Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Классика зимней рыбалки

Классика зимней рыбалки

137-6-1.jpg

…Середина зимы, рыбаки говорят: глухозимье и ловля на мормышку, да с наживкой, становится все затруднительней. Водоемы к этому времени в средней полосе России, не говоря уж о Севере и Сибири, покрываются толстым слоем льда, во всяком случае, почти всегда. Погода в нынешние времена полна сюрпризов, к примеру, в прошлом году в середине января в наших широтах лед только встал, а до этого шли дожди. В этом году с погодой более или менее все нормально, глухозимье пришло в положенное время.

Рыба во времена глухозимья теряет активность, правда, в различной степени - есть места, где клев более или менее сохраняется, что зависит от многих факторов. На что же лучше всего ловить в это не совсем благоприятное для заядлых рыболовов время? Классическое орудие - зимняя короткая удочка с пластиковым или металлическим шестиком длиной примерно 17-25 см с пружинистым кивком и привязанной к леске мормышкой. Вот о мормышках я бы и хотел бы поговорить подробнее.

Когда я только начинал увлекаться зимней рыбалкой, подолгу наблюдал за другими рыбаками, за манерой их ловли, способами проводки. Результаты оказались малоутешительными: особого разнообразия в методах и способах проводки снасти я не увидел. Начал экспериментировать сам, нашел на чердаке большую двадцатилитровую бутыль (как я подозреваю, раньше в ней настаивалась самогонка). Теперь, налив в нее воды, я частенько пробую новые мормышки, разглядывая, как они играют, через толстое зеленоватое стекло.

Кстати, рекомендую - весьма полезно видеть, как играет мормышка в воде, как зависит ее игра от многих и многих факторов: от толщины, длины и материала кивка, от толщины лески, наличия или, напротив, отсутствия живой и неживой подсадки на мормышку в виде мотыля или личинки репейника, или просто бусинки. Но самое главное - игра мормышки более всего зависит от управления удильником рыбаком, от его приемов задать мормышке тот ритм и амплитуду движения, которые покажутся рыбе достойными внимания и спровоцируют ее на поклевку.

Очень полезно в этом плане наблюдать за рыболовами-спортсменами, поскольку они относятся к работе с удильником профессионально и творчески. Хотя я сам одно время относился к спортсменам немного скептически, считая их ухищрения "понтами", если бы не случай.

Я по своей натуре вообще склонен к одиночеству, так и в рыбалке: не люблю выезжать в выходные дни на водоемы - слишком много народа, предпочитая безлюдные будни. Но как-то раз пришлось попасть на лед в выходной воскресный день в компании рыбаков. Народу было плотно, но к обеденному времени все уже были смурны, поскольку не клевало поголовно ни у кого. Я тоже уже было совсем разочаровался, но друзей все равно надо было ждать и, вспомнив свои наблюдения за спортсменами, решил поэкспериментировать, попробовать разные способы проводки снасти.

Пробовал и так и эдак, не помогало ничего. И тогда, отчаявшись, завел хлыстик в раздвинутые два пальца правой руки и начал очень быстро трясти удильником, используя пальцы как ограничитель. Я даже не поверил своим глазам, когда почти сразу произошла поклевка, а ведь последовал всего-навсего примеру какого-то спортсмена: видел по телевизору, как он выуживал таким манером небольших окуньков.

Клюнул окунь примерно с ладошку. Продолжая экспериментировать со способами проводки, выудил-таки среди всеобщего бесклевья десяток-другой хотя и мелочи, но все же.

Не все, конечно, так просто: сразу отработать приемы спортивной ловли, а тем более на безнасадочную мормышку, невозможно. Многие, потерпев несколько неудач кряду в применении этой интересной снасти, под любыми предлогами отказываются от нее. Мало кто хочет менять годами сформировавшиеся привычки, и люди просто привыкли покачивать удильником в одном и том же темпе, подсадив на мормышку универсальную насадку - мотыля. Так проще.

137-6-2.jpgЯ долго размышлял о том, как вообще может работать приманка при большой частоте колебаний. Если при колебаниях средней и малой частоты я, меняя мормышки различной конфигурации, подсаживая на них либо одного мотыля, либо пучок, либо бусинки или колечки из блестящей пластмассы, наблюдал за "игрой", то при увеличении частоты "игра" приманки терялась.

Трудно было назвать "игрой" теряющие всякий смысл хаотичные движения, но, продолжая увеличивать частоту колебаний удильника, я добился эффекта обратного тому, которого мы обычно добиваемся от "игры" мормышки, она вообще переставала двигаться, лишь мелко вибрировала. Добиться такого эффекта, мне кажется, можно, лишь практикуясь и наблюдая за результатами своих тренировок, поскольку на разной глубине важна не только частота колебаний шестика удильника, но и его вылет, и материал кивка, и амплитуда движений шестика, которую я уже по усвоившейся привычке регулирую пальцами.

Так вот, как мне кажется, именно эта вибрация и интересует рыбу, вызывая в воде какие-то акустические волны, которые она улавливает боковой линией. Сочетая эффект быстрой вибрации с подъемом-спуском или плавным покачиванием, можно добиться очень интересных и, главное, ощутимых результатов.

Приходя на водоем, я теперь пробую разные способы проводок, не зацикливаюсь на безнасадочной ловле, если не помогает, подсаживаю мотыля или опарыша, в общем, ищу. Ищу то, что на сегодняшний день на конкретном водоеме необходимо рыбе.

Что касается моделей мормышек, то самая-самая для меня лично - это "уралка". Есть несколько вариантов ее изготовления, они бывают чуть крупнее или помельче, есть обратная "уралка", имеющая изгиб в другую сторону, и все они, несомненно, хороши. К тому же уральская мормышка достаточно универсальна и для разной рыбы и водоемов.

Неплохи также тульские мормышки, мастера из этого древнего города и здесь не подкачали, изобретя и изготавливая практически идеальную мормышку для одной из самых капризных рыб - плотвы. Впрочем, на эту мормышку неплохо ловится и окунь.

Очень оригинальна мормышка "коза", но мне она как-то не с руки пришлась, и я пользуюсь ею крайне редко, так же, как и "чертиком".

Хороша мормышка "муравей", также имеющая множество вариантов изготовления. Ловлю на нее с удовольствием, она почти так же хороша, как и "уралка".

Почему не люблю "чертика" и "козу", скажу сразу, эти мормышки - разновидности вертикальных (то есть по типу "игры": поднял-опустил) мормышек, требуют совершенно особого подхода к работе с ними и пока мною еще просто не прочувствованы. Думаю, что с ними у меня еще все впереди.

Я прочитал немало литературы по приемам и методам ловли на мормышку, там приводится много выкладок, математических расчетов, размеров и чертежей, но все это было малопонятно. Больше предпочитаю живые наблюдения, тренировки, когда на кончике кивка ощущаешь и "игру", и еле различимые поклевки, когда выводишь крупную рыбу на лесочке-"паутинке", только пальцами гася мощные рывки сопротивляющейся рыбы, предпочитая доверять своей интуиции, навыкам ловли и рыбацкой удаче.

Рыбалка - это не математика, это искусство, ее не промерить цифрами. Поэтому мой совет мормышечникам: экспериментируйте, тренируйтесь, оттачивайте свое мастерство на практике, не измеряйте гармонию алгеброй. А в том, что рыбалка - это и есть гармония, гармония единения с природой и самим собой, я думаю, ни один настоящий рыбак не сомневается.

Владимир Сорокин, Владимирская обл.

Фото автора

Рыбалка круглый год №3(137), 2008 г.