Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Хозяин «Бараньих рожек»

Хозяин «Бараньих рожек»

Василий Зиньков, г. Рязань
Фото автора


Перед выходными у меня на работе, в строительном гипермаркете, появляется жена с внуками и торжественно объявляют о своем намерении срочнейшим образом отбыть на отдых в местечко на Оке «Бараньи рожки», что в Рыбновском районе Рязанской области.

Хозяин «Бараньих рожек». Василий Зиньков, г. Рязань Фото автора

Это место было хорошо известно широкому кругу как рыбаков, так и активно отдыхающих рязанцев. Река там описывает крутой поворот с широким пологим песчаным берегом с одной стороны и крутым, обрывистым с другой. Автор названия канул в лету, а «бренд» прижился. Возможно потому, что находясь на крутом берегу, кажется, глядя на реку, как будто от зрителя уходят вверх и в стороны завитые рога барана. Это, видимо, и подвинуло автора дать название интереснейшему месту на Оке. Прекрасный песчаный пляж простирается далеко по всему изгибу русла и собирает на лоне природы немалое количество людей. Это же место облюбовали рыбаки, ловящие белую рыбу на закидушки и днем, и ночью.

Сообщив мне неожиданную новость, планы у меня были другие, мои близкие исчезли в чреве магазина. Через некоторое время я уже помогал грузить в машину жены только что купленный шатер и походную газовую плиту. На меня возлагалось сразу же после работы снарядить моё транспортное средство туристическим скарбом и немедленно отбыть в известное место.

Сборы заняли приличное время, поэтому на месте был около 23.00. Мой семейный коллектив, давно ожидавший меня, тут же начал обустраиваться. Когда мои домочадцы улеглись, а я вышел посмотреть, все ли прибрано, да закрыть машину, и тут, в наступившей тишине, услышал всплески рыбы у берега. Наш бивуак располагался метрах в 30 от воды, в пылу обустройства я никаких звуков со стороны реки не слышал, а тут буквально оторопел. Всплески были почти непрерывны и нешумны.

Крадучись, приблизился к берегу, который был изрезан мелкими заливчиками, переходившими в косы. В каждом заливчике шло пиршество. Непрерывно плескалась некрупная рыба и с чавканьем пожирала малька. Я подумал, что это окунь, и полетел за своим «ультриком». С помощью фонарика быстро оснастил спиннинг, и назад к берегу. Первым ушел за рыбой воблерок-разведчик, зашел ей с тыла, прошел сквозь пирующие ряды, но вернулся в одиночестве. Снова и снова воблер пускался в ночное плавание и снова возвращался с голыми тройниками. Полная непонятка.

Достаю фонарь, освещаю кипевшую от всплесков воду и вижу белые серебристые бока прогонистых с ладонь рыб. Мать моя, так это же уклейка, а я-то на окуня разогнался. Вот зараза, думаю, днем ее жерех по всему побережью гоняет, а ночью она сама в роли хищника.

Через час, обескураженный, прилег рядом с безмятежно сопящими внуками, а через пару часов, когда первые предвестники зари нового дня обозначились, уже в скором темпе накачивал свою верную подругу - лодку. Вскоре она в абсолютной тишине нарождающегося утра рассекала парившую водную гладь Оки. Путь держу на ту сторону, где как раз напротив нашего лагеря впадает в Оку солотчинская старица, устье которой не может быть без рыбы. Оглядываясь на намеченное для рыбалки место, замечаю частые всплески - кажется я вовремя. На выходе в реку бурные воды старицы резко ударялись в сонное еще тело реки, образуя массу водоворотов и завихрений. Перед устьем в самом нужном месте торчала из воды небольшая коряжка, куда я максимально тихо и пришвартовался.

Стараясь малейшим посторонним звуком не нарушить идиллию разгорающейся охоты, оснастил «ультрик» и «махонький» воблерок, чуть крупнее малька, полетел за гущу сражения в самую середину быстронесущейся воды старицы. Ежесекундно ожидая рывка, кручу полторашную «Лагуну» - пусто. Делаю дубль номер два - аналогично. Еще несколько проходов безрезультатны. Меняю воблеры, попперы, а хищник входит в раж, такое впечатление, что мои поползновения в попытке его выловить только заводят его.

Ставлю мепсовскую вертушку № 1 - тщетно. Цепляю нулевку - тот же ноль. Достаю двухнулевку, и туда же. У меня уже нет сомнений - это жерех, некрупный, но именно он вот так вот, демонстративно, умеет игнорировать приманки и так хлестко бить по воде, оглушая малька. Два оборота и, оба на, сработали два нолика, рыба упруго заходила на леске. Наконец-то.

Полкилошка, не меньше, уверенно гнет чуткое удилище. Стараюсь как можно быстрее вывести противника за пределы театра военных действий, чтобы не распугал сородичей. Завожу в подсачек, ну, с почином, рыбачок. Понимаю, что для маститых рыбаков это не трофей, но для меня очень даже, трудовой, настоящий, тем более что считаю себя начинающим спиннингистом, поскольку этой снастью занимаюсь всего третий сезон.

Несколько последующих проводок холостые, но вот опять рывок, и очередной боец на кукане. Вдвоем им будет веселее, думаю.

Бой к тому времени почти сошел на нет. Переждем, скоро жерех опять начнет показывать свою удаль, только вот на что его ловить? Да, мудрая стала рыба. Дурашки давно уже на сковородках угомонились. Интересно, удастся мне еще одержать трудовую победу, или на паре штук все и закончится?

Сижу в лодке, совершенно открытый, не маскируясь, ловлю одной насадкой, а двоих обманул. Или я молодец, или хищника много, а, может, глуповат еще, не все понимает.

Между тем утро разгорается во всю ширь открытого передо мной, между кустами, неба. Бурлит, клокочет вода, многотонально, переливчато, - неугомонно нудят комары. На колышек возле берега присела маленькая, серенькая птичка и старательно начала славить утро. Резкий хлопок нарушает идиллию воссоединения меня с природой, птичка исчезает. Второй удар рыбьего хвоста не оставляет сомнений в том, что жерех отдохнул и опять ступил на тропу войны. Подождем еще пару - тройку минут, дадим бойцам войти в азарт, потерять осторожность и продолжим искушение.

Очередной заброс, постоянное ожидание рывка, постоянный напряг адреналина. Забросов много с нулевым результатом, но вот опять приятная тяжесть и быстрое вываживание, только с другими ощущениями. Все ясно, то солидная чехонь позарилась и пожаловала ко мне на кукан. Ну, что же, неожиданной гостье рыбак тоже рад. Следом садится еще одна, третья убегает прямо у борта лодки. На этом клев чехони обрывается.

Мудра стала рыба, ох, мудра. Стараюсь подбросить приманку, в как бы, недоступные места, но есть шанс повесить ее на куст, тогда рыбалку можно испортить. Заброшу-ка я в тенек куста свою блесенку, там ее еще не видели, может, поведутся разборчивые жерехи, и мы поборемся? Есть, удалось. Блесна падает почти на берег, я сдергиваю ее, боясь зацепить, и это стремительное движение вращалки обмануло очередного хищника. До чего же приятно ощущать тяжесть и сопротивление рыбы на тонкой, чувствительной снасти. Понятно, почему последние годы ультралайт приобретает все больше поклонников.

Бой жереха лишь на мгновение затих и возобновился с прежним оптимизмом, но единственную мою рабочую насадку он перестал замечать. Вновь и вновь я бороздил воды бурлящего устья разными приманками, но безрезультатно. Вскоре хищник угомонился, а было уже около восьми утра.

Направляюсь к лагерю, где вдоль берега неспешно прогуливаются двое - он и она, моя Петровна и верный пес Цезарь породы леонбергер. Пес он только с виду, совсем еще малый щенок, полгода от роду, но размер впечатляет и сейчас. Думаю, на следующий год  он будет сродни молодому льву. Ждут они добытчика с уловом. Сильно хвалиться нечем, но жаркое будет, хотя жерех на сковородке не впечатляет, однако, учитывая наше первобытное существование, оно будет востребовано.

Три часа беспробудного сна помогли мне обрести хорошую форму. Просыпаюсь, а мне мои домочадцы наперебой твердят о том, что крупная рыба плещется и плещется. Иду к берегу и воочию наблюдаю отменный бой жереха. Хищник, действительно, игнорируя купающихся, буквально рядом с ними охотится за уклейкой.

Снарядил береговой трехметровый спиннинг, забрёл в воду и старательно махал им по всем направлениям. Забрасывал и на всплеск, каждый раз ожидая хватки, и просто на удачу бороздя воду, понимая, что хищник тут буквально везде, рассчитывая прежде всего на его реакцию к посторонним на его территории. Если он бьёт рядом с купающимися, значит, он никого не боится, а раз так, то почему бы ему не обмануться на мои ухищрения.

- Ох, мудра стала рыба, ох, мудра, - приговаривал я без устали, пытаясь поймать эту всезнающую хозяйку окских вод. Фиаско и ничего больше получил я в итоге. Нет, эта рыба не даст себя уничтожить даже в наш хитроумный век, с нашими премудрыми орудиями лова. Слава жереху - победителю. Конечно, я не изощренный ловец, многого не знаю, ясно только, что голыми руками его не возьмешь, только какой-либо хитростью. Главное, подойти скрытно, чтобы была иллюзия его полного верховенства в ситуации, чтобы он полноценно считал себя хозяином этих вод и берегов, окских рыбных запасов. Потеряв надежду, откладываю спиннинг и лезу в воду. Доплыв до середины, поворачиваю обратно, и тут, буквально в полутора метрах от моего носа, хлесткий удар крупного жереха. Широкий хвост блистающей серебром рыбины невольно пугает меня, и я, отпрянув, истинно понимаю, кто есть хозяин «Бараньих рожек».

Возвращаясь домой, под монотонный шум мотора, думал о том, как река с ее обитателями пытается бороться за свою жизнь, приспосабливается ко всему, что творит неразумный хозяин земли своей - человек. Нет, она себя в обиду не даст, несмотря на попустительство властей всех мастей, будет жить река, непременно будет, только хотя бы самую малость люди, пользующиеся ее дарами, не гробили бы так самонадеянно и жестоко то, что им дает Создатель.