился на своем судне в погоню. Но и в этом случае вряд ли пободался с трофеем, ибо он тут же забился бы в траву. Именно этот случай заставил меня брать на рыбалку подсачек.
Как оказалось впоследствии, не напрасно. Наряду с мерной вездесущей красноперкой мне удалось поднять и завести в него пару весомых карасей и матерую красноперую красавицу около полукилограмма весом. После того реактивного карпа, а это был несомненно он, я понял, что озеро на этот раз соблаговолило мне выловить особей гораздо большего размера, нежели в прошлом году.
Отдыхали мы замечательно. Наконец-то установилась жаркая, устойчивая погода. Солнце на небосводе заявляло о себе ежедневно. Днем купались, загорали и наслаждались покоем и тишиной бора в тени сосен. Супруга возилась с готовкой пищи и девчонками, временами убегая на рыбалку, я же утром и вечером ловил безотказную красноперку и получал от этого истинное удовольствие. Лучшая рыбалка состоялась в последний воскресный день нашего пребывания на озере. Рассвет был намного темнее обычного, и не без оснований. За ночь небо затянулось тучами. Едва я приготовился к отплытию, как посыпал мелкий дождь, задержавший мой выход на воду до пяти утра. Стоило ему прекратиться, как я уже расположился на старом уловистом месте, которое каждый вечер прикармливал. Во время ловли от прикормки я отказался, ибо она уводила всю рыбу с горизонта ловли в траву на дно.
Клев был уверенней и надежней, чем прежде. Мелочи практически не было. Похоже, солидная красноперка выдавила с прикормленного места недорослей. Именно в это раз и удалось выловить полукилограммовую, отливающую золотом красноперую красавицу. Дождь через час вновь заявил о себе. Накрывшись плащом, я продолжал активную ловлю. Дождь то затихал, то принимался вновь, а я наслаждался процессом, продлевая удовольствие от общения с озером.
Ближе к вечеру мы свернули наш семидневный лагерь и выехали в обратный путь. Монотонно уходили под капот серые километры асфальта, а я все еще не мог расстаться с чудесными днями красноперочной эпопеи, случившейся нынешним капризным летом.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 16(366), 2017 г.