Когда погода чудит
Александр Токарев, г. Йошкар-Ола
Фото автора
В жару
В жаркую погоду любая рыба сонно замирает и стоит в тени крутых берегов и зарослей кувшинки, а перекусить выходит только ночами и ранними зорями. Но это в середине лета. В сентябре по утрам чувствуется свежесть, которая вскоре перейдёт в студёные осенние утренники. На это и рассчитывал, выходя на воду довольно поздно, – в семь утра. Но это сентябрьское утро было душным совсем по-летнему. Видимо, не зря всё настойчивее говорят о смене климата. Уже и осень временами напоминает жаркое лето.
День начинался вкрадчиво и тихо, без дуновения ветерка и волны. Хорошо… Ни комаров, ни мошек, зеркальная вода и пустынный берег, что для городского водохранилища нехарактерно в выходные дни. Единственное, что портило впечатление от выхода на воду, так это полное бесклёвье. Окунь не брал. Лишь чмокала в траве какая-то «белая» рыба, очевидно, лещи или карпы, слизывая личинок и прочую живность с нижней стороны листов кувшинок. Но у рыболовов, сидящих на берегу с удочками, я тоже поклевок не заметил. Видимо, им надо было менять тактику и ловить с лодки на удочку с боковым кивком и мормышкой, насаживая тех самых личинок и опуская мормышку в оконца среди травы, но не на дно, а у поверхности. Ага, умный… А самому-то что предпринять? Ни поклёвки…
Пока проверил самую главную вертушку – Akara. Это чёрная снаружи приманка с алыми точками и в жёлтом обрамлении. Такую расцветку выбрал не случайно. На моей уловистой блесне «Блю Фокс» № 4 примерно такая же раскраска, а блесна уже показала себя с самой лучшей стороны. Сейчас я ставлю вертушку такой же расцветки, но размером меньше – № 1. Никакого эффекта.
Первая поклёвка случилась на белую вертушку № 1. Попался некрупный окунёк. Потом ещё один. Но сегодня у меня проверка блёсен. Прошёлся по всему набору из взятых с собой приманок. И теперь результат показала блесна той самой расцветки – черной, но покрупнее номером. На неё попалась небольшая щучка, но пока я вертел её на леске перед камерой, щука сделала реверанс своим хвостом и исчезла в тёплой зелёной воде. Счастливого пути! Всё равно – некрупная. Но это так, для успокоения… От щуки только царапины остались на блесне. Обновила, зубастая!
Потом ещё попадались окуньки, даже и в такую жару. Брали все на вертушку № 2. Но всё некрупные были экземпляры. Думается, причина бесклёвья банальная – на воду выходить надо в самую раннюю зарю, когда стоит такая жара. Завтра так и сделаю.
Фидер на смене погоды
Рыбалка нередко напрямую зависит от погоды. Но это утро ничего не предвещало, всё было, как обычно: тихо, тепло, может быть, несколько душновато для столь раннего часа. Но подул ветерок, и всё стало на свои места. Свежесть сразу согнала ленивую сонную истому, от которой не хотелось никуда ехать, а тянуло просто вернуться в комнату и нырнуть в постель, которая ещё, наверное, не успела остыть. Но – нет!.. Долой хандру! Вперёд, к росистым лугам и лесной речке, бегущей неторопливо среди яркой зелени полян и рощиц, где выделяются статью тяжёлые дубы, вековечно шумящие листвой, к моему песчаному бережку среди разнотравья, где так удобно закидывать рыболовные снасти.
Но уже в дороге становится ясно, что классический утренний ветерок, на смене ночного бриза и ветра нового дня, скорее, предвестник непогоды. На юго-востоке небо стало синим и мрачным от пелены, закрывшей зарю.
А когда вышел к своему плёсу, который с весны проверяю разными снастями, ветер совсем взбеленился: стал рвать листву с деревьев и бросать в посеревшую от ряби воду. Где-то в лесу крякнуло дерево и упало, с треском ломая сухие ветви. Это уже явно шабаш. И где то тихое утро, которое скромно и застенчиво встретило меня на пороге дома? Это какая-то стерва жена, а не погода… Закон подлости и в этот раз сработал. Ведь много-много дней стояла неподвижная жара, и каждое утро было свежим и тихим. А стоило собраться на реку…
Но деваться некуда, не обратно же ехать?.. Собираю свой фидер. В этот раз не стал брать самоделки из китайского «телескопа» и советского дюралюминиевого спиннинга, хотя они словно созданы для рыбалки на малой реке, до того всё просто и функционально. Но захотелось половить фирмой. Этот фидер беру обычно на большую рыбалку, где требуется дальний заброс. Здесь же приходится ювелирно выцеливать, чтобы не перекинуть кормушку на противоположный берег и не повесить её там, на ветвях ольхи.
Но попал куда надо – на бровку между ямой под обрывистым берегом противоположной стороны и пологим скатом левого берега, где сейчас и нахожусь.
Рядом с фидером устанавливаю и «поплавочку», угольную Light Fox. Лёгкая, как пушинка несмотря на длину в шесть метров. Держишь за самый комель и не чувствуешь. Эта поплавочная удочка порадовала меня в прошлый раз, когда я здесь за утро поймал с десяток или больше довольно крупных плотвиц, бравших только на кукурузу «Бондюэль». И в этот раз поклёвки начались почти сразу. Поплавок закачал красной антенной и ушёл под воду. Но попалась мелкая сорожка, годная только на живца. И дальше на опарыша клевали только мелкие плотвички, а на кукурузу поклёвок не было вообще.
Но выручил фидер. Пока я возился с мелкой плотвой, вдруг затарахтел бубенчик, и на леске повисло что-то тяжёлое. Лещ?.. Но из воды показался подлещик, прихваченный, кроме крючка во рту, ещё и вторым крючком под плавник. Потому-то и шёл так тяжело. Но поднимался из воды этот подлещик неподвижно, словно и не живой был. Так и специально не зацепишь рыбину на крючках, как тут два поводка сами собой словно распяли подлещика и растянули его, что ни дохнуть, ни… Словом, висит на леске, как муляж, даже неинтересно…
Подлещики начали изредка поклёвывать, хотя погода, кроме штормового ветра, одарила ещё и частым дождём. Но я только укрыл фотоаппарат и видеокамеру полиэтиленом, а сам продолжал ловить. Как говорится, у природы нет плохой погоды, а когда клюёт – тем более… Фидер не молчал часов до восьми, а потом – как отрезало, хотя и солнце выглянуло, и ветер стих. Вот и пойми эту рыбу…
Речные караси
Уже в самом названии есть какая-то несуразность. Карась и река – плохо сочетаемые понятия. В нашем представлении карась – это медлительная, вялая и вечно сонная рыба, капризная к перемене погоды и по нескольку раз в день меняющая свои вкусовые предпочтения. Вполне могло быть так, что с утра карась клевал на червя, в обед – на кукурузу, а к вечеру – на опарыша. И классическими местами обитания карася принято считать илистые тиховодья, заросшие камышом, роголистником, кувшинками, тиной и ряской. Сказать мне лет с десяток назад, что когда-нибудь буду ловить карасей на быстрой лесной Большой Кокшаге, ни за что бы не поверил. Но вот ловим и не первый раз здесь крупных серебристых карасей. И на кило, и более попадаются здесь караси, сильные, как язи, и явно сильнее местных лещей.
По всей видимости, караси поднялись с Волги. В устье Большой Кокшаги и в приустьевой части Волги такие же караси попадались мне даже во время ловли язя и леща. Сидя в моторной лодке, не раз ловил карасей волжской «кольцовкой» на довольно быстром течении, где такому увальню вроде бы нечего делать. Но волжские караси совсем другие, чем в тиховодьях прудов. На течении они стремительные, как и сами волжские струи, более прогонистые в теле, а по повадкам и силе больше похожи на карпов.
Сегодня мы со старшим сыном Дмитрием сидим у донок и фидеров на реке Большой Кокшаге, ловим мелкую плотву, уклеек, подъязков и подлещиков. Крупной рыбы нет, хотя уже и время подошло для хорошей рыбалки, начало осени как никак. Но река из-за долгой летней жары и отсутствия дождей обмелела до состояния большого ручья. И вся крупная рыба, видимо, скатилась в низовья. Там, ближе к Волге, и русло реки более полноводное, и глубоких ям больше.
Всё утро ловили на червя и опарыша, насаживаемых на крючки в виде «бутерброда» – самую популярную здесь наживку. И тут я вспомнил, что положил перед рыбалкой на всякий случай в кармашек рюкзака баночку консервированной кукурузы. А что, надо попробовать насадить на крючок. В прошлое лето на кукурузу успешно ловили здесь плотву-сорогу. Хотя она и сейчас клюёт на опарыша, правда, некрупная.
Едва насадил пару зерён кукурузы на крючок фидера и забросил, как минуты через три самодельный квивертип вдруг закивал и отчаянно затарахтел бубенчиком. Хорошая поклёвка! Димка кинулся к снасти, но на крючке было пусто. И тут же повело вершинку донки против течения. Есть! На крючке явно не мелочь. Ага, вот и рыба вывернулась на отмели и заблестела серебром с золотистым отливом. Да, это карась!.. Тот самый, волжский, граммов на четыреста весом. Это уже достойная добыча.
Караси начали клевать на кукурузу, хотя здесь они чаще брали на опарыша и червя. Вот и пойми их. Но главное – клюют, а это радует и подстёгивает нас, уже приунывших и затосковавших в монотонной ловле серебристой мелочи. Сразу взялись замешивать новую прикормку, чаще перезабрасывать со свежей насадкой. И рыбалка сразу перешла в категорию удачных рыбалок…
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 17(343), 2016 г.