Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Кольский-2014. По рекам Мудайок и Михкель-Уай

Кольский-2014. По рекам Мудайок и Михкель-Уай

Дмитрий Куксин, Даниил Шерстянников


Д.К. – Второе число второго месяца лета. Благодатная пора. Налитое синевой безоблачное небо, яркое солнце, припекающее макушки, температура под двадцать градусов... И белые островки снега по обочинам – мы на Кольском полуострове, на пути к Серебрянскому водохранилищу.

Лето здесь полно контрастов, и места тоже. Вот сейчас вокруг, насколько хватает глаз, голая тундра и сопки. На лицах всей команды – удивление: такого Кольского никто еще не видел. Я вообще никакого не видел – эта редакционная поездка на север Мурманской области, за четыреста километров от Полярного круга, у меня первая.

Кольский-2014. По рекам Мудайок и Михкель-Уай. Дмитрий Куксин, Даниил Шерстянников

На сей раз в нашей команде шесть человек. Вчетвером – Даниил Шерстянников, Михаил Князев, Игорь Бокарев и я – мы держим путь из Нижнего Новгорода, где давно уже отцвели сирень и черемуха, прошла пора земляники, и вовсю спеет черника в лесах. В общем, лето в наших краях идет полным ходом. “А здесь весна, лед на озерах недавно сошел”, – сообщают присоединившиеся в Мурманске друзья редакции: завсегдатай северных экспедиций Серега Палхович и его товарищ, начинающий спиннингист, Александр Шемякин. И правда: повсюду талые лужи, рыжая, пожухлая прошлогодняя трава. Тепла не было, тепло пришло вместе с нами. Последнему обстоятельству мы, безусловно, рады – предвкушаем безоблачную рыбалку в прямом и переносном смысле.

На берегу Серебрянки (так называют здесь водохранилище) нас радушно встречают на небольшой базе. Там мы оставляем под присмотром машину и готовимся к отплытию на другую сторону водохранилища. Автомобильных дорог больше нет, только водные, поэтому двадцать с “хвостиком” километров пойдем на двух катерах, до места впадения в Серебрянку реки Мудайок. Название этой небольшой речки в какой степени поэтичное, в такой же и настораживающее: не в честь ли предыдущих экспедиций оно? Доподлинно происхождение неизвестно. У историков есть версия, что река запечатлела в своем названии одного из главных божеств саамского культа – бога Мудераки. По другому толкованию, название произошло от саамских слов “мут” – снег, и “йок” – река.

Но вернемся от истории к географии. По “Снежной реке” нам предстоит подняться километров на десять вверх – уже на своих двоих, лодки через пороги не пройдут. У Сергея, по совместительству нашего проводника, есть информация, что в среднем течении реки с советских времен остались домики лопарей. Лопари, или саамы, – малочисленный финно-угорский народ, населяющий северные округа Швеции, Норвегии и Финляндии, а также север Мурманской области. Традиционное для них занятие – оленеводство – когда-то было распространено и в этом районе. Однако сейчас угодья заброшены, домики не заселены, и мы можем найти там крышу над головой. А в самой реке, будем надеяться, нас ждут жадные до приманок форель, кумжа и хариус.

Северное солнце обманчиво. Жарившее на берегу, на воде оно не спасло меня ни от холодного ветра, ни от ледяных брызг. Взятый с собой штормовой мембранный костюм Enforcer Storm Suit от SevereLand тоже не спас, поскольку лежал в глубине рюкзака. Не могу назвать это недостатком опыта, ведь за плечами седой батюшка-Урал с его погодными причудами и своенравным характером. Скорее, простая беспечность... Так или иначе, опыта туристского много не бывает – смиренно принимаю его с каждой волной, захлестывающей борта, пока наконец лодка не утыкается в каменистый берег. Приехали!.. Небольшой перекур, а затем должна начаться самая трудоемкая часть всего путешествия – “пешка” по пересеченной местности. 



О наших планах и суровой реальности

Планы у нас были радужные: проходим пару километров до озера Мудъявр, в которое Мудайок сначала впадает, а потом из него же вытекает. Один человек переправляет на весельной лодке все рюкзаки до места впадения Мудайока, остальные в это время пробираются налегке по изрезанной береговой линии к месту встречи под кодовым названием “Песчаный мыс”. Затем мы все переплываем на лодке на противоположный берег реки, находим там ГТС-ную дорогу и идем по ней семь километров прямиком к домикам. Разумеется, с песнями, шутками, и вообще, сложностей на этом этапе не предвиделось. Но... 

Как это часто бывает, стройная последовательность наших действий оказалась нарушена беспристрастным, безучастным и бескомпромиссным “но”! Выразилось оно в том, что лодка, которая нас терпеливо дожидалась на Мудъявре, оказалась громоздкой, неуклюжей, да еще и без мотора. Супротив поднявшегося ветра и волн привести ее в движение было невозможно. Затею идти в обход отвергли: во-первых, заболоченная лесотундра – гладкая лишь на карте. Во-вторых, не всем в нашей команде марш-бросок с полной выкладкой пошел бы на пользу здоровью. Так к чему такие жертвы?..

Вернулись на берег Серебрянки, в лагерь, который, собираясь рыбачить, разбили наши капитаны. Там переночевали, а заодно придумали план “Б”: разгружаем рюкзаки, оставляем часть вещей и налегке проделываем весь путь пешком, включая берег озера. Судя по карте, в районе Песчаного мыса на Мудайоке есть порог. Попробуем там перейти на другой берег к заветной “гэтээске”.

Пробираясь по многочисленным нагромождениям камней – курумникам – Игорь натрудил ногу и решил остаться в лагере, благо места для рыбалки здесь тоже очень интересные: заливы водохранилища, устье речки, несколько озер в округе. Подробности его приключений читайте в свежих выпусках газеты “Рыбалка круглый год”. Ну, а мы с утра пораньше отправились к лопарским домикам впятером.

Дабы не утомлять читателя подробностями пешей части, начну сразу с порога. Он оказался непроходим. Пятнадцать минут Сергей и Саша самоотверженно искали брод, балансируя на скользких камнях, но так его и не нашли. Вода не по-летнему высокая, течение сильное – единодушно признаем эти обстоятельства форс-мажорными. Что делать? Ничего другого не остается, как импровизировать на месте. В результате у нас рождается план “В”. Идем к домикам не по левому берегу, как хотели изначально, а по правому, надеясь, что непреодолимых препятствий не встретится, и буквы алфавита больше перебирать не придется.

События следующих пяти часов я вспоминаю с чувством легкой гордости. Превратившись, по воле обстоятельств, в отважных искателей приключений, мы преодолевали броды через ручьи, пробирались сквозь заросли кустарника, штурмовали болотистые низины и взбирались на россыпи остроконечных камней с зияющими расщелинами... Переход давался нелегко. С каждым километром время наших перекуров увеличивалось, а пройденное между ними расстояние уменьшалось. 

В какой-то момент небо затянуло белесой пеленой – того и гляди пойдет дождь. У Сергея прогноз с “забугорного” сайта, который еще не подводил: осадки начнутся ровно в 18.00 и будут идти весь вечер и всю ночь... Надо, надо успеть добраться до домиков! Они уже вот-вот должны показаться – поминутно вглядываемся вдаль, но, кроме болот и кустов, впереди по-прежнему ничего нет.

Дальше – как в фильме: обессилевшие, готовые заночевать прямо там, в болоте, мы буквально на автопилоте продираемся сквозь кусты... и узреваем метрах в двухстах впереди деревянные строения. Два больших дома, сараи поменьше, еще какие-то хозяйственные постройки. Но... И опять это “но”! Такое, что некоторое время все молчат, осмысливая увиденное. Прямо перед нами – приток Мудайока Шокъявруай. На карте – ручей, а в действительности – полноценная речка с высокими берегами и шириной никак не меньше десяти метров.

Еще два часа уходит на поиск брода, который обнаруживается лишь в километре выше по течению. Добравшись наконец до саамских домов, я начинаю понимать, что испытывают спортсмены (скажем, биатлонисты) после напряженной гонки. Преодолевая последние метры исключительно на волевых качествах, после финишной черты они падают на снег. Я падаю в траву. С неба падают первые капли дождя...


О подготовке

Д.Ш. – В этой статье мне досталась роль второй скрипки. Поэтому описание всех прелестей, трудностей и прочих “стей” я оставляю Дмитрию, впервые побывавшему на Кольском. Надеюсь, его рассказ понравится читателям.

Надо сказать, что к этой поездке я подготовился более основательно, чем к предыдущим. Был проведен анализ, сделаны определенные выводы, подобраны подходящие снасти. В результате вес рыболовного арсенала даже уменьшился. В экспедицию поехали уже бывавший на Кольском семифутовый лайт SSOCHI+ с тестом 3–16 г и два новых приобретения: лайт Nixx РopInshore 802L (4–18 г) и форелевый УЛ Asense Limited 652 SUL  (1–5 г). Все палки одного производителя – корейской JSCompany. 

Изначально планировал ловить ультралайтом, которого мне так не хватало в прошлых поездках. Inshore брался под относительно крупные колебалки, воблеры и бомбарду, а SSOСHI+ поехала как резервная, “подо все”. Катушки взял две: старенькую, но по-прежнему надежную Shimano Nasci 2500 с намотанным шнуром-“единичкой” и Daiwa Certate`13 размером 1003 с двумя шпулями. Одну “забил” монофилом Salmo Grand Raider 0,16 мм, на вторую убралось с запасом 100 м качественного японского шнура 0,4 РЕ. Запасную шпулю к “Сертейту” (отсутствие которой, пожалуй, – единственный недостаток топовых катушек) в срочном порядке удалось приобрести за несколько дней до отъезда.

В поясную сумку-разгрузку вошли две небольшие двусторонние коробки с приманками, среди которых –
минноу и шеды, в основном, тонущие, десятка два-три мелких крэнков, десяток проверенных, рабочих колебалок типа “Рясанена”, “Профессора” от Kuusamo и “Буч” от Smith. Там же, в боковом кармане, – электронные весы, ножнички для лески и шнура, точилка для крючков, узловязка. Отдельно от остальных в легком непотопляемом кошельке, который можно хранить в нагрудном кармане куртки или просто повесить на шею, путешествовали два десятка некрупных вращалок и примерно такое же количество микроколебла. Где-то на дне рюкзака лежали про запас три бобины: с “монкой” большего диаметра, шнуром и флюром. Многофункциональные рыболовные пассатижи и нож сразу по прибытию повесил на ремень. Вот, пожалуй, и все. 

Д.К. – Количество снастей, которые взял с собой я, отчасти было продиктовано внешними обстоятельствами. А именно тем, сколько спиннингов удастся запихнуть в жесткий тубус. Убралось аж четыре: ультралайт Maximus Egoist-X 662UL (1–7 г), лайтовые удилища Maximus Dreamer-X 802L (3–14 г) и Nordic Stage Joker 732L (2–12 г), а также твичевый середнячок Norstream Dynamic II Twitch Special (5–25 г). Первые три – новинки сезона, уже успевшие показать себя с лучшей стороны. А вот последняя “палка”, которую отдельные рыболовы считают излишне хрупкой, у меня уже несколько лет, и как минимум центнер рыбы удалось ею выловить.

Коротко о назначении спиннингов. “Эгоиста” взял для самой деликатной ловли легчайшими приманками, “Мечтатель” длиной 2,44 м пригодится там, где будет нужен дальний заброс. Стихия “Джокера”, мощного и с гибкой вершинкой, – крупная рыба на сильном течении. Ну, а “Динамик” хочу использовать исключительно для ловли щуки габаритными, от 10 см, воблерами-минноу, если позволят условия.

Катушки – старая-добрая Ryobi Zauber 2000 со шнуром Sunline Cast Away 0,8 PE. И, специально для твича “крупновобов”, Daiwa Tierra 3000 с плетенкой “всех времен и народов” Power Pro 0,15 мм. 



О рыбалке. 4 июля, день первый

Кольский-2014. По рекам Мудайок и Михкель-Уай. Дмитрий Куксин, Даниил Шерстянников. Фото 1

Д.Ш. – Ходить всей толпой по одному участку не имело смысла, а ловить в одиночестве нежелательно по соображениям безопасности. Поэтому утром мы разделились на две группы. Михаил с Дмитрием отправились на разведку от лопарских домиков вверх по течению реки Мудайок, а мы с Сергеем пошли вниз. Александр остался на хозяйстве. Связь договорились держать по рации, выходя в эфир каждый час (фото 1). На первый выход собрал сет из Asense и Certate, шпулю поставил с монофилом, мой напарник Сергей начал ловить на Smith Inter BORON IBXX-66MT+ Shimano Stella 1000, также с монолеской. И мы, и наши напарники, не сговариваясь, привязали по “Ниакису” – компактной тяжелой вертушке фирмы Smith.

Так вышло в этом году, что этот день стал и днем моего открытия спиннингового сезона. Долго же до него пришлось добираться и по времени, и по расстоянию. Думаю, не стоит объяснять, насколько было велико желание поскорее отправиться на реку и поймать что-нибудь. Желательно не мелкое, и желательно из северной экзотики – кумжу, хариуса, сига...

Кольский-2014. По рекам Мудайок и Михкель-Уай. Дмитрий Куксин, Даниил Шерстянников. Фото 2

Но, как всегда, первым отличился Серега, и, как всегда, на первом же забросе (фото 2). Четырехграммовый Niakis ярко-желтой раскраски принес хариуса почти под килограмм весом! Есть такая примета: если на первом забросе ловится хорошая рыба – дальше успеха не жди. Примерно так и вышло: ни в этот, ни в последующие дни в окрестностях домиков мы больше не поймали ни одного хариуса. 

Обхлестав в два спиннинга с разных углов порог, получили еще несколько окуней – и все. Пошли вниз. Ниже порога, до впадения правого притока – ручья Шокъявруай – и еще ниже, продолжается спокойный равнинный участок. Течение несильное, чувствуется большая глубина. Участились поклевки окуня и щуки. Окунь ровный, 200–250 граммов, темный, окраской напоминает ротана. Щука мелкая, редкие экземпляры за кило, попадаются и откровенные “карандаши”. Забавный случай: щучка откусила мой Niakis, и, пока я ковырялся, привязывая поводок, эту щуку выловил Сергей. Тоже на Niakis (фото 3). Пробовали менять приманки: колеблющиеся блесны, различные воблеры, результат тот же: щука, окунь... Не за этой рыбой, конечно, мы ехали на край географии. 

Кольский-2014. По рекам Мудайок и Михкель-Уай. Дмитрий Куксин, Даниил Шерстянников. Фото 3


В устье Шокъявруая читалась глубокая яма. Слияние с притоком – место перспективное – принесло нам несколько “полосатых”, и только... Стали подниматься вверх по притоку, но скоро отказались от этой мысли. Берега сильно заросли чернолесьем, удобные места для подхода к воде практически отсутствуют, а там, где удавалось сделать заброс, поклевок не было. Черная холодная вода не подавала признаков жизни. Решили вернуться к домикам и более тщательно обработать порог напротив и перекат выше по течению. Дождик, зарядивший накануне вечером, то усиливался, то ослабевал, но, благодаря мембранным костюмам, не доставлял неудобства. Скорее наоборот, придавленная холодом и сыростью армия гнуса почти не поднималась в воздух. Рыбачили спокойно, не пользуясь репеллентом и без этих неприятных соседей. 

На пороге провели около часа. Смена точек, смена приманок, “танцы с бубном” принесли щуку и несколько окуней, Сергей видел выход крупного хариуса за вертушкой, но рыба просто проводила приманку до берега и ушла.

Отправились на перекат. Валуны разбивают основной поток на заметные глазу отдельные струи, ниже переката река расширяется, струи замедляют свой бег и перемешиваются. Метров через пятнадцать ближняя к нам струя успокаивается, прижимается почти вплотную к берегу, есть легкая обратка. В этой точке появились внешние признаки активности рыбы. Редкие аккуратные всплески, расходящиеся на воде круги – первым их заметил Сергей. Совершенно точно, что это не окунь, и тем более не щука. Очень похоже на жирующего хариуса, мы почти на сто процентов были уверены, что это именно он. Но для начала поймали-таки нескольких окуней и щук. Вертушки, мелкие воблеры рыбу не соблазнили – “хариус” плавился, но не клевал.

Впрочем, ключик отыскался довольно быстро – микроколебалка. Первый же заброс ярко-оранжевой Smith Pure весом 1,5 грамма поперек струи, медленная неравномерная проводка на снос. Блесна идет по дуге, осыпаясь на паузах, поклевка – есть! С подачей приманки угадал! Сергей успевает снять процесс на видео, хорошо видно, как бланк удилища отрабатывает все рывки, не давая рыбе сойти. Уже в воде видно, что это не хариус – спинной плавник треугольной формы. 

 – Серега, это сиг!

 – Даня, аккуратнее, у него губа нежная.

Вытаскиваю рыбу на берег. Первый сиг в моей жизни. Примерно 600 граммов. Несмотря на погоду, в душе тихонько запели соловьи, на лице появляется счастливая улыбка (фото 4).

Кольский-2014. По рекам Мудайок и Михкель-Уай. Дмитрий Куксин, Даниил Шерстянников. Фото 4

 – Давай лови, пока выход! – говорит напарник.

 – Подожди, фото важнее...

Пока щелкали объективами камер, прошло минут пять. 

Закончив с этой процедурой, вернулись к ловле. Второй заброс – почти полная копия первого. Поперек течения, медленная проводка на снос... Есть! Опять сиг! Этот уже под килограмм! Соловьи поют громче, улыбка становится шире. Очередные фото на память. Конечно, это не кумжа, нет такого драйва при вываживании, звериной мощи, каскада прыжков, но все-таки рыба в кило весом, взятая без подсачека на снасть с тестом 1–5 г и “монку” 0,16 – это трофей, как ни крути. 

Подозрительна реакция напарника. Видно, что он рад за меня, но выглядит несколько обескураженно и удивленно. Спрашиваю, почему? Оказывается, сиг очень редко ловится на спиннинг. Сергей признается, что за всю жизнь поймал только трех рыб этим способом. На поплавочную удочку, на опарыша – да! На мушку нахлыстом или с помощью бомбарды – тоже да! А на спиннинг – нет, это большая редкость! “Спроси, у кого хочешь...”. Ну, что же, нет смысла не верить “аборигену”, к тому же эксперту по ловле местной ихтиофауны. Кстати, в подтверждение своих слов товарищ снаряжает бомбарду, ставит сухую мушку и буквально через минуту борется с приличным сигом, но рыба сходит. Спустя несколько минут еще поклевка на мушку, и опять досадный сход. Я за это время успел уговорить еще одного сижка, опять на ту же микроколебалку. Сиг попался почти у ног. Получилось следующим образом: приманку вынесло на поверхность, я остановил проводку и подал спиннинг назад, блесна стала “сыпаться” и вдруг пропала из виду – рыба сидела на крючке. Снова попытался экспериментировать с другими приманками, снова неудачно – ничего, кроме Pure, сиг кушать не хотел.

Тем временем пришла пора заканчивать. Поклевки прекратились, внешняя активность сига заметно снизилась, круги и всплески стали редки, выход закончился, к тому же очередная “зубастая” откусила счастливую блесну. Мы занялись разделкой добычи и приготовлением обеда (он же ужин) на всю компанию (фото 5).

Кольский-2014. По рекам Мудайок и Михкель-Уай. Дмитрий Куксин, Даниил Шерстянников. Фото 5

Получилось рыбное меню из четырех блюд: уха сборная из щуки, окуня и сига, сиг жареный, котлеты рубленые из щуки. Хариус, пойманный утром Сергеем, превратился в “хе”... Без комментариев... (Хотя ладно, один комментарий я себе позволю – такой вкуснотищи никогда не ел!) Закончили кулинарить как раз вовремя, к возвращению наших товарищей.

Результаты первого дня рыбалки довольно противоречивые. По рыбе: щуки и окуня – в достаточном количестве, хоть они нам и не интересны. В графе “кумжа” – ноль, некое разочарование. Хариус всего один, правда, не маленький, считай, тоже незачет. Зато неожиданная удача – сиг! По приманкам: щука, окунь лучше всего отзывались на Smith Niakis 3–4 г,

на него же был пойман единственный хариус. По сигу выстрелила микроколебалка Pure 1,5 г, тоже Smith. По снасти: только положительные эмоции, комплект получился превосходный – начинаю понимать поклонников ультралайта, это чистый адреналин! А в целом рыбалка получилась трудовой и достаточно интересной плюс у нас впереди еще несколько дней и море оптимизма. 



Окончание следует.