Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Конец марта

Конец марта

Евгений Велиас, г. Н. Новгород 
Фото автора


Снег потихоньку сходит, погода типично мартовская, капризная: то лужи и солнце, а то и вовсе пурга с порывами сильного ветра. А на Волге-то у нас он постоянно в это время года ледяной, пробивающий насквозь, пожалуй, из-за одного только его многие рыболовы лентяйничают и остаются на своих уютных диванах или в мягких креслах возле телевизора.

333-5-слагаемые-успеха.jpg

Буквально вчера (эти строки я пишу 20 марта) ходил на реку, думал половить отводным поводком окушка, сбить охотку, да не тут-то было. Ударил морозец и убил на корню все мои планы на полосатого товарища: родной затончик затянуло коркой льда. Не солоно хлебавши поплелся назад, целых четыре километра. Иду и думаю, как же хорошо закрывал рыбалками раннюю осень 2015 года, пусть не было поймано трофеев, но вся рыба трудовая, заработанная честными усилиями и непоколебимой жаждой результата. Про один из таких занимательных выездов я и хотел бы сегодня рассказать уважаемым читателям.

В тот воскресный сентябрьский день я, не найдя поддержки со стороны своих товарищей, в гордом одиночестве выехал на один из волжских затонов недалеко от дома. Погода – чудо: светит солнце, припекая черную бейсболку на голове. Но под ногами уже шуршат опадающие листья, напоминая, что осень близко, а, следовательно, время трофейной рыбалки на “взрослые” приманки не за горами. А пока есть время вот так побыть наедине с природой, охотясь на обитателей своего родного затона, надо побороть в себе осеннюю хандру и наслаждаться происходящим. Вокруг ни души, только изредка тишину прорезает звук пролетающих птиц да бульканье гуляющей на меляке рыбы.

На месте расчехляю свой семифутовый спиннинг, тестом до 17,5 г, собираю снасть и приступаю к поиску своей добычи. Так как акватория мне давно и хорошо знакома, я не пробиваю глубины и структуру дна джигом, а очень тихо подхожу к воде, не приближаясь к ней менее чем на два-три метра. Это очень важно, так как рыба может стоять непосредственно под берегом, в траве или среди упавших в воду веток. В поляризационных очках мне видно намного больше, и я, пожалуй, не могу уже представить ни одну подобную рыбалку без них.

Уровень воды практически весь прошлый  сезон  держался  на  минимально возможном уровне. Из-за этого берег места ловли превратился в непроходимые джунгли, протаптывая которые, волей неволей шугаешь и без того запрессованную рыбу. Обычно, придя на водоем, я делаю в каждой точке несколько веерных забросов, но когда вдоль всего затона имеется очень привлекательная стенка камыша, начинаю прощупывать наличие рыбы непосредственно вдоль уреза воды. Глубина у берега не очень большая, порядка метра-полутора, но резко обрывающаяся бровка делает место особо перспективным.

Первые проводки показывают наличие рыбы. Она стоит вдоль всего берега, близко к зарослям травы и тростника, и очень неохотно, на паузе, прикусывает 10-сантиметровую неогруженную съедобную резину. “Значит, щука пассивна, хоть и реагирует на проходящую мимо приманку”, – делаю я для себя соответствующий вывод и ставлю проверенный временем 9-сантиметровый воблер-суспендер.

Первую проводку делаю агрессивным твичингом, наглую, без пауз и максимально близко к тростнику. Это дает свои результаты: разъяренная таким поведением воблера щучка вылетает из укрытия и молниеносно атакует пластиковую приманку. Незамедлительная подсечка, но рыба промахнулась, издевательски махнув своим пятнистым хвостом.

Безрезультатный последующий десяток забросов, и я решаю сменить воблер на тонущий составник. У меня давно родилась такая стратегия при ловле щуки на жабовниках и затонах. Заключается она в том, что я разведываю место большой и шумной приманкой, это может быть, к примеру, воблер класса минноу, размером 120, а то и 130 мм. Если речь идет о неглубоком жабовнике, то я использую плавающие или медленно всплывающие модели с заглублением до полуметра. Проводка – резкий, либо наоборот мягкий и протяжный твичинг, но практически лишенный пауз. В большинстве случаев зубастая дает о себе знать, хоть и промахивается в ряде случаев. И вот после этого промаха, спустя какое-то время, я применяю тонущий воблер или суспендер-составник. Степень плавучести определяется опытным путем, исходя из активности щуки и места ловли. Я называю такие воблеры “точечные убийцы”.

В тонущем варианте мной активно используются безлопастные составники небольшого размера: от 65 до 90 мм. Расцветка в основном яркая, раздражающая, matt tiger, fire tiger и подобные, построенные на контрасте ярко-кислотных цветов с темными полосами и точками. Главная задача такой приманки – спровоцировать пассивного хищника на атаку, довести его до безумия постоянным мельканием, и, что очень важно, на мой взгляд, сменой горизонтальной составляющей в проводке на вертикальную. Данное наблюдение я почерпнул из публикации одного очень известного рыболова и незамедлительно применил, доработав по ситуации и импровизируя на протяжении всего сезона.

И вот, тонущий безлопастник отправляется на несколько метров дальше точки предыдущей атаки хищницы. Я провожу его очень мягким walking the dog (проводка “выгуливать собаку”, прим. Ред.) подобно уолкеру, но с достаточными для его погружения паузами. Таким образом, он работает сразу в двух плоскостях, убивая, точнее провоцируя, и совсем не зайцев, а зубастых красавиц, таящихся под заросшим берегом.

На первой же проводке приманку мягко прикусывают, я отвожу кончик спиннинга и делаю уверенную подсечку. В результате совсем недолгой борьбы у меня в руках оказывается небольшая, но очень хитрая щучка. Пара фотографий на память, и рыба отправляется домой, как говорится, за мамой и папой.

Перейдя на другое место, я повторяю проверенную схему, но увеличиваю паузу между довольно жесткими рывками до двух секунд. Этого оказывается достаточно для поимки второй за вечер зубастой, но чуть большего размера. Щука атаковала сзади, зацепившись за хвостовой тройник воблера. Тактика сработала, в который раз она позволяет мне добиться результата даже при очень вялом клеве.

В это время на берегу появился еще один рыболов, мой давний знакомый, любитель джиговой ловли и плавающих воблеров. Сам не знаю почему, но все его воблеры – плавающие, и, кстати, не могу сказать, что он не ловит.

Третья точка: камыш выше, глубина под ним больше, около двух с половиной метров. Дно илистое, и дистанция от места заброса метров 50, не меньше. Прицельно кинуть легкий составник и тем более неогруженный силикон при наличии поднявшегося бокового ветра делает задачу для меня практически невыполнимой. А щука в том месте есть, причем она вышла кормиться, это видно по соответствующим всплескам недалеко от уреза воды. Выходом для меня стал большой стотридцатый воблер-суспендер, который я с четвертого раза все же смог положить в место собрания зубастых.

В этот раз щука, подобно голавлю, атаковала его на приводнении, если честно, я даже не успел сделать первый рывок. Увидела она в нем добычу или соперника, остается вопросом по сей день, но таких эффектных выходов и адреналина я не испытывал на тот момент давно.

Вечер близился к закату, над водой появилась испарина, воздух стал холодным, поистине сентябрьская погода: днем жарко, а к ночи ощутимо холодает. Собирая снасти, я умиротворенно улыбался, ведь сегодня удача мне соблаговолила, было поймано три рыбы, пускай не трофейных, но тремя разными приманками. Это подтвердило еще раз мои убеждения: ловит не тот, у кого больше и дороже снасти, а тот, у кого, как и в любом виде спорта, есть наработанные тактики и приемы ведения игры, в данном случае с подводными соперниками водоемов нашей страны.

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 7(333), 2016 г.