Главная > Статьи > Кольский-2016. Трофеи озера Суэльявр

Кольский-2016. Трофеи озера Суэльявр

Даниил Шерстянников
Дмитрий Куксин

Д.Ш. – Кто-то ждет новый год, кто-то – день рождения или отпуск. Я с нетерпением жду июль. Именно в июле мы уже пятый год подряд отправляемся на Кольский полуостров в гости к нашим мурманским друзьям. Это путешествие, как экватор, делит мой год на «до» и «после». Что интересно, обсуждение и подготовка к следующей поездке начинается буквально на следующий день после возвращения с Севера. Едешь туда в радостном предвкушении, возвращаешься с грустью от того, что все уже закончилось. Такой вот он, наш Север, настоящий магнит для рыбаков и путешественников, если уж зацепил, считай, что навсегда.

Выехали 7 июля ранним утром. Дорога на машине от Нижнего до Мурманска с остановкой на ночлег в Пушном заняла около полутора суток. Хочу отметить работу вологодских автодорожников, именно они занимаются ремонтом и строительством автомагистралей к северу от Вологды. Благодаря их усилиям с каждым годом все меньше плохих участков и все больше трасса становится похожа на автобан, ехать по которому – одно удовольствие. Можно, оказывается, делать дороги в России. Никакого сравнения с нижегородскими и ивановскими «шоссе».

Во время наших поездок на озеро Ракк и Мудайок мы довольно тщательно исходили и исследовали окрестные водоемы. Прошлогодняя поездка на Суэльявр оставила ощущение незавершенности. Слишком мало мы тогда порыбачили на самом Суэле, наши молодые коллеги грезили «несколькидневным» походом на Мурвейявр – следующее от Суэля озеро по течению Большой Олёнки. Короче говоря, было где развернуться, и было что исследовать. Поэтому решили поход повторить. Зимой завезли еще одну лодку, еще один мотор, запасы провианта, бензина, плитки, баллоны с газом и прочее. Подробно о дороге из Мурманска до Суэля мы рассказывали в репортажах 2016 года, не стану повторяться. Скажу только, что к нашей прошлогодней «пятерке» (Михаил, Димка, Костя, Серега и я) добавились местные мурманчане: Сергей Сергеевич (он завозил нас в прошлом году) и его друг Олег.

Д.К. – Прошлогодняя поездка на Кольский в плане рыбалки оказалась для меня самой интересной и запоминающейся. Нашел «хариусовое эльдорадо», впервые поймал кумжу и несколько раз за поход улучшал личный рекорд. Под занавес приключения изловил сига – единственного на всю компанию, а еще поймал очень желанного арктического гольца. Ареал обитания последнего ограничивается Крайним Севером: тундровыми озерами, где обитают жилые формы, и реками, в которых голец проходной и существенно более крупных размеров. Мы ловили на озерах, но голец оказался очень капризной рыбой, метеозависимой, и поимку даже одного некрупного хвоста я счел рыболовной удачей.

Предложение вернуться на Суэльявр я поддержал обеими руками. Глубины самого озера манили не сильно – ведь в прошлом году я так и не половил с лодки и не заразился ощущением близости настоящего трофея. Понравилось бегать по окрестным водоемчикам. Рыбка в них радовала поклевками, и скучать не приходилось. А в этот раз хотелось уйти еще дальше на край земли – на лежащее среди сопок озеро Мурвейвр, с кумжами которого мы только познакомились. Это знакомство было мимолетным, но очень многообещающим!..

Помня о том, какой сложный переход предстоит по тундре, максимально облегчил вес снаряжения. Еще в прошлом году специально для пеших походов приобрел легкие спальник и коврик, в этом году заменил второй рюкзачок, который предполагал брать в «радиалки». Весом всего 330 граммов, он компактно скручивается и не занимает много места. Удалось снизить общий вес еще на один килограмм, снарядив вместо основного 80-литрового рюкзака 45-литровый. Конечно, пришлось немного попыхтеть, чтобы уместить в него все рыболовное и туристическое барахло, зато спина в тундре сказала мне спасибо.

Для поддержания сил во время движения закупился сухофруктами, орешками и парой плиток горького шоколада. Это все очень калорийно, полезно и здорово выручает в моменты, когда чувствуешь упадок сил.

День первый

Д.Ш. – В наш базовый лагерь прибыли в субботу, 9 июля. Дошли за 4,5 часа. Разобрали вещи, перекусили и отправились готовить лодки к плаванию. Подготовка отняла довольно много времени и сил плюс переход от лагеря к лодкам и обратно, в общем, к вечеру утомились прилично. Но мы же не можем просто так закончить первый день и не порыбачить, когда вокруг столько всего «вкусного»?! Круги на воде от кормящейся рыбы были видны даже из лагеря!

Дружно разложили спиннинги и побежали на ближайшие озера. Мы с Серегой, Мишей и Сергеем Сергеевичем – на Большое Харьюзовое, остальная часть банды – на Малое. (Вообще-то эти озера, несмотря на внушительный размер – безымянные, но как-то же их надо называть?) Большое не порадовало ничем, кроме нескольких тычков и провожаний блесны мелкими харьюзками, а вот Малое одарило компаньонов несколькими щучками и хорошими хариусами до килограмма. Длинный оказался денек, спать завалились за полночь.

Д.К. – Отдохнув после дел насущных, отправились с Костей на разведанные в прошлом году места. Я выдвинулся целенаправленно на харьюзовое эльдорадо – залив озера, из которого вытекает ручей, а Костя принялся облавливать сам ручей, узкий – местами можно даже перепрыгнуть, – но глубокий. Там у него килошная щука сначала откусила блесну (в тундре мы ловим без металлических поводков, а флюр спасает от зубов лишь частично), а затем товарищ доловил ее, обеспечив нас ужином и вернув блесну-потеряшку.

Кстати, для Кольского это нормальная ситуация: незапрессованная щука долавливается почти в ста процентах случаев. Сначала я этому удивлялся, а потом перестал. Глупая рыба!..

Мелководный залив с хариусом меня обрадовал: с одного и того же места я взял пять замечательных рыб от 400 до 750 граммов. Сработала 6-граммовая вертушка Smith Niakis – классика, выручающая на севере всегда и везде. Использовал версию с одинарным крючком: залив порос травой и тиной, и тройник постоянно цеплял бы их на себя. Выбор в пользу одинарника я сделал еще в прошлом году. Сначала опасался сходов, но после нескольких акробатических прыжков рыбы убедился в чрезвычайной его надежности.

Отметил, что хариус в этом году более избирателен. Первые проводки результата не принесли, затем кто-то несколько раз стукнул по блесне, и я даже засомневался: а не было ли это задевом за траву? И только когда замедлил проводку – увидел волну, и под ногами он схватил... На вываживании – все как положено: парусник в этих краях настоящий боец! Снасть подчеркнуто легкая: спиннинг Maximus Egoist-X 1-7 и, в особенности, легчайший шнур Varivas Avani Eging 0.4 PE не позволяли ускорить события. Поэтому я по несколько минут утомлял рыбу, которая совершала броски под берег, под камни и в глубину...

Поймал себя на мысли, что все слишком предсказуемо. Я знал, где ловить, на что ловить – а ведь в прошлом году пришлось сделать несколько сотен забросов, прежде чем рыба себя обнаружила. Тогда встреча была неожиданной, эмоции били через край! А сейчас даже расстроился от того, что все так просто. Понял, что хариусов ловить больше не хочу. Нужно срочно идти на Мурвей, искать крупную кумжу и адреналин!.. Его немножко хапнули после рыбалки, когда с сопки вдруг спустился туман. Сначала растаяла ее верхушка, а затем белое молоко окутало все вокруг. Видимость снизилась до пары десятков метров. В лагерь возвращались по навигатору: пусть небольшое, но интересное приключение, сделавшее знакомые места неузнаваемыми и таинственными.

День второй

Д.Ш. – Утро второго дня «поприветствовало» дождем, зато выспались, пока ждали его окончания. Около 10 часов капли перестали барабанить по крыше, выглянуло солнце. После завтрака Сергеич, Олег и мы с Михаилом отправились к лодкам, «молодежная сборная» стала собирать палатку – их ждал Мурвейявр. Договорились ждать Сережу во вторник, а Костя и Димка решили задержаться до среды. Один «Ветерок» завелся практически сразу, со вторым пришлось повозиться (впоследствии он так и продолжал барахлить – периодически отказывался работать один из цилиндров). Но все-таки человеки одолели глупую железяку – мы на месте.

Снасть. В этом году решил отказаться от лайтовых и тем более УЛ-вариаций при ловле с лодки. Хотелось побороться с крупной суэльяврской кумжой, и поэтому сет собрал соответствующий: спиннинг JS Company Bixod S862L с тестом 5–24 г. (литера L пусть вас не смущает, этим мощным, и в то же время изящным «лайтом» можно и с хорошей семгой повоевать); катушка – 3000 Luvias от Daiwa и 150 метров свежей монолески Team Salmo Tournament 0,25. Приманки: в основном, колеблющиеся блесны весом от 10 до 24 граммов, тонущие и диповые воблеры, немного вертушек.

Начать решили с прошлогодних точек в районе истока Большой Олёнки. Проехались с эхолотом на малом ходу вдоль берегового свала, на экране «Практика» – стайки среднего размера рыбы (предположительно гольцов), стоящие у поверхности. Первыми в воду летят проверенные бойцы: Михаил нацепил 11-граммовый Kuusamo Rasanen в расцветке «зебра», отлично работавший в прошлом году, я начал с ярко-оранжевой Smith Pure 13 г. Долго ждать не приходится, «Рясанен» знает свое дело, первая рыба в лодке. Как и предполагали, это некрупный гольчик, навскидку около трехсот граммов. Перемещаемся вдоль свала, подолгу не задерживаясь на одной точке. Выловили штук пять-семь гольцов, все, как один, плюс-минус пару сантиметров, и две кумжинки такого же, как гольцы, размера. Одна из рыб сильно закровила, пришлось забрать, остальных отпустили. Вышли на берег размяться и сварили из этой кумжинки юшку в маленьком котелке на портативной горелке. Уха из свежепойманной кумжи – это вкуснейшая штука!

Периодически выходим на радиосвязь с другим экипажем – у них также с десяток гольцов и ни одной кумжи. И поклевок крупной кумжи тоже нет, ни у них, ни у нас. Задачка-то, оказывается, не так проста. Лето в этом году очень теплое (по меркам Кольского, конечно), вода в Суэле, соответственно, теплее обычного. Это негативно влияет на клев холодолюбивой кумжи, да и других крупных лососевых тоже.

У нас на борту неприятность – непостижимым образом открылся клапан и один из носовых баллонов сильно приспустил. Оказалось, что и насос неисправен. Хороший насос был во второй лодке, но Сергеич с Олегом к этому времени рыбалку закончили и ушли в лагерь, им нужно было возвращаться в Мурманск. Пришлось и нам возвращаться – на полуспущенном баллоне. Взяли исправный насос, подкачали лодку, но время было уже около 7 вечера, и мы решили закончить на сегодня с Суэлем и попытать счастья на харьюзиных озерах. Поужинали, отдохнули, и не спеша отправились к дальним из них, примерно за 2 километра от лагеря.

В прошлом году мы нашли примечательное место. Там, в конце очередного озера лежит в воде большой и плоский, как плита, камень, стоя на котором, удобно делать забросы, а рядом начинается исток очередного ручья, соединяющего это озеро со следующим. Пул так и назвали «У плиты». С камня тогда ловился крупный хариус (при желании могли наловить целый мешок), в ручье – кумжонка до полукилограмма, а в яме на вытеке из ручья мы наблюдали выход кумжи взрослой, явно за кило. Но, это, повторюсь, в прошлом году. В этот раз сразу и просто с рыбой договориться не получилось. Лето, повторюсь, теплое, а в этот вечер вообще распогодилось. Ветер стих до нуля, солнышко висит низко над сопками, красота! И среди этой красоты 100 500 миллионов комаров и мошки, серым облаком висящих возле нас. Открытые участки тела обработаны «Ультратоном» – и нас не кусают, но дышать все равно тяжело: открываешь рот, чтобы вдохнуть или сказать что-то, и вся эта кусачая мелюзга стремится залететь внутрь. Кажется, это первый раз, когда мы в самом начале похода попали под массовый вылет гнуса. Зато у рыбы праздник: кроме комарья вылетела поденка, и всю эту крылатую братию с удовольствием поедает хариус, кумжа и сиг. Рыбка плавится, иногда выпрыгивая из воды, и, вполне естественно, неохотно реагирует на наши приманки. Наверное, легкий нахлыстовый комплект и набор правильных сухих мух был бы вне конкуренции. Но среди нас нахлыстовиков нет (может быть, пока нет), и мы пытаемся подобрать ключи к рыбе с помощью железа и воблеров.

Снасть. Для ловли с берега в ручьях и на харьюзиных озерах взял SL Rods Atria с тестом до 7 г. Спиннинг для меня новый, накануне отъезда успел покидать немного «Атрией» у нас на Узоле. Палочка понравилась и как кидает (на тонком шнуре Camion SR стремился улететь на противоположный берег), и как в руке лежит. Катушка 1003 Daiwa Certate. Шпулю забил японским флюорокарбоном Team Salmo Troutino Soft диаметром 0,18 мм. Приманки: микроколебалки и вращающиеся блесны от 1,5 до 6 граммов и воблеры, в основном, небольшие шеды и минноу.

Итак, начинаю с «плиты». Пять забросов – 0 поклевок, меняю приманки – 0 поклевок. Черт, я несколько озадачен, как же так?! Смещаюсь вдоль озера, пытаясь положить блесну рядом со всплеском. Наконец-то первый парусник на крючке. Взял недалеко от берега на оранжевую колебалочку Stinger TT. Похоже, что хариус вышел на кормежку к берегу на откровенные меляки. Поняв эту ситуацию, начал подбирать приманку поэффективней. Микроколебалки хариус берет, но неохотно. Паузы, один из самых эффективных приемов при ловле на микроколебло, выполнять не получается, слишком мелко, и даже самые легкие из микрух при задержке практически сразу цепляются за камни или траву. Выручили, как обычно, вращающиеся блесны. Причем не наши любимые «ниакисы», а еще одна моделька от Smith – AR-S № 3. Лучшая серия: три рыбы на четырех проводках. Иногда атака следовала на первых оборотах катушки, спустя мгновение после приводнения, иногда хариус хватал блесну почти у ног. В общем, было весело.

Ручей тоже не остался без внимания, в приямках за камнями раза четыре некрупная форелька атаковала IC-minnow, одну поймал и на этом остановился, решив, что рыбы крупнее в ручье, скорее всего, нет. На яме ниже вытека, увы, поклевок не было, крупная кумжа на свидание не явилась. Капризная красавица, однако. А хариус порадовал. Хоть и не было в этот раз килошников, максимум граммов 600–700, зато и клевал зрелищно, и сам по себе озерный парусник боец отменный, а еще и на легкой снасти – чистое удовольствие! Чтобы хоть как-то выспаться перед очередным днем, заставили себя закончить и, как говорится, уходили от клева. Было где-то около двух часов условной ночи.

Д.К. – Сегодня нас ждут рыболовные приключения! Но сперва – еще один тяжелый переход от базового лагеря на Суэльявре. Примерно те же десять километров, что и вчера, с полной выкладкой: собираемся на несколько дней, берем с собой палатку, коврики, спальники, продукты – не одной же рыбой питаться...

Не спеша позавтракали и выдвинулись в путь. Погодка благоволила: облачно, не жарко и без дождя... Впрочем, насчет дождя я погорячился: он нас застиг в пути, но был не слишком продолжительным. Даже вымочить не успел. Мы преодолевали небольшие сопки, спускались в низины, где под сапогами чавкала болотная вода, но в целом идти было легко. Мне до сих пор вспоминается Мудайок-2014, где на нашем пути попадались курумники – нагромождения камней, а еще широкие ручьи, через которые приходилось искать броды, и все это было щедро приправлено цепким, густым кустарником. Тогда до лопарских домиков, где предстояло жить и рыбачить, мы продирались восемь или девять часов...

По пути на Мурвей остановились передохнуть на каком-то небольшом озере. Снарядили спиннинги и сделали по десятку забросов. Ближе всех к результату оказался Серега: у него было две поклевки, но некрупная рыбка оба раза сошла в отдалении от берега. Показалось, что это гольчики.

Вот, наконец, мы на Мурвейявре. Нашли безумно уютное место для лагеря: мысок, окруженный водой с трех сторон, с мягким мхом, по которому приятно ходить босиком. Когда ставили палатку, ветер был такой силы, что сдувал не только мошкару, но и чуть не унес тент. Его закрепили всеми оттяжками, а колышки для надежности придавили камнями. Серега не вытерпел первым и сделал несколько забросов ниже мощного слива Большой Олёнки. Именно здесь год назад я поймал гольца. Удивительно, но Сергей вернулся с пустыми руками! Хотелось красную рыбку на ужин, так что добывать улов отправился я, уточнив у парней, сколько хвостов принести: два или три... Ставлю беспроигрышный вариант – любимый шестиграммовый «Ниакис» – и... забрасываю его вхолостую раз за разом! Кумжи нет!.. Это кажется странным, но я все равно не верю, что здесь можно пролететь. Мы на краю земли, среди бесчисленного множества озер и порожистых ручьев. Где-нибудь да поймаем...

После обеда отправились на соседнее озерцо, где год назад у Сергея была реальная возможность взять трофей. У него клюнул какой-то «паровоз», раскрутил фрикцион и в конце концов сорвался. Понятно, что это была крупная кумжа, но вот насколько крупная?.. Хотелось бы поймать ее, еще немного подросшую за год. И тут чудеса – рыбы нет!.. В конце концов, у меня случается поклевка, и я с ужасом вижу щуку, злобно клацающую пастью по тонкому флюорокарбону! В глазах ее читается желание откусить «Ниакис». К счастью, ей это не удалось – рыба подведена к ногам, схвачена руками и выброшена на берег...  А почему руками? Где форелевый подсачек, который помогает брать юркую кумжу?.. Оставил где-то на пути от Мурвея, когда снимал куртку – вторая половина дня выдалась очень жаркой.

Вы пробовали найти подсак в тундре? С навигатором это сделать несложно, он рисует трек с точностью до трех метров. Только есть одно «но»: его нужно было включить. Мне повезло: двигаясь зигзагом вдоль предполагаемого пути (а в тундре все одинаково: камни, кочки, звериные тропки), подсак я все-таки нашел. Костю к тому времени сморила жара, и он отправился обратно в лагерь, а мы с Серегой вернулись на Мурвей, где долго и безрезультатно кидали приманки в темные глубины молчаливого озера.

На ужин довольствовались одной-единственной щукой на полтора килограмма. Зато какой вкусной!.. Это не наша озерная щука, сухая и отдающая тиной. Ребята говорят, что она даже вкуснее хариуса, но по мне хариус все-таки нежнее. Наверное, потому, что он у нас не водится... К щуке добавили пару галет, сервировали камень-стол веточками можжевельника. Ужинать в тундре под открытом небом лучше, чем в любом ресторане!

День третий

Д.Ш. – Третий день по понятным причинам рано начаться не мог – это большая проблема, встать хотя бы в 7 утра. Рыбалку заканчиваем, когда надоест, а это может быть и в 9, и в 11 вечера, или, как накануне, глубоко за полночь. Да еще много времени тратится на переходы и приготовление ужина, а восстанавливать силы нужно. Поэтому утренние (может быть, самые лучшие рыболовные) часы мы поневоле пропускаем. В будущих походах (если они состоятся) надо будет пересмотреть график.

В лодку сели около полудня, и спустя четверть часа мы вновь у истока Большой Олёнки. Ветер сменился на северный, и это неплохо. Первые поклевки – снова голец, размер которого тоже не изменился. Все так же попадается на Rasanenи Pure. Хочу кумжу! Она, королева здешних вод, основная цель нашего путешествия. Перепробовал несколько приманок, пока рука не взяла Troutin Surger, точнее самый большой из «Сёрджеров» длиной 8 см. Ну не зря же он Troutin, то есть форелевый. Безлопастной воблер-стик, быстро тонущий, с полетными характеристиками как у пилькера, да и внешне его напоминающий, с оригинальным креплением одинарного крючка.

«Сёрджер» только накануне отъезда появился в моей коллекции, и опыта работы с ним у меня нет. Погонял у лодки, чтобы разобраться. Равномерная проводка показалась неинтересной совсем, твич – уже лучше, но не совсем то, а вот паузы на проводке меня впечатлили сильно! Надо видеть, как воблер, обворожительно мерцая боками, сыплется на этих паузах! Можно вести приманку классической джиговой проводкой (два оборота – пауза, только без касания дна), можно делать мягкую протяжку удилищем, и, опять же паузу, даже чуть сдавая леску назад – ну, не должна устоять кумжа перед такими танцами. И она не устояла! Красавица и пару свечей выдала, и вокруг лодки побегала, словом, вела себя как положено! «Биксод» вкупе с «Лувиасом» отработали как надо, и, спустя несколько минут, рыба оказалась в сачке. Навскидку около 1,5–1,8 кг, точный вес останется тайной. Решили не портить рыбу безменом, сделали несколько фото и отпустили. Забегая вперед, скажу, что «Сёрджер» избирательно работает по кумже – в этот день у меня была еще одна поклевка со свечой, закончившаяся в пользу рыбы, и в последующие дни несколько мощных кумжовых ударов, и ни одной поклевки гольца.

Около пяти вечера высадились на берег, пообедали, совершили короткий вояж с легкими спиннингами на Олёнку, в район нашего прошлогоднего Эльдорадо. Увы, оно оказалось выбито, всего с пяток поклевок и свежие следы присутствия человека. Видимо, кто-то прошел за несколько дней до нас и частично выловил, частично наколол рыбу. Впрочем, одну поклевку я буду помнить долго. Гламурная, розового цвета микроколебалка Eos от Lucky John была яростно атакована в нескольких метрах от меня, на границе струи и спокойной воды. Фееричная свеча, во время которой я успел разглядеть ярко-оранжевое брюхо приличного гольца, мощные рывки, сумасшедший визг фрикциона, обрыв и шок. Похоже, подвел узел на леске. Кажется, все действо уложилось в какое-то мгновение, буквально в пару секунд…

Погуляв с час по берегу, снова вернулись к лодке. Ветер усилился – и нас стало стаскивать с якоря, кроме того, «сиверко» принес с Баренцева моря пелену тумана. Щелк – и мы уже, как ежики из мультфильма: вроде бы, и рядом с берегом, а его не видно. Стало неуютно. К тому же в очередной раз закапризничал мотор. Наконец завелись; сориентировавшись по ветру, взяли верный курс и на малом ходу доползли до родной гавани. К лагерю шли по навигатору, стараясь шуметь и громко разговаривать по дороге – совсем не хотелось налететь в тумане на какого-нибудь местного топтыгина.

Д.К. – Все утро лил сильный дождь. Мы просыпались и снова засыпали, с легкой тревогой поглядывая на часы. Девять утра, десять, одиннадцать... Опасение было одно: как бы не на целый день такая погода. Или, что еще хуже, на несколько дней. В прошлом году мы попали под арктический циклон, который испытывал нас и нашу экипировку на прочность шесть дней подряд. Экипировка не подвела, и, если уж суждено, все готовы к повторным подвигам...

Но дождь заканчивается, оставляя лишь серую хмарь в небе. Серега отказывается идти на разведку местности, предпочитая дальним далям «домашний» порог. Мы же с Костей ушли вдоль Мурвея и добрались до продолжения Большой Оленки. Река здесь такая же, как и везде: с обилием камней в русле, без глубин, но с обилием локальных точек, где может стоять рыба. До самого Баренцева моря она будет прерываться озерами, а ниже порога Большой Падун станет семужьей рекой. Туда же, где мы сейчас, семга не понимается, поэтому можно ловить без всяких лицензий.

Кроме мелкой кумжи, граммов по 100–200, в Оленке мы ничего не поймали. С новой силой принялся идти дождь и смазал впечатление от этого, в общем-то, перспективного участка. Поднимаем настроение «Сникерсом», запивая водой прямо из речки. С собой у нас только кружки – ручейки здесь повсюду, так что бутылки носить не надо. Так мы доходим до начала очередного озера – Нухчхульявра. Попробуйте-ка выговорить его название!

Рыба в Нухчкульявре оказалась недружелюбной. Срезала у меня яркий зеленый «Ниакис» – опять щука! В прошлом году ни одной не поймал, а тут уже второй контакт. Костик пробует доловить разбойницу «по горячим следам», но допускает фатальную ошибку: поленился поставить поводок и тоже лишился приманки!.. Перевязываемся, теперь уже оба с металлическими поводками, но щука смекнула: что-то не то. Вышла за блесной в третий раз и развернулась под самыми ногами. Не очень большая, килограмма под два. Немного постояла и вальяжно ушла в глубину. Дальнейшие попытки ее поймать оказались безуспешны.

Тундра здесь уже немного другая, более низменная, и оттого в ней появляются кусты и отдельные деревья – невысокие кривые березки. Белеют островки пушицы, кое-где розовеет цветущий иван-чай. Я даже одуванчик увидел. Очень много ягеля и натоптанных оленьих троп... Пытаясь перейти по камням на другой берег Оленки, Костя внепланово купается. По пояс, в одежде. Хорошо, что обошлось без более серьезных последствий – оба подшучиваем над ситуацией. Дальнейшая рыбалка резко потеряла свою привлекательность: кумжа все равно не клюет, так что лучше будет вернуться обратно. Срезаем путь через тундру – получились за сегодня стандартные десять километров.

Что в активе второго дня на Мурвее? Ничего существенного: несколько мелких кумжин, а еще у меня сход пятнистой под полкило...Вот вам и край света!.. И дело точно не в рыболовном прессинге: народу здесь днем с огнем не отыскать. Виним во всем жаркую, совсем не северную погоду. Вода в озерах прогрелась сильнее обычного, и вся рыба, должно быть, прячется на глубине.

Вечером насобирали немного плавника по берегу и разожгли костер. Не для еды – на это у нас газовая горелка, – для удовольствия. Сидели у огня и делились разными интересными историями, глядели на то, как солнце, даже не коснувшись горизонта, вновь начинает свой путь по небосклону. Спать легли поздно...

День четвертый

Д.Ш. – Это вторник, и вечером должен вернуться с Мурвея Серега. Договорились, что мы за ним приедем на лодке в 21.00 к истоку Оленки. Однако вчерашний туман не только не рассеялся, а как будто стал еще гуще, видимость, как в молоке. Идти на лодке опасно, не хватало только заблудиться или налететь на какой-нибудь подводный камень. Отсыпаемся впрок и ждем прояснения. К полудню немного распогодилось, из лагеря стали видны ближайшие озера. Пока дошли до лодки, туман вообще почти пропал. Есть желание попробовать в работе новые приманки.

План такой – начнем с точек, где были поклевки накануне, и постараемся почаще переставляться. У истока реки «Практик» снова показывает стаи рыбы близко к поверхности. Это голец, нескольких выловили на Croco Spoon. У Миши сход хорошей кумжи – также на «Крокодилью ложку» – и нерезультативные тычки. Поменяли несколько позиций и уже было собрались переехать вглубь озера, как неожиданно в поле зрения появился Серега, спускающийся по склону сопки. Пришел на 6 часов раньше срока. Как выяснилось, по пути к нам Сергей неплохо половил в Оленке. Не спеша двигался вверх по реке, облавливая перспективные точки. Клевала кумжа от мелкой до почти килограммовой, которую он фотографировал и отпускал. Пожаловался, что на Мурвейявре, как ни странно, наши друзья половили неважно.

Немного перекусили и продолжили исследовать Суэль уже втроем. Обкидали довольно обширную акваторию, поймав на Spoon еще какое-то количество гольчиков и щуку. С кумжой не повезло – дважды рыба садилась на блесну, вылетала на свечки, разматывала шнур и сходила, так и не познакомившись с нашим подсачеком. Вечером нашли с помощью эхолота очень интересный рельеф. От большого валуна, торчащего из воды, как крылья вправо и влево расходится подводная гряда. Над ней – полтора-два метра воды, а рядом довольно резкий свал сначала на 6 и далее на 8 метров, и стайки рыбы на мониторе. В ста метрах южнее находим яму с глубиной уже около 18–20. Смещаемся ближе к нашему пляжу, к следующим выступающим камням – на экране снова все здорово: сложный рельеф и символы рыбок. Забиваем точки в навигатор и едем домой. Всю эту красоту будем облавливать завтра.

С возвращением Сергея в наш быт вернулись кулинарные изыски. Например, оригинальный супчик из вяленой свинины, грибов, картошки, макарон, лука и специй. Наелись до отвала. Малосольным гольцам уже не хватило места, оставили их на завтрак.

Д.К. – Сегодня расстаемся с Серегой. Он возвращается к друзьям в базовый лагерь – там наверняка по нему уже соскучились. Ну, а нас с Костей снова ждет Мурвей – пошли уже по другому берегу.

Со стороны он кажется интереснее: более отвесный, с гранитными каньонами и каменными осыпями. Пейзаж марсианский. Вот где нужно было ловить с первого дня!.. «Ниакис» на выбросе падает на счет «десять». Но срабатывают колебалки: в небольшом, но очень глубоком заливчике у Кости клюют две кумжи. Зачетные, первая точно за полкило, а вторая под килограмм. Одна за другой, они делают высоченные – на метр – свечки и сходят. Вот непруха!.. Костян расстраивается, но не сильно. Нам обоим кажется, что это только начало перспективного дня.

Однако если вначале везет – то дальше ожидания, как правило, не оправдываются. На Мурвее законы Мерфи тоже работают: рыба больше не проявляет активности. Мы доходим до небольшого ручейка и поднимаемся по нему к цепочке безымянных озер.

Они все мелкие и, возможно, безрыбные – могут зимой промерзать насквозь. На впадении ручья в одно из озерец – солидная яма. Делаем несколько забросов, но результата нет. Уставший от бесцельной ходьбы и отсутствия поклевок, я присаживаюсь отдохнуть. Ну нет здесь рыбы! А Костя вдруг кричит: «Есть!!! Диман, давай подсак!» Неужели?! Что-то хорошее подцепилось на его блесну! Это кумжа, и очень внушительного размера... Снасть у друга мощная, поэтому он не деликатничает и пытается завести рыбу в подсак нахрапом. А та не спешит сдаваться и бьется на поверхности, а увидев сачок, и вовсе устремляется в глубину. Да-а, это не какая-то полкилошная кумжонка, это серьезный соперник! «Не спеши, Костя», – повторяю я снова и снова, пока он, наконец, не заводит рыбу в подсак. Кило шестьсот. Ну наконец-то!!!

Своим упорством Костя добился результата. Мастер! Тут и у меня открывается второе дыхание... Яма довольно компактная, контуры ее четко прослеживаются в прозрачной воде. Я захожу с противоположной стороны – там мелко, и можно отойти метров на сорок от берега. Два десятка забросов – пусто. Одна яма – одна рыба?.. Продолжаю неистово хлестать воду, и внезапно та-акой удар!.. То, что случилось дальше, борьбой я назвать не могу. Эта кумжа и ультралайт до 7 граммов – две разные весовые категории... Фрикцион жалобно запищал, будто вот-вот развалится, а рыбина словно не заметила противодействия. Рванулась куда-то от меня, при том что и поклевка была почти на выбросе. Испугавшись, что даю ей излишнюю свободу, немного закрутил тормоз, но это не помогло. Рывок за рывком – и сход. Пустота внутри... Выматываю шнур и понимаю, что там тоже пустота – оборвала. Может, чиркнула по камням, а может, шнур уже был потрепан, хотя я только недавно перевязался, поставив двухметровый поводок из флюорокарбона, чтобы защитить плетенку от механических повреждений. Значит, просто обрыв... До этого момента я вполне был уверен в своей 0,4 PE, но и кумжи крупнее кило двести не попадались. А эта существенно больше – есть с чем сравнить... Задумался – надо бы собрать более мощную снасть…

А дальше снова были щуки. Причем в одном живописном месте, под отвесной скалой, мы с Костей поймали одновременно. Синхронно вытащили на берег, и зубастые стали прыгать на песке и извиваться, как змеи. За хорошее поведение – блесны остались при нас – мы их отпустили. Вообще, как правило, некрупные приманки щука берет аккуратно. Если только это не крокодил, у которого любая блесна провалится глубоко в пасть. По статистике Кости, флюр перекусывает одна из десяти. Но статистика – вещь в себе: может ведь и пять раз подряд откусить. Так что встречи со щуками мне не нравятся: их и дома спокойно наловишь, а недешевые блесны жалко. На ужин – вареная красная рыба, настоящая, без консервантов! И вкуснющий наваристый бульон – юшка. До чего хорошо!

День пятый

Д.Ш. – С утра пасмурно и тихо. Сегодня пойдем двумя лодками. Так будет удобнее и ловить, и снимать, да и вечером Костю с Димкой забирать надо. Смешали бензин с маслом и залили баки до полного, оказалось, что мы прилично искатали за эти дни. В принципе, «Ветерки» не слишком требовательны к топливной смеси, но мы их в этом году решили побаловать хорошей полусинтетикой, авось еще лет 20 послужат.

Первая постановка на ближней точке, возле западного берега. Спустя несколько минут, как утих шум моторов, на поверхность вышел покормиться голец. Его всплески неподалеку от лодок хорошо видны по тихой воде. Поймали по паре штук, я на вращающуюся блесну, а Сергей на большую щучью колебалку размером чуть ли не в треть гольца. Выход был недолгим, поклевки закончились. Стали передвигаться, и во время одной из перестановок на моем моторе сорвало шпонку. Михаил взял нас на буксир и оттащил на камень с расходящимися грядами, «заточенный» накануне. Починив мотор, начали крутиться вокруг этого валуна. Место действительно оказалось рыбным. Поначалу поймали несколько гольцов, а потом случились они – поклевки кумжи! Первую взял Михаил на вращалку.

Спустя 15 минут, Сергей запарковал рекорд дня – леопарда на 1800 на колебло,  а позже вновь удача улыбнулась Мише – еще одна кумжа соблазнилась зеленым «Ниакисом». Стояли борт о борт, и все эти поимки зафиксировали на видео, которое можно будет посмотреть на нашем сайте. Мне, к сожалению, не подфартило: какие-то контакты были, но кумжу так и не подержал, ну хоть за друзей порадовался.

Решили устроить рыбный день, поэтому весь улов забираем. Ближе к вечеру, ожидая наших туристов, проверили точки у истока Оленки, но они молчали. Компаньоны не задержались, пришли в оговоренное время, и нас снова стало пятеро, как и в прошлом году. Ужин был долгим и состоял из остатков вчерашнего супа, копченой кумжи, подсоленных гольцов и обмена впечатлениями за рюмкой чая. Спать легли глубоко за полночь.

Д.К. – Заключительный день на Мурвейявре. Распланировали его еще вчера: подъем рано утром, рыбалка до двух часов дня, затем обед, отдых, сборы – и в семь выдвигаемся, чтобы в девять быть у истока Оленки, где нас заберут друзья. Пройти нужно пять километров – пары часов должно хватить.

Рыбалка. Идем сразу на место вчерашних побед и поражений. У меня с собой другой спиннинговый комплект: лайтовоеудилище Maximus Wild Power-X до 15 г, которому посвятил отдельную небольшую статью в прошлом номере нашего журнала, старая добрая катушка Ryobi Zauber, ей уже лет семь, и плетенка Power Phantom UL0,08 мм. Она раза в два толще и прочнее той, что на ультралайте. Поводок из флюра 0,26 мм должен справиться с любой кумжей!

Но пятнистая не клюет, зато на колебалки Костика одна за другой вешаются щуки. Тот сердится, ругается на них, а одна зубастая до того бестолковая, что попадается на блесну повторно, после того как ее отпустили. Рыбину опознали по характерному рисунку, да и притомилась хищница после первого вываживания – даже не смогла толком сопротивляться. У меня же на «Ниакис» ни одной щучьей поклевки: делаю вывод, что равномерная проводка ей не нравится, и это хорошо. Буду и дальше так ловить.

Возвращаемся на Мурвей обловить напоследок глубины. Снасть позволяет заменить 6-граммовый «Ниакис» на 9-граммовый. Он и летит дальше, и на дно падает быстрее... Есть контакт! Думаю, что некрупная кумжечка, но вижу оранжевое брюхо гольца – и радость от поклевки возрастает многократно. Вот уж не ожидал! С берега его поймать очень сложно, тем более когда рыба в целом неактивна. Костя рядом ловит и отпускает кумжу, и с чувством выполненного долга мы возвращаемся в лагерь. Там обедаем гречкой с тушенкой, потом на пару часов нас вырубает, а дальше – сборы и обратная дорога на Суэльявр, в «цивилизацию», где разбит базовый лагерь и ждут товарищи.

Долетаем за два часа как по расписанию, друзья тоже пунктуальны. Слушаем их истории о крупных кумжах и проколотых лодках (Серега, привет!), едим вкусные армейские пайки с галетками и яблочным повидлом. В этом году у нас праздник живота: и рыба, и мясо, и колбаса, и повидла вдоволь. Ребята, так нельзя!..

Все вместе возвращаемся по воде в лагерь. Наш с Костей поход на Мурвей завершен, но впереди еще два полноценных дня рыбалки. Завтра будем исследовать Суэльявр!

Окончание следует

НИЖЕГОРОДСКИЙ РЫБОЛОВ № 5(58), 2016 г.