Когда нет клева
К морозам сибирские рыболовы привыкли. В окрестностях краевого центра - десятки интересных и рыбных водоемов, на которых удобно можно отдохнуть в выходной день и в любую погоду половить рыбу.
Не знаю, по какой причине, но на городских водоемах любителей рыбалки немного. Возможно, в этом виновата плохая экология - сбросы технической воды в Обь с предприятий города. Для кого-то важен сам процесс ловли, и на загрязнение воды такие не смотрят. Рядом со столицей Алтая уловы бывают весомые, одно плохо - крупной рыбы становится все меньше, но и памятные выезды случаются, когда волнуешься за прочность лески.
На дальних обских заливах и протоках рыбы значительно больше, но и рыбацкие палатки на глубоких участках стоят вплотную друг к другу.
Во второй половине зимы начинается на льду рыбацкая "лотерея". Попал на стайку рыбы - будешь с уловом, если нет - десятку поклевок рад-радешенек. Пролеты случаются именно на дальних водоемах, где с начала ледостава под лед уходят сотни килограммов разнообразного прикорма, который рыба поедать не успевает, и он закисает на грунте, отпугивая водных обитателей. В этом варианте рыбалка рядом с городом предпочтительней, да и многие уловистые участки на водоемах находятся по соседству от остановок общественного транспорта.
Грухозимье на Алтае заканчивается во второй половине марта, а с января по конец февраля живешь надеждами и ловишь каждую информацию от коллег по увлечению, где рядом с городом можно с уверенностью на улов провести день на льду. Как ни странно, но все друзья без поклевок не остаются, хотя большинство из них поплавочники и предпочитают спокойную рыбалку в стороне от палаточных городков. Увы, мелкую плотву и подлещиков на поплавочные удочки я так ловить и не научился.
Довольно часто информация об уловах поступает с большим опозданием, но рыболовы о своих успехах говорят так уверенно, что будто вчера они были на рыбалке. Веришь, едешь и оказываешься в дурацкой ситуации, когда рассчитываешь уже не на активный клев рыбы, а на десяток пойманных хвостов.
Планы в глузохимье быстро меняются, точно так же, как строятся. Собирался с друзьями на Правдинское водохранилище половить на безнасадочные мормышки некрупную плотву и окуней, но последний звонок о том, что на ближнем котловане за новым мостом через Обь ловили неплохо судака, заставил меня отказаться от поездки. Водоем хорошо знаком, известны глубины, да и по пойманной поплавочниками плотве и свежим порезом на боках несложно определиться, где держится хищник.
Обычно по перволедью и последнему льду нахожу клыкастого на плато между глубинами. Интересное место, здесь встречается разная рыба, и рыболовы этот участок стороной не обходят. От автобусной остановки до котлована добраться по натоптанной тропе не более десяти минут.
С крутояра, перед заходом на лед, хорошо видно, где были сделаны старые и свежие лунки. Старые заметены снегом, и белые пятна на посеревшем снежном покрове подсказывают, что эта точка была обловлена. Несложно и определить, где рыболовы блеснили, а где ловили в палатках. Двое окунятников под самым берегом проверяли набуренные отверстия. На середине котлована трое рыболовов облавливали шестиметровую яму. Две палатки стояли в тупике водоема, где даже по весне никого не бывает.
Настрой на судака был конкретный, редкий раз хищники на этом плато не обращали внимания на мои приманки. Погода благоприятствовала поиску рыбы. Немного морозно: -19о, редкая облачность, но самое противное - северо-восточный ветер, 3-7 м/сек.
Расчехляю ледобур, расчищаю ногами тридцатисантиметровый слой снега и бурю первую лунку. Сорок пять секунд - и семидесятисантиметровый лед пробурен.
Достаю удильник с леской на катушке диаметром 0,20 мм и маленьким балансиром, соединенным с леской карабинчиком. Нахожу приманкой грунт, делаю подмотку лески и, приподняв балансир на 10-15 сантиметров над дном, начинаю играть искусственной рыбкой.
В глухозимье рыба вялая, и шум, создаваемый ледобуром, ее не пугает, так что надежда на хватку есть на первых подбросах.
Тактика ловли судака отработана годами. Если хищник под лукой есть, ждать он себя не заставит. Срабатывает элемент неожиданности, когда перед хищником неведомо откуда появляется подвижная приманка, даже не столь важно, балансир это или блесна. Двадцать-двадцать пять подбросов и хватки не последовало, нечего терять время, следует переход на другую лунку.
Два безрезультатных захода по пробуренным лункам - и вновь берешь в руки ледобур, и делаешь еще две лунки, и так до тех пор, пока не найдешь рыбу. Полдень. Сделал около тридцати лунок, раз восемь по ним нарезал круги, а результат нулевой, не помогла и смена приманок. Настроение падает. Окунятники смотались в город. На яме остался один рыболов, а в палатках рыболовы по прежнему сидели и вряд ли, кроме ершей, что-то в том месте ловили.
Убираю удильник для блеснения и достаю удочку-"балалайку" с "паровозом"; на леске диаметром 0,10 мм были навязаны три "чертика". Расклад такой: внизу покрытый лаком "чертик" среднего размера, вверху, выше на двадцать сантиметров нижнего, легкий "чертик", изготовленный из маленького тройничка и трубочки-кембрика надетого на цевье крючков, еще выше на пятьдесят сантиметров - еще одна точно такая же обманка. Для полного бесклевья такой состав "паровоза" просто находка. Не было такого выезда, чтобы на легких "чертиков" отсутствовали поклевки.
Делаю обход тех же лунок с "паровозом". В десяти отверстиях полный штиль, сопливых ершей и тех нет. Сажусь на очередную, делаю один подъем, другой, а вот на третьем кивок дрогнул - и только после легкой кистевой подсечки почувствовал на снасти вес крупного соперника. Каждая рыба при вываживании ведет себя своеобразно, так что сразу понял, что одного из "чертиков" схватил не судак, а щука, причем не мелкая. Пусть леска и тонкая, но главное - не форсировать события.
Делал практически все правильно, подвел под лунку, умотал, прижал к нижней кромки льда, а дальше? По соседству не души. Как обычно, багорик не взял, а рукой лезть в лунку не климатит. Принимаю решение дать большую нагрузку леске, чтобы щука завела голову в створ отверстия. Еще немножко... дзин-нь!.. и в руках у меня оборванная леска, весь "паровоз" вместе с рыбой уехал в неизвестном направлении. Если б леска была хотя бы на две соточки потолще, другой исход поединка мог получиться, а так... одна достойная поклевка и ни одной рыбы в улове.
Теперь на щук запал и два обхода лунок сделал с уловистой блесной, надеясь на чудо. Вновь чуда не произошло, снова берусь за ледобур и делаю три отверстия чуть ли не на тропе, здесь вообще за весь ледостав никто не забуривался. Запускаю блесну и... разница в глубине меньше на полтора метра. На "банку" попал, что очень даже неплохо. Поиграл приманкой, вновь безрезультатно. Уходить с лунок не хотелось, все-таки "меляк" - хоть какая-то рыба, но должна быть.
Достаю "балалайку" с той же 0,10-й леской и вяжу прежний состав "паровоза" из "чертиков". Нащупываю грунт и начинаю очень медленный подъем вверх "ступеньками", чуть вздрагивая кивком. На первой же проводке, почти на вытянутой руке едва заметная поклевка, машинально рука делает легкую подсечку, и на снасти чувствуется рыба. С двухсотграммовым подлещиком справиться удалось без осложнений, и первая рыбешка сегодняшнего дня была брошена рядом с лункой на лед. Теперь нужна скорость, рыба ждать не будет, и чем скорее "паровоз" уйдет на трехметровую глубину, тем быстрее произойдет очередная поклевка.
Меняется и тактика ловли в расчете на неожиданное появление обманок перед рыбой. Семь пустых проводок - и переход на следующую лунку. А лунок всего три, больше бурить не рискнул.
Клев подлещиков и плотвы был вполне приличный для глухозимья, и с каждой лунки успевал поднять по 2-4 рыбешки. Залип бы в одной точке, то, больше чем уверен, улов оказался меньше на половину, а так около трех килограммов капризной рыбы за полтора часа надергал. Сорвавшаяся щучка и подлещик с плотвой на "банке" привязали меня к котловану до последнего льда, и каждый выезд я открывал для себя новые уловистые лунки, и чем ближе к весне, тем больше меня обуривали рыболовы.
Владимир Телельков, г. Барнаул