Когда щука не клюет
Юрий Грон, г. Псков
Фото автора
Мы давно собирались сделать вылазку на рыбалку всей семьей, но мешали то какие-то обстоятельства, то подводила погода. Августовские дожди так заливали все в этом году, что уровень воды в реках поднялся, как весной. Не хватало буквально сантиметров тридцать до паводкового уровня. Все же мы подгадали хорошую погоду – (дочь посмотрела метеопрогноз по Интернету) и на следующий день с утра двинулись прямо в Островский район на рыбалку и на отдых на старые проверенные места.
Прихватили из гаража почти все имеющиеся в наличии снасти и приехали прямо на берег в устье Синей реки. А что? Место классное! Слева Синяя река, справа – Великая. А ты как будто на носу заякорившегося корабля. Лови, где хочешь! Настоящее раздолье для рыбаков.
Жена, ставшая за последние годы заядлой рыбачкой, тут же подготовила удочку и приступила к ловле, мол, имею право после дел кухонных… Ирина, моя дочь, восторженно любовалась картинами пейзажей возле двух рек. Я тоже было расчехлил свою уду, однако Савелий, мой шестилетний внучок, запротестовал: “Дедушка, а ты обещал вначале костер…” Слово дал – выполняй! Через некоторое время, не без труда, удалось разжечь небольшой костерок, возле которого Ира и внук начали обсуждать свои семейные вопросы. Появились первые рыбки от жены Людмилы: она их ловила прямо у берега на опарыша.
Я, пользуясь моментом, установил две живцовые удочки, надеясь на щучью поклевку. Прошел час, другой, но зубастая игнорировала наших рыбок. И здесь Савчик напомнил мне ещё об одном обещании – рыбалке с лодки. Пришлось готовить наш двухместный резиновый челнок. Я предложил внучку помакать живцов вдоль правого берега Великой, и он, на моё удивление, согласился. Обычно он выдвигал иногда свои идейки на рыбалках, которые подвергали мое серое вещество напрягу с вопросом, а как их выполнить?
Итак, подготовив лодку и спасательный круг (резиновую автомобильную камеру), уложив снасти и ведерко с живцами, мы отправились через Великую на противоположный берег. На воде мальчонка вел себя очень хорошо и с осторожностью. Был внимательным и любознательным. Я ему рассказывал, что здешние места исторические, что здесь давно бывали польские захватчики Стефана Батория, германские фашисты. События этих войн помнят развалины старинной церкви, которую пышными ветвями скрыли высокие деревья. Мой однокашник Саша
Кононенко, прочитав историческую книгу, рассказал, что именно в этом месте есть даже два поклонных камня. Мой маленький друг внимательно все прослушал и сказал: “Давай закидывать снасти! Мне показалось, что его история не интересовала.
Мы выставили две живцовки на нос и на корму лодки, и течение медленно несло нас вдоль камышового берега. Так мы рыбачили с полчаса, но клева не дождались.
– Давай, деда, вверх, – скомандовал мальчишка.
Мне это было не в тягость, и я спокойно выгребал против течения километра два. Однако и там нас ждали разочарования. Поплавки, словно кем-то заколдованные, упрямо не тонули. Признаюсь, я заскучал и начал посматривать всё больше на берег, чем на воду, пытаясь обнаружить камни из исторической справки Александра. И действительно обнаружил нечто похожее: крупногабаритный гранитный монолит на берегу, а второй, затопленный, – в воде. Савелий тут же запросился к береговому камню. Мне пришлось потрудиться. Я с немалыми усилиями пробился сквозь водоросли и густую прибрежную траву.
Наконец, мальчонка положил обе свои ручки на гранитную поверхность камня и просил, вполне по-взрослому, счастья, радости и здоровья. Я также вслед за ним дотронулся до камня и безо всякой иронии произнес: “Дай Бог нам и всем людям мира, здравого ума и благополучия!” Затем мы с Савиком вновь и вновь выставляли живца, но его так никто и не съел. Нам все это надоело, и Савик запросился на весла, повторяя упрямо: “Я сам, дедушка, я сам!..” По течению мы, кружась, прошли вдоль левого берега Великой и причалили к устьевому камню-причалу, а мама и бабушка уже приготовили чайно-бутербродный столик.
После обеда мальчонка попросил меня настроить свою удочку и стал ловить рыбку с берега. Он не первый раз держал удилище в своих руках, и ловля ему удавалась: клевали небольшие красноперки, уклейки и т.п. А бабушка к этому времени выловила этого добра с полведра. Ей периодически попадались и крупные рыбки. Я поглядывал на не тонущие сигнализаторы своих снастей и вскользь заметил: “Савелий! А мы забыли попросить у камней-валунов, чтобы щука клюнула” Секунду на размышления, и малыш меня успокоил: “Ты не переживай! Я сейчас голавля на рыбку выловлю, притом легко!” И он, на полном серьезе цепляя мельчайших рыбок на подаренную ему на день рождения удочку, пытался поймать голавля. Он не случайно так делал, и я это понял позднее. Слушая наши разговоры о сошедщем с крючка бабушкиной уды большого голавля, он все осмысливал и запоминал.
Не добившись успеха и запутав леску на снасти, внук поручил мне её распутать и отправился заготавливать мелкий сушняк для костра, который постоянно поддерживала Ирина. И вдруг заработали мои живцовые. Правда, после вываживания оказалось, что это клевали всего лишь окуни, да и то с ладонь.
Само собою сложилось выстраданное предложение: “Когда не клюет щука, то клюет окунь” “Когда не клюет ваша щука, – поддержала разговор Ира (она не рыбачка, надеюсь, пока ещё…) то очень хорошо отдыхается, дышится свежим воздухом пусть и с легким дымком от костра. Правда, папа, здорово, что я вытянула вас на природу? И я не мог не согласиться с этим. А супруга спросила: “А что мы будем делать с уловом?” Как это что? Угостим свежей рыбкой Сашу и Наташу. Они поджарят уклейку – за уши не оттянешь. А нам уже некогда чистить улов, предстоит дорога домой”.
Хочу сказать, что семейный отдых удался, и никто из нас не пожалел, что выходной прошел на зеленом ковре возле двух исторических рек Синей и “самой большой реки в мире” – Великой. И еще одно – при упоминании о природе и рыбалке у Савчика загораются глазки, приостанавливаются игры и он уточняет: – А когда мы ещё поедем? – Пожалуй, что это самое главное!
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 18(344), 2016 г.