Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Косичка, полная кефали!

Косичка, полная кефали!

Алексей Трембицкий, г. Москва
Фото автора


Занесло меня по служебной надобности на несколько сентябрьских дней (точнее ночей) в Стамбул. Жара, духота, работа – казалось бы, «удовольствий» более чем достаточно. Но дерзкая мысль не давала покоя: а может все-таки порыбачить, хотя бы прикоснуться снастями к Средиземноморским водам? Интересно, какая там рыба, как ее ловят, о чем рыбаки рассказывают?

23-325-снасть-косичка.jpg

Собираться начал с того, что залез в Интернет. Традиционный путь современного разведчика. Оказывается, в самой Турции ловят разную рыбу, причем ее достаточно много: и на море, и на пресноводных водоемах. Но в Стамбуле... Как всегда информации особо нет. За исключением описания известного "рыболовного моста" (Галатский мост) в самом центре старого города, о котором я, конечно же, знал, поскольку посещал этот город не первый раз. Только раньше я рыбалкой не увлекался так сильно, как теперь, и проходил по этому мосту без чуткого «рыбацкого» внимания к его истинным почитателям. Вот так.

Мост этот весьма интересен не только своим значением и архитектурной ценностью, но и пикантно свисающими снастями. Тянутся лески с верхнего этажа (пешеходно-проездного) вниз, а посетители многочисленных кафе нижнего этажа смотрят на эти прозрачные струнки, а также периодически выуживаемых рыбок, словно вылетающих из воды в самое небо!

Общие советы во Всемирной паутине по ловле на море с турецкого берега не отличались от общеизвестных: самодуры, донные снасти, спиннинг (со всевозможными искусственными насадками, прежде всего, силиконовыми). Выловить можно якобы кого угодно: от пиленгаса до ската или даже небольшого осьминога.

Поэтому я прихватил с собой, помимо дорожного спиннинга-телескопа (тут уж не до строя, важно в чемодан поместить) и небольшой катушки с намотанной плетеночкой, мешочек с запчастями, куда, на удивление, поместилась и запасная леска, и всевозможные крючочки с вертлюгами и застежками, и горстка разных приманочек...

Бывает, рассказываю кому-нибудь, что вернулся из поездки, где ловил на телескопический спиннинг, и слушающий сразу кривится, мол, спиннинг-телескоп  – это не серьезно. Но я придерживаюсь категорически иного мнения. Вот в стародавние времена рыбаки успешно ловили острогой, а сейчас дай кому-нибудь древнее копье рыбака. Никто и притронуться к нему не захочет. Так же и с «телескопом». К нему нужно приспособиться. Кроме того, они бывают разные. Некоторые очень даже дорогие и весьма качественные. А потом, в некоторых случаях перевезти штекер просто невозможно. Мой же восьмиколенник менее 50 см в сложенном виде (в разложенном 2,7 м) элегантно помещается даже в портфеле, а уж тем более в наплечной сумке и дает возможность ходить на рыбалку между совещаниями и деловыми встречами (как раз мой случай). 

Да, чуть не забыл. Благодаря информации, полученной на одном из сайтов, я узнал о наличии специализированного рыболовного магазина в непосредственной близости от того самого моста (есть польза от Интернета, есть все-таки). Так что, рассуждал я, если что-то не прихвачу с собой по незнанию, значит, в крайнем случае, смогу прикупить. И не ошибся, прикупить, действительно, пришлось. Но все по порядку.

Летел я недолго, а добирался фактически целый день. На следующий день планировал после обеда мотануть к морю. Да еще к Мраморному. Не об этом ли мечтал я всю свою сознательную часть жизни!? 

Пляж, обычный городской пляж, по которому я прохаживался еще позапрошлой весной, отличался от теперешнего лишь плескающимися ребятишками. Несмотря на то, что время отпусков завершилось, отдыхающих было довольно много. 

Мне не терпелось скорее «расчехлиться», так что курс был взят к бетонной пристани. Здесь было поменьше людей, и я спокойно раскрыл свою сумку. 

Что стопка визиток, обмотанных ремешочком от бейджика, да кучка разноцветных буклетов из совершенно другого мира, когда вы открываете сверток с карбоновой палочкой и наконец-то сливаетесь с миром настоящим и понятным без всяких иностранных слов и делового этикета!

Мое "фастовское" орудие скоро приобрело оснастку - небольшую джиг-головку с силиконовым виброхвостиком янтарного отенка. Но куда забрасывать? Я запульнул в безбрежное море. Потом еще разок и еще… Ну, хоть побросал. 

Двинулся дальше. И… О, счастье! Впереди увидел двух мужчин с удилищами. Я поспешил к ним. 

Только не спрашивайте меня, как я общался с этими иностранными туристами без знания языка. Но это было прекрасно! Потому что рыболовы всех стран мира могут совершенно свободно понимать друг друга и великолепно общаться вне зависимости от возрастного, полового и национального, признаков. Нет в мире лучше людей, чем те, кто увлекается рыбалкой!

Короче говоря, два моих собеседника, приехавшие сюда на отдых из другой страны, продемонстрировали мне удивительную местную оснастку, которую я прежде никогда не видел и даже не слышал о подобной. Турки называют ее «шамандрой»! Есть что-то таинственное и магическое в этом слове, я бы сказал, что-то шаманское.

23-325-снасть-косичка1.jpg

Выглядит грозное оружие очень просто. На цилиндр (ролик) диаметром около 2-2,5 см и шириной около 5-6 см наматывается так называемая «косичка». Последняя очень напоминает стандартный самодур, которым успешно ловят ставриду. Кстати, на косичку так же, как и на черноморский самодур, надевается не более 10 крючков, довольно крупных и с длинным цевьем. Подобные крючки обычно применяют при ловле крупного подлещика и леща, в частности при ловле с лодки на кольцо. Однако ставок самодура предполагает наличие поводков, на которых держатся крючки с искусственными насадками из перьев, ниток и, конечно же, из отрезков изоляции пластиковых проводов. Бывает и, кстати, очень часто, что поводки самодура представляют собой петельки длиной не более 5 см и вяжутся из одной лески сразу. Так вот, «косичка» напоминает именно такой самодур. Только вообще без поводков: крючки привязываются вплотную к основной леске. Причем крючки используются абсолютно голые! Вместо концевого груза у «шамандры» прикреплен вышеупомянутый цилиндр из синтетического мягкого полимерного материала, в который без труда можно воткнуть крючок. Несмотря на хорошую плавучесть вес цилиндра достаточен, чтобы его в качестве груза можно было бы забросить на достойное расстояние от берега. Но если веса для более дальнего заброса не хватает, то перед ним можно поставить скользящий грузик и забрасывать с ним. При приводнении грузик пойдет вниз и потянет за собой леску с катушки, но сама приманка останется плавать на поверхности.

«Косичка» одним концом наматывается на цилиндр, а другим крепится к основной леске. Так выглядит снасть на удилище в собранном виде. Но перед забросом на цилиндре с помощью крючков «косички» нужно закрепить длинную полоску булки (сдобного белого хлеба, который в изобилии продается в различных лавочках; он чем-то напоминает лаваш, но более пышный и имеет более сухую хрустящую корочку). Полоска хлеба шириной примерно такой же, как ширина цилиндра, крепится на последний корочкой внутрь и оборачивается «косичкой» с крючками. При этом жала крючков следует утопить в сдобу. Бывает так, что обертывание цилиндра булкой с крючками проводится в 2-3 оборота и даже больше. Все зависит от длины оторванной хлебной ленты и длины «косички» (крючки могут быть и на расстоянии 10 см друг от друга, и на расстоянии 20-25 см друг от друга).

Ловля рыбы происходит следующим образом. Рыбак, зарядивший хлебом «шамандру», осуществляет заброс. В результате оснастка улетает и приводняется. При этом она не тонет, а плавает на водной поверхности, пока заинтересованная рыбка не начнет хватать приманку, в качестве которой, как было сказано ранее, выступает навернутый на цилиндр хлеб. Кефаль или пиленгас (насколько я понимаю, встречаются оба представителя кефалевых) хватают хлеб довольно дерзко и при этом оказываются на крючке, цепляясь, когда губой, когда хвостом, а когда и брюхом. Нередко на вытаскиваемой косичке оказывает 2-3 рыбки. Размер рыбок часто не велик, но смотрятся они очень соблазнительно.

Кефаль местного разлива клюет с поверхности, поэтому так важно удерживать насадку (хлеб) на воде.

Пока мы активно общались на ломаном английском с более молодым рыбаком, который оказался племянником того, кто был постарше, последний вытащил двух рыбок.




снасть шамандра

Увидев мою сильную заинтересованность в «шамандре», мужчины описали мне путь до ближайшего рыболовного магазина, где можно купить такую прелесть. 

Уходить с пристани не хотелось. Уж очень мне здесь нравилось. Но ранние южные ночи торопили меня: в темноте я мог заблудиться на незнакомых улицах и проморгать магазин, а обзавестись шамандрой теперь стало просто вопросом жизни и смерти! Попрощавшись с моими новыми знакомыми и обменявшись с ними адресами электронной почты, я поспешил за покупкой. 

Магазин действительно располагался неподалеку. Заветное слово "шамандра" сразу расположило ко мне продавца, который, почти не торгуясь (ну что такое двадцать минут жаркого диалога в стамбульской лавочке?!), предложил мне купить пару упаковок этой оснастки – по две в каждой. Конечно, я прикупил и еще кое-что… на будущее (теперь думаю, где испытывать).

Ночью мне снились стаи кефали, устремляющиеся к булке, обвитой лентой крючков. Или я просто мечтал о рыбалке, уже не помню. 

В следующий раз с купленными снастями я отправился к местной рыбацкой Мекке – мосту Галата, который соединяет берега Золотого Рога. 

Не стану рассказывать о достопримечательностях Стамбула, мимо которых просто невозможно пройти, скажу только, с компактным удилищем можно с успехом совмещать и посещение музеев, и рыбалку (это к вопросу о роли «телескопа» в жизни путешествующего с чемоданом человека в условиях жестко ограниченного времени). Так вот, часов в одиннадцать я уже стоял с местной булкой на мосту, где, можно сказать, яблоку было негде упасть. И все-таки я нашел неплохое местечко (здесь, как говорится, в тесноте, да не в обиде). Достал удилище, оперативно привел его в боевую готовность, и… первая порция хлебного мякиша полетела вниз. Красиво! Я так не ловил никогда. 

И тут началось. Сверху я видел, как стаи рыб устремляются к наживке, буквально раздирая ее на части! Удивительно, что рыбки не боялись периодически проплывающих судов и шума оживленной набережной. Видимо, привыкли с годами. Стремительно сдирая наживку, они доедали остатки хлеба в воде, а я вытаскивал «пустой невод». И так продолжалось несколько раз. Мне было совершенно непонятно, в какой момент подсекать. Удилищем я поклевки не чувствовал! Лишь на пятый раз я все-таки подцепил одну штучку, - оказалась кефаль размером чуть длиннее ладони. Это был праздник, доложу я вам. Радовало все, даже внезапно начавшийся дождь! Впрочем, он быстро закончился, вновь выглянуло солнце, и стало парить. 

В следующий раз я вытянул сразу двух рыбок! Ну, пошло! Рядом рыбаки так же, как я, закидывали свои удочки, но «шамандры» были далеко не у всех. Многие ловили спиннингом на искусственные приманки. К сожалению, по уловистости они уступали. Все-таки с большой высоты не всегда удается совершить хорошую проводку, тем более что внизу постоянно проходят суда различных калибров.

А вот полный джентльмен, стоящий некоторое время рядом со мной и ловивший на искусственную насадку с подсадкой сушеного кальмара, все-таки вытащил на классический спиннинг пару рыбех! Кстати, он тоже оказался не местным. Приехал в качестве туриста на отдых. Об этом я узнал после того, как мы развели перехлестнувшиеся шнуры наших спиннингов. Такое часто случается здесь, и никто не обижается!

Кстати, многие рыбаки приходят сюда не ради забавы. Пойманную рыбу они отдают за скромное вознаграждение местным ресторанчикам, в частности расположенным на нижнем этаже моста (или там же продают всем желающим). Учитывая то, что найти работу в Стамбуле совсем не просто, такой заработок вполне оправдан. Несмотря на далеко не самую чистую воду местная рыбка пользуется спросом и идет в дело (тут же готовится).

Поймав несколько рыбок и сделав на память фотографии, я отдал пожилому рыбаку-соседу (явно не туристу) свой улов и отправился дальше. К сожалению, времени на ловлю больше не оставалось. 

23-325-снасть4.jpg

Но вечером мне все же довелось вновь посетить побережье в районе гостиницы (охота пуще неволи). Несмотря на то, что я выбрался на волнорез, поклевок не было. Рядом стояло несколько рыбаков, и мне вновь повезло – пообщался с одним молодым турком. На память он мне вручил интересную оснастку, также для ловли в море, чем ввел меня в искреннее смущение. Как же поблагодарить человека? Когда я предложил ему заплатить, он чуть не обиделся. Но согласился на мое «алаверды» и взял пару приманок, из тех, что я привез с собой. Надеюсь, они ему пригодятся.

Вот так прошли незабываемые дни в замечательном городе Стамбуле, где, как я теперь точно знаю, можно встретить рыбаков со всего мира и почувствовать неповторимую атмосферу человеческого радушия и понимания!