Когда зацветает черемуха
Сошли снега с полей и лугов, очистилась дубрава от снежной пелены, разве что последние белые остатки зимы скрыты в молодом соснячке под развесистыми хвойными лапами. Запылил сережками в перелесках орешник и... пробудились в лесу первоцветы: пролеска сибирская, хохлатка и медуница. Цветоносы свои к согревшему их небесному светилу выбросили.
Для меня же сигнал предстоящей рыбалки - начало зацветания черемухи. Десятилетия не подводила та наметка на прудах подворонежья. Именно в эту пору, обычно в середке-конце апреля, как погода соизволит, идет на нерест крупный двух-трехкилограммовый карась. А перед брачеванием наступает у него самый что ни на есть жор.
"Черемуховые" холода в русских, столетиями сложившихся приметах, соседствуют и с "черемуховым", то бишь самым крупным карасем. И шел за ним, таясь, на барские копанки подневольный крестьянин, кто с тонкой орешиной, оснащенной лесой из конского волоса и крючком, сработанным кузнецом, а кто и просто портками своими изловить рыбеху старался. Много свидетельств в старых рыбацких изданиях о том осталось...
Каждое утро смотрю на черемуху, растущую под окнами дома. Вот почки у нее набухли, а вот и первые клейкие листочки за ночь выпростались. Пора, знать, и снастями заняться. Привожу в порядок свое пятиметровое удилище, меняю лесу на более тонкую, но прочнейшую: не идет крупняк на "грубятину" - сторожок он перед нерестом.
Зацвела моя черемуха, мушки-опылители какие-то ее соцветия начали обихаживать. Да вот сигнал цветения городской жительницы не совпадает с ее лесной родственницей. Та лишь через неделю белую кипень меж нарожденной листвы раскидает. Тогда-то выезд свой на пруд назначаю.
Хорошо, если время то на будние дни приходится. Рыбачащих будет поменее. А вот в выходные редко отправляюсь за "черемуховым" карасем. Суета, толкотня скопившихся на малой мелководной акватории рыболовов -не один же я знаю секреты той ловли. Даже сетевиков из местных, живущих от продажи рыбы, изгоняют. Какая тут ловля...
Не каждый сезон удается мне рыбалка в пору цветения черемухи, а вот один из них запомнился. Многоснежная зима и задождившая ранняя весна дороги непроезжими сделали к пруду, соседствующему с моей дачей, тем и отсекли многих, страждущих крупного карася.
Мне-то что, сапоги болотные обул и от дома по жидкому чернозему за час преодолел двухкилометровое бездорожье.
Солнце в зените - самое время для клева. Колышутся стебли прибрежного высохшего прошлогоднего тростника, нет, не от ветра - трутся о подводные их ответвления караси, малые бурунчики образуя.
Забрасываю на границу сухостоя и воды снасть, червем навозным снаряженную. Немедленно следует поклевка. Удочка в дугу. Углепластик сопротивляется, рыбина, засекшаяся крючком, тоже не хочет сдаваться.
Получасовое вываживание закончилось пойманным двухкилограммовым серебряным карасем-красавцем. Да вот незадача, другие его сородичи, испуганные возней с поимкой, отошли от водной, засохшей растительности к глубинам.
Сбрасываю сапоги, снимаю штаны и, несмотря на холоднющее чрево пруда, захожу в воду по пояс. Заброс - поклевка. А подсака-то под рукой нет. Вывожу рыбину, пятясь к берегу. Этот карась поболее первого будет. Новый заход в холоднючую воду и... новый трофей на берегу.
А уж зуб на зуб не попадает. Азарт, дрожь в руках от него и адреналин в жилах вновь заставляют "покорять" илистое дно пруда.
...После поимки пятого крутобокого толстющего карася "околел" настолько, что и запал как-то сам по себе пропал. Да и куда больше - донести бы улов до крова. Без малого почти пуд рыбы изловил.
Как добрел до дачи на онемевших ногах, помню смутно, но вот женушка, встретившая мой приход горячим чаем с медом, тем и обезопасив от простуды...
Юрий Демин, г. Воронеж