Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Ходил по снегу снегоход...

Ходил по снегу снегоход...

55-40-1.jpgНиколай Щетинин

Еще 15-20 лет назад в ходу у нижегородских рыболовов и охотников "на вооружении" были только "Бураны"?- трудяги-снегоходы, позволявшие забираться по снегу в сказочно богатые на рыбу и дичь места.  И выбора зимней техники, собственно, не было никакого: либо "Буран", либо лыжи. А теперь моделей снегоходов такое количество, что легко в этом разнообразии предложений и потеряться. Откуда взялись снегоходы? Какие бывают? Для чего предназначены? Где производятся? Об этом пойдет речь в настоящей статье. 

Современные снегоходы можно разделить на спортивные, горные, туристические и утилитарные (вайдтраки).

Спортивные снегоходы отличаются мощным (до 170 л.с.) и динамичным, чаще 2-тактным впрысковым, двигателем, малым (210-250 кг) весом, энергоемкой подвеской. Относительно узкая (380 мм) и короткая гусеница придает спортивному снегоходу хорошую управляемость и мощное ускорение, но  делает его беспомощным в условиях даже небольшого ''бездорожья''.

Горные снегоходы также обладают мощнейшими двигателями, имеют узкую (380 мм), но длинную гусеницу с высоким  грунтозацепом и малый вес, что обеспечивает им существенно лучшую, по сравнению со "спортами", проходимость. Однако некоторые нюансы подвески и управления указывают на основное предназначение этого класса - покорение горных вершин.

И туристические снегоходы полностью оправдывают свое название. Их назначение - прогулки по подготовленным трассам с наибольшим комфортом. Мощные и малошумные, в основном 4-тактные двигатели, подвески с большим числом регулировок, удобные посадочные места для 2 человек - все это предполагает максимально комфортное передвижение. Однако узкая гусеница (380?мм) и большой вес существенно ограничивают возможности передвижения по снежной целине. Глубина снега более полуметра для неопытного водителя может стать непреодолимой преградой. И вытащить такой ''лимузин'' из снежного плена иногда бывает довольно затруднительно.

55-40-2.jpgДля рыболовов и охотников самым перспективным видом, в плане эксплуатации,  безусловно, являются утилитарные снегоходы. Вайдтраки стандартно комплектуются гусеницей шириной 500 мм, в отдельных случаях - 600 мм (супервайдтраки), имеют пониженную передачу для буксировки грузов и движения в особо тяжелых условиях, возможность установки фаркопа.  Большой выбор двигателей (от простейших 500 кубовых, 2-тактных, воздушного охлаждения, до суперсовременных - 4-тактных, с системой электронного впрыска) позволяет подобрать снегоход под конкретные условия использования. При езде по лесу, пересеченной местности, глубокому снегу этим машинам нет равных.

На данный момент в мире есть четыре крупнейших производителя снегоходов - это BRP (Канада), Yamaha (Япония), Polaris (США), Arctic Cat (США). Самые популярные отечественные снегоходы - "Буран" и "Тайга" - выпускает ОАО Русская механика, "Рысь" - УМПО  г. Уфа. Зарубежные производители обеспечивают  примерно одинаковый высокий уровень технических характеристик и качества своей продукции. Российские производители, по мере своих сил, стараются приблизиться к иностранным аналогам.

В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на самых популярных утилитарных снегоходах различных производителей, обозначить характеристики и ориентировочные цены.

Самую широкую линейку вайдтраков (больше десятка) производит компания BRP под марками Ski-Doo (Канада) и Lynx (Финляндия). Двигатели, от 55-сильного карбюраторного до 102-сильного инжекторного "монстра" объемом 1300 см. куб., несколько видов шасси, различная комплектация определяют большой разброс цен: от 280 до 450 т. р.

Одним из самых популярных "утилитарников" BRP является Ski-Doo Skandik WT 600 suv. Двухтактный двигатель Rotax мощностью 90 л. с. является  одним из самых динамичных в своем классе. Рычажная передняя подвеска  обеспечивает хорошую управляемость, фаркоп и зеркала заднего вида идут в стандартной комплектации.

Основной минус этой машины?- высокая цена (342 т. р.). Например, более бюджетный вариант - Skandik WT 550 F - обойдется покупателю в 276 т.?р. Основное отличие от предыдущей модели - не самый мощный (55 л. с.) двигатель воздушного охлаждения и телескопическая передняя подвеска. Конечно, и такая подвеска очень надежна, но менее комфортна и более тяжела в управлении. 

55-40-3.jpgСнегоходы с шириной гусеницы 600 мм (cупервайдтраки) выпускает только BRP. Сверхширокая гусеница и телескопическая передняя подвеска делает эту машину №1 среди утилитарников. Достаточно высокая цена (от 412 т. р.), немалый вес, ограниченная маневренность, тяжелое управление (даже в сравнении с другими вайдтраками) предполагает использование этой техники именно в сверхсложных условиях.

В модельном ряду компании Yamaha представлены два полноценных утилитарника.

Это ставший уже легендарным Viking 540 III и VK Professional. Достаточно долго Viking 540 III оставался самой популярной иномаркой среди охотников, егерей и промысловиков. Viking, oборудованный простейшим, 46-сильным, двигателем воздушного охлаждения, неубиваемой подвеской, вместительным  багажником, на фоне отечественных "Буранов" казался вершиной снегоходостроения. Уже многие годы эта модель выпускается без серьезных изменений. Стоимость  - 239 т. р.

VK Professional - новое поколение утилитарников от Yamaha. Мощнейший 120-сильный 4-тактный двигатель объемом 973 см. куб. подразумевает сверхпроходимость в любых  условиях. Однако немалый вес (по разным данным от 360 до 397 кг) несколько настораживает. Вызволить такого красавца из снежной ловушки - задача, мягко говоря, непростая. Цена находится на высоком уровне, безусловно, соответствующем качеству Yamaha, - 410 т. р.

Еще одна Yamaha, которую можно условно отнести к утилитарникам,?- это BR250T Bravo Т. При первом взгляде на этого малыша кажется, что перед тобой детский снегоход. Да и технические характеристики не впечатляют?- узкая (380 мм) гусеница, 20-сильный 2-тактный двигатель, отсутствие электростартера и заднего хода. Oднако небольшой (175 кг) вес и узкая колея лыж обеспечивоют неплохую проходимость, для удобства пользователей предусмотреноы 2 топливных бака и вполне "взрослый" багажник. По утверждению реальных пользователей, этот малыш достаточно уверенно перевозит двух крупных мужчин  и внушительное количество снаряжения. Цена этого чуда - 139 т. р.

Американские производители Polaris и Arctic Cat ориентированы, прежде всего, на свой внутренний рынок. Многое километры подготовленных снежных трас не способствуют большому распространению утилитарников в США, но, тем не менее, они там выпускаются.

55-40-4.jpgBearcat - такое имя получили утилитарники марки Arctic Cat. Два варианта двигателей  Suzuki (2-тактный, воздушного охлаждения, 70 л.?с., и 4-тактный инжектор, мощностью 53 л. с.), а также различия в подвеске обуславливают разницу в цене:  Bearcat 570 LT -  255 т.р.  Bearcat WT - 346 т.р. Любителей быстрой езды по заснеженным просторам безусловно заинтересует Bearcat WT Turbo. Единственный турбированный утилитарник, он обладает отличной динамикой. Сказывается работа нагнетателя, поднимающего мощность двигателя с 53 до 110 л. с. Необходимость таких инженерных решений для утилитарного снегохода определяет сам покупатель. Цена - около 410 т. р.

Компания Polaris выпускает один-единственный утилитарник - Widetrak LX. Лицензированный японский двигатель Fuji, обьемом 488 см. куб., имеет жидкостное охлаждение, мощность 85 л. с. и считается одним из самых надежных за всю историю снегоходостроения. Небольшой вес (291 кг) в паре с достаточно мощным двигателем обеспечивает хорошую проходимость. Рычажная подвеска достаточно комфортна для водителя. По совокупности технических и потребительских характеристик, при цене 250 т. р., этот снегоход является одним из самых интересных предложений среди утилитарников на сегодняшний день. 

Теперь немного об отечественном производителе.

"Буран". Узкие рамки этой статьи не позволяют полностью раскрыть смысл этого названия, так хорошо известного большинству рыболовов, охотников, людей, трудящихся на заснеженных просторах. Насколько много заслуженных слов благодарности было сказано в адрес этого трудяги, настолько же много криков души о качестве и технических решениях! Поэтому ограничимся дежурной фразой о том, что "Буран" практически без изменений выпускается более 30 лет, стоит от 97 т. р. и регулярно находит своего покупателя. Кстати, "Буран", благодаря своей уникальной (архаичной?) конструкции, является  снегоходом вне привычных категорий.

Серийное производство снегохода "Тайга" началось в 1999 г. За основу конструкции был взят Skandik WT компании Bombardier. В результате снегоход "Тайга" получил довольно симпатичный дизайн и современную, на тот момент, общую концепцию. На сегодняшний день "Тайга" выпускается в шести основных комплектациях. Основные различия - мощность двигателя (39,43 и 50 л. с.) и наличие или отсутствие электростартера. "Тайга Патруль" оснащается гусеницей 600 мм, т.е. является отечественным аналогом супервайдтрака. Основной проблемой "Тайги" долгое время оставалось качество производства. Частично этот вопрос решается  установкой импортных комплектующих (карбюраторы, зажигание, ремни вариатора). Стоимость "Тайги" -  от 130 до 170 т. р.

Снегоход "Рысь" Уфимского Моторостроительного предприятия - полностью отечественная разработка. Отсюда основные минусы: непродуманность многих конструктивных решений, дизайн из далекого прошлого, нестабильное качество сборки. Цена (в зависимости от комплектации) - 120-145 т. р.

Несмотря на явное превосходство зарубежных снегоходов в технических и потребительских характеристиках, большую часть рынка продаж (по разным данным от 70 до 85 % ) занимает именно отечественная техника. Цена техники и стоимость ремонта - вот основные (и, видимо, единственные) аргументы в пользу российских снегоходов.

Заканчивая статью, хочу подчеркнуть два момента. Первый. Выбирая снегоход (а выбрать, как мы убедились, есть из чего), мы должны учитывать отнюдь не только личные предпочтения. Бешеная динамика турбированного "кота" (Bearcat WT Turbo) бесполезна в лесу, а тяжелый неповоротливый супервайдтрак не доставит удовольствия при езде в чистом поле.

И второй момент. Правильный выбор и своевременное обслуживание снегохода  позволит долго наслаждаться неповторимым чувством покорения снежной стихии...

 

ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ СНЕГОХОДА считается канадец Жозеф Арман Бомбардье, который в  1923 году в совсем юном пятнадцатилетнем возрасте соорудил некое подобие снегокатной машины из старенького автомобиля. В 1937 году Бомбардье запотентавал резиновое гусеничное полотно и обрезиненные колеса привода, освоил мелкосерийное производство снегоходов под торговой маркой Ski-Doo. Свою современную принципиальнуй схему - две лыжи, одну гусеницу, посадку мотоциклетного типа, двигатель, расположенный впереди, снегоходы позаимствовали от первой массовой модели Ski-Doo, выпущенной еще в далеком 1960 году.