Когда на Оби паводок
Владимир Телельков, г. Барнаул
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 10(120), 2007 г.
В конце мая пополняющаяся водами тающих ледников в горах, полноводная после первой волны весеннего паводка Обь начинает резко идти на подъем. За сутки уровень реки поднимается на сорок-семьдесят сантиметров. В этот период цвет воды в Оби чуть темней кофе с молоком, и с любительскими снастями рыболовов не увидишь, зато браконьеры спешат на путину и вылавливают ничего не видящую под водой рыбу не только промысловыми снастями, но и обычными крупными сачками, имеющими больше метра в диаметре. В любом случае половить рыбу на течении все-таки представляется возможным, и выбора мест здесь два: где обские воды подпирают бег малых рек, или на неполучивших свою порцию мутного паводка некрупных протоках. Как ни старайся, а приходится ловить момент и искать на всякий случай запасной вариант, чтобы не потерять день рыбалки.
Поселок Затон - окраина краевого центра и единственный населенный пункт на правой стороне Оби в черте столицы Алтая. Через каждые двадцать минут ходит сюда рейсовый автобус, и три раза в день курсирует речной трамвайчик ПТ. В Затоне находится трехкилометровый обский залив, когда-то служивший гаванью катерам на долгую сибирскую зиму, и впадающая в залив Бобровская протока, берущая свое начало из протоки Две Воды.
В момент паводка на Бобровской интересна ловля плотвы и подлещика выше бетонного моста через протоку. Берега умеренно покатые, местами заросшие кустами тальника, и в прогалинах между кустами успешно ведется ловля рыбы впроводку. В паводок плотва жмется к берегу, и при прозрачности воды всего двадцать сантиметров она будет ловится.
Долгожданная суббота после трудовой недели приходит с настроем на рыбную ловлю. Не спится с четырех часов утра, хотя в будние дни не покидает мысль, что наступят выходные и спать буду до полудня. Нет, по всей видимости, не так рыбацкая душа устроена: быстрые сборы, двадцать минут ходьбы по просыпающемуся городу, и вот я уже в салоне автобуса, идущему на правую сторону Оби по новому мосту, в компании таких же непосед рыболовов субботнего дня.
Первая остановка по требованию у небольшого моста через канал, вытекающего из речки Талая. Автобус покидает большая часть рыболовов и устремляются кто на канал вверх по течению, а кто на озеро Долгое за некрупным местным карасем, который ловится практически на любую снасть, лишь бы на крючке находился кусочек червя.
Сворачиваем в проулок, на первой улице Затона следующая остановка. Здесь выходят почти все рыболовы и, обгоняя друг друга, причем пенсионеры вырываются вперед, по асфальтированной насыпной дороге спешат на соединение озера Регалиха с речкой Талая. Пожалуй, это самое модное место у рыболовов в затонской стороне. В Регалихе ловятся вполне сковородные озерные караси, которые оправдывают ожидание городских рыбаков в любой день недели, пока водоем не соединится с пришедшей по лугам паводковой водой с Оби.
На узком заливчике шириной чуть более пятнадцати метров, возле труб, под дамбой, по которой проложена дорога на луга, от рыболовов тесно. Основной объект охоты - крупный речной карась, который пришел с Оби в Талую. Много рыбы не дают поймать соседи - в одних лесках рыба запутается, но с карасями в садках все рыболовы. Основная насадка - червь. На другие насадки забивает плотва, которую карасятники не жалуют вниманием. Редко попадается линь, который обитает в Талой и подходит на обильный прикорм.
На самой Талой несколько десятков блеснильщиков, которые, сменяя друг друга целый день, соблазняют своими приманками некрупных окуней и щучек. Водоем находится в 15 минутах езды от города, и большинство охотников за хищной рыбой приезжают на Талую даже не за рыбой, а чтобы помахать спиннингом и утихомирить пыл рыбацкой страсти. Приезжают до начала трудовой смены, после работы, а о выходных днях и говорить нечего.
Моя остановка перед мостом через Бобровскую протоку. Выходим с удочками трое. Два рыболова отправились вниз по течению на галечник, где летом ловится сазан, а я отправился на свое проверенное годами место, в широкую прогалину между тальником, чтобы половить плотву впроводку. По большой воде участок очень интересный.
В нашей семье чебака (местное название плотвы) в жареном виде уважают больше, чем карася, да и коту необходимо пропитание на неделю, поэтому приходится ловить не все, что попадется, а конкретный вид рыбы. Если подсчитать, сколько мы с друзьями выловили за свою жизнь плотвы на этой протоке, то счет пойдет на тонны, причем никогда не применяли микросетки, сети и другие промысловые орудия лова, ловили только одной удочкой.
Подхожу к прогалине, место свободно, затонских аборигенов не видно. Обычно они подходят, когда начинается клев, работает прикорм, тогда местные рыболовы на правах хозяев поджимают своими удочками со всех сторон, но и в таких условиях с уловом у них проблема. К соседству с аборигенами привыкаешь и даже ловить рыбу начинаешь быстрее, для того чтобы преподнести урок в рыбалке и немного наказать за дерзкое соседство.
Подхожу к своему участку ловли и первым делом втыкаю ветку на границе воды и берега. Интересно, на сколько за рыбалку поднимет уровень в протоке обский паводок. Вода далеко не прозрачная, кусты тальника просматриваются вглубь сантиметров на пятнадцать. В половодье это допустимо, ловиться будет. Развязываю рюкзак и достаю садок и опускаю его в воду. Этим я говорю рыбе, что пришел не шутить с ней, а отдыхать у воды с полной отдачей сил. Всегда первым делом в воду ставится садок (увы, традиция, которой заразил всех своих товарищей).
Далее следует ритуал подготовки к рыбалке: замешивание прикорма, настройка снасти, подготовка места. Насадка одна - вареная ароматизированная перловка. Со мной многие рыболовы могут не согласиться, так как умная рыбацкая литература советует иметь во время рыбалки несколько насадок. Но опыт подсказывает обратное. На вареную перловку мелочевка размером с палец практически не попадается. Постепенно подбрасываемая крупа служит кормовой базой, и рыба к насадке привыкает. Взять того же обского леща, который при ловле на донки предпочтение отдает червю или опарышу, но на раскормленном участке активно берет перловку. Доходит до курьезов: окуни, щуки и судаки хватают плывущую по течению кашу. Ясно, что это не их корм, но бывают и из правил исключения.
Прикорм под поплавок подбрасывается с таким расчетом, что за время ловли придется раза четыре переставлять сидушку и удаляться от наступающей на берег воды. Лучше на метр не добросить, чем оттянуть от себя рыбу.
Все к ловле готово. Теперь придется полчаса подождать, вхолостую гонять по струе поплавок и ждать, когда из затопленного наполовину тальника подтянется рыба. Постепенно плотва начинает попадаться все чаще, и в скором времени ловля идет конвейером. Натренировался так, что, бросая в садок рыбу, не смотрю на его горловину, как в баскетболе. Случается, и промажешь, значит, чебаку повезло.
Когда рядом сидят рыболовы с металлическими садками, просто жалко становится, особенно пенсионеров, которые после каждой пойманной рыбки поднимаются, делают шаг к садку, открывают крышку, кладут в него улов, возвращаются к стульчику и только теперь берут в руку удочку, чтобы заменить насадку. В рыбалке мелочей не бывает, и вроде бы неприметная деталь садок, а время на доставку в него рыбы у разных рыболовов уходит по-разному.
Через пару часов поклевки следуют на каждой проводке. Ловля захватывает, и начинаешь работать словно робот, забывая о сигаретах и полторашке прохладного пива в рюкзаке. Постоянно поглядываю на ветку, которую воткнул возле самой воды, она уже находится в сантиметрах двадцати от берега. Прибавляю глубину на оснастке и продолжаю ловлю.
Начинают подходить местные рыболовы и устраиваются по соседству. Почему-то большинство предпочитают донки и стараются забросить оснастку поглубже и подальше, хотя вполне рационально ловить трехметровым удилищем впроводку. В арсенале у меня несколько трехметровок, которые беру на рыбалку. И если в ловле присутствует элемент неожиданности встреч с крупной рыбой, применяю трехметровку с кольцами и маленькой проводочной катушкой с запасом лески.
Наша, да и китайская, промышленность делают катушкодержатели очень высоко от конца удилища. Для ловли со стоек и с безынерционными катушками такая снасть пригодна, но для ловли впроводку, когда снасть должна быть максимально облегчена и нужно вовремя погасить рывки рыбы, прижав к комлю пальцем разматывающуюся леску, понимаешь, что катушкодержатель находится не там, где нужно. Приходится покупать четырехметровку с кольцами и обрезать ее, а катушку крепить на изоленту по принципу нахлыстового удилища.
Встреча с килограммовыми лещами и карасями на Бобровской протоке - явление обычное, особенно при спаде воды, и без катушки на короткой удочке пришлось бы остаться, в лучшем случае, без поводка, в худшем - без оснастки. В мутной воде диаметр лески особой роли не играет, и безбоязненно ставлю основную леску диаметром 0,20 мм, а поводок 0,14-0,16 мм.
В 17 часов рыбалка заканчивается. Норму - ведро чебаков - выловил и освобождаю участок ловли местному дедку, дом которого стоит в десяти метрах от берега. Рыболов знакомый и за день два раза подходил и интересовался, во сколько я поеду домой. Что же, садись старина, плотва на раскормленном месте будет ловиться до заката солнца. Перловку в полиэтиленовом мешочке оставлю на берегу, иначе получится не по-товарищески - выбросив оставшуюся кашу в воду, могу "выключить" клев.
Смотрю на ветку. Вода за это время поднялась вверх сантиметров на двадцать пять и пришла на берег чуть ли не на метр. Чувствуется усталость. Ноет плечо - намахался, но завтра вновь на рыбалку. Попробую ловить здесь же, если с паводком не произойдет ничего не предвиденного.
Владимир Телельков, г. Барнаул
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 10(120), 2007 г.