Ход донского карася
Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора
С утра немного покапал дождик. Вернее, реденькую морось пронесло довольно сильным ветром. Неблагоприятный прогноз погоды вполне оправдывался. Вообще-то, не питая иллюзий на субботний день, я хотел выспаться вволю и поехать на рыбалку не раньше обеда, но что-то необъяснимое подняло около шести утра. А это совсем ни туда, ни сюда. Ехать к запланированным местам полтора часа, какая уж зорька. Ну, а коль встал, чего по дому бесцельно слоняться, поехал.
Дорогой местами обнаруживался дождик. Такими резкими полосами: десяток километров сухо, пяток - мокро. А ветер дует от души. Но, несмотря на природные неурядицы, народу на Дону - негде приткнуться. Все уже в курсе: «пошел» карась. В это время, независимо от умения и даже вообще любви к рыбалке, как к самому процессу, все поголовно вдруг становятся рыболовами. Когда идет карась, клев бывает невероятно «дурным», для любителей набивать морозилки впрок лучшего не придумаешь, а тихо и спокойно посидеть у воды в это время никак не получается. От реалий никуда не денешься, приходится мириться, на рыбалку-то все равно тянет. В прошлом году карась здорово клевал в мае, а потом как-то вовсе исчез и начал кое-как полавливаться только к концу лета. Как оно получится теперь, не угадаешь, а опоздать никому не хочется, отсюда и аншлаги.
Машин вдоль Дона - великое множество. Выбирать не приходится, сел, где свободно. Место досталось совсем невзрачное. Река - это же не просто вода между берегами. Яма, вход или выход из нее, обратное течение или хотя бы его замедление, интересная бровка - сулят определенные перспективы. А тут - ничего, простой прямотек. Для стоянки рыбы малопригодно, но на проходной косяк все же можно рассчитывать.
Обустроился, замешал прикормку. По карасю работают и «клубника», и «тутти-фрутти», и «чеснок». Сегодня в моем активе какая-то базовая прикормка с неопределенным запахом. Для большей привлекательности накапал в нее из пузырька анисового масла. Тоже очень даже рабочий запах. Набил кормушку и забросил фидер. Сторожу глазами согнувшуюся вершинку. Не клюет. Впрочем, у соседей тоже. Ближайший, правда, вытащил густерку, и карась сошел у берега, но это все. Меняю червя на опарыша и наоборот. Поводок поставил около метра. Обычно для карася применяю более чем вполовину короче, но рыбачившие накануне ребята категорично утверждали, что работал исключительно длинный. Соврать не должны бы, но день на день не приходится. Решаю поменять поводок, и на выматывании снасти происходит поклевка. Прямо стукнуло в руку. Карась! Наверное, «шарик» бы работал отменно. Но с берега не очень-то в покаток поиграешься.
Внезапно налетел ураганный ветер. И сразу ударил дождь. Лезу впопыхах на кручу и прячусь в машину. Ох, и круговерть! Деревья гнет, как траву. Какая-то птичка, спеша домой, пытается взлететь, но ее порывами ветра раз за разом отшвыривает за обрыв. И она, отчаявшись, сложила крылья и пошла по траве пешком. Ящерица и та как-то по-пластунски проползла. Все это немного отвлекает от мыслей, что еще немного и машину опрокинет в Дон. Хорошо, своим центнером дополнительно придерживаю.
Стихло. Дождь закончился. А люди как-то массово стали уезжать. Пожалуй, можно поискать местечко поинтереснее, пока новая партия страждущих не прибыла. Сматываюсь и переезжаю.
Берега просто усеяны рыболовами. Я внезапно вспомнил, что длина Дона составляет почти две тысячи километров, и содрогнулся. Здесь и местные, и даже из соседних областей. Встретились коллеги по работе. Они были с ночевкой и уже собирались домой с активом в одного окуня на двоих. Правда, сообщили, что другие время от времени ловили карасей, но надо забрасывать подальше. Хорош подход, авось, найдем, найти бы, куда втиснуться. Приметил достаточную прореху, но вышел на нее одновременно с только что приехавшими. Не сказав друг другу ни слова, поделили место по совести. У меня только один фидер, а у соседа три донки. И у многих две, три, а то и пять. Батареи целые, как зенитные орудия, на берегу выстроены. Ладно, что нарушение нерестового запрета, при котором разрешено ловить всего на один крючок, так хотя бы задумались над тем, что не одни на всю реку, зачем другим мешать обилием снастей, когда и так места не хватает. Это не пруд, какую кормушку ни поставь, все равно снасть сносит течением, и лески поневоле стоят наискосок. Забросы приходится делать с поправкой, но в тесноте снайперская точность плохо реализуется. Из-за этого случаются перехлесты, а взаимные упреки не всегда заканчиваются одними словами. Ладно, приноровимся.
Соседи ловят, и те, что справа, и которые слева, а я нет. Смотрю, поводки у них очень короткие, крючок получается всего в десяти-пятнадцати сантиметрах от кормушки. Ну, как обычно. А у меня поводки длиной до метра. Как знатоки от души насоветовали, так и сделал. Укорачиваю до минимума. Черви, опарыш, бутерброд из них, пенопласт уже в дело пошел. Пусто все равно, чуть дернет, а продолжения нет. Что-то не так, но что?
Подошел сосед.
- Не клюет?
- Нет, - отвечаю, - не хочет.
Он наклоняется к самому уху и тихо спрашивает:
- А опарышей сколько цепляешь?
- Штук шесть-семь, как обычно.
- Наживи два, максимум три, мы с вечера сидим, уже все перепробовали, только так заклевало. И поводок ставь только очень короткий, чтобы крючок у самой кормушки был.
Следую доброму совету, и … вот, какая разница карасю, сколько на крючке личинок? Рыба вполне взрослая, особи от трехсот до шестисот граммов, а временами и крупнее, для нее всегда было, чем объемнее наживка, тем она заметней и лакомей. Но сегодня все не так. Почему? Наверное, из-за непогоды. А главное, я наконец-то начинаю ловить.
Ветер не прекращается. Он несет по небу серые тучи, от которых временами протягиваются к земле темные полосы - там льет дождь. Под тучами пасмурно до такой степени, что становится совсем незаметной стоящая на фидере ярко-желтая плетенка, приходится то приседать, то вставать, приглядываясь, не снесло ли слишком далеко по течению сюрпризом соседям. А еще под тучами ощутимо прохладно и куртка становится совсем не лишней. А, когда появляется солнце, в куртке уже жарко. Согрелся - снял, замерз - надел. Такое вот чередование. И радуга загоралась несколько раз. Только ветер неизменен. Но и в этом есть плюс - всех летучих кровопийцев посдувало за самый горизонт.
Клюет! И это хорошо! Карасевая поклевка на течении всегда ярко выражена, сегодня, может, немного поосторожней, и даже фидер ни разу со стойки не сорвало. Но все равно амплитуда размаха вершинки впечатляет. По всему берегу раздаются трели бубенчиков, установленных на донках, но это все от лени наблюдателей и избытка снастей. Даже самый дубовый «крокодил» карасик на поклевке сгибает в дугу. Как тут можно прозевать, разве что основательно придремав в холодке.
Сегодня в уловах почти исключительно карась, мало кому попалась одиночная густерка или бирючок. Соседи рассказали, что я сел там, где утром не поймавший ни одного карася мужик сумел вытащить сазана. Поинтересовался, какого примерно веса трофей, на что получил исчерпывающий ответ: «Ну, какой вес? Сазан, он и есть - сазан!» Это означает, что, наверное, хороший такой. Хоть бы уж руки для полного удовольствия развели, рыбаки!..
Сколько в этом сезоне продлится клев донского карася, никому неизвестно. Разлива не было, уровень воды в Дону очень низкий. В прежние годы карась заходил стаями в малые реки и неплохо ловился почти повсеместно. Сейчас речушки обмелели катастрофически, и рыба в них попросту не идет. Только самая отчаянная умудряется как-то проползти по мелякам. Что будет дальше? Поживем - увидим, время покажет. Остается надеяться на лучшее, оптимистам всегда везет!