Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Хариусы Писта-йоки

Хариусы Писта-йоки

Вадим Назаров, Ивановская обл. 

Длинный приполярный день перешёл за половину, и солнце лениво ползло к зубчатому краю таёжных далей, когда мы выехали на высокий каменистый берег Пистайоки. Здесь дул прохладный ветерок, и серые столбы проклятого гнуса сносило в сторону. Неширокая, но быстрая и шумная река здесь, возле моста, прорывалась сквозь розовато-бурые неровные гранитные глыбы, вскипая пеной и кружась водоворотами.  

хариус

После многих километров таёжных дорог, лесовозных “усов” и “лежнёвок” через болотные топи, здесь так захотелось отдохнуть, размять ноги и спины, что я тронул нашего водителя за плечо и попросил остановиться. 

– Давай, Саша, хоть на речку-то глянем. Жаль, что удочек у нас с тобой нет, а то бы харьюзишек непременно поудили. Уж больно хороша она тут, эта самая Писта-йоки. Никаким сибирским таёжным рекам не уступает. Ты сам-то сюда ездишь? Редкостной красоты речка… 

– А мы и теперь на ней поудить можем. Было бы желание! – рассмеялся он и вытащил откуда-то из шоферской “заначки” пыльный чехол с удочками. – Ты разве забыл, Вадим Василич, что настоящий карел никогда хорошую рыбалку не пропустит. Это у нас в крови. Я ведь знал, куда мы поедем. И червячишек малость накопал. Они у меня во мху влажном в мешочке приготовлены. А хариусы здесь действительно есть, тут ты правильно отметил, хоть вроде бы и не бывал никогда в этих местах. 

– Тут, Саша, опыт помогает. Я почти четырнадцать лет в Туве жил и на саянских реках всякой рыбки половил. Особенно мне тамошние форели-ленки запомнились, ох и хороши! До трех килограммов иные попадались! Красавцы! Розово-серебряные, в пятнышках красных и чёрно-коричневых… 

– Я читал, что лохи тамошние, ну, лососи по-нашему, до пуда и больше бывают? Неужели правда? Ловил таких? 

– Правда, – говорю. – И до пуда, и намного больше бывают. Одного моего знакомого большой таймень (так енисейского лосося там величают) сорвал с отмели и утопил. А другой старый рыболов, тоже мой приятель, ловил тайменей и по два пуда весом. Сам-то я, врать не буду, таких больших не ловил. Самый большой мой таймень на восемь с небольшим килограммов был. Местные рыбаки таких “таймешатами” называют… 

Сашка недоверчиво усмехнулся. – Хвастуны. Ишь ты – “таймешата”! Такая-то рыбина. Дядька мой когда-то поймал на Куйтто-ярви лоха на восемь-то кило! Так все знакомые посмотреть на него пришли. Ох, и рыбина была! А тут гляди-ка – таймешонок! Однако давай-ка, Василич, удочки наладим. Самое время хариусу клевать… 

Здесь я должен, рассказать о своем спутнике – шофёре редакции Калевальской районной газеты Саше Никутьеве, считавшемся лучшим рыболовом-удильщиком в Калевале. Карелы почти все рыболовы, вернее сказать, рыбаки, но ловить предпочитают сетями, которые там ограниченно разрешены, а вот настоящих удильщиков среди них мало. Почти каждая карельская семья имеет свою кямппя – избушку на озере или реке, часто даже не одну, свои традиционные места ловли. Они хорошо знают эти места, знают время “хода” той или другой рыбы. Ловят умно и по-хозяйски расчётливо, без жадности и браконьерства. Рыбы всегда хватает всем. Тем более, что озёр в этом таёжном краю столько, что многие даже названий не имеют, и чтобы различать их, просто привязывают к километровым отметкам автомобильных или железной дороги. Так и называют – Десятое озеро по Юшкозёрской дороге или Седьмое по Письмагубской. И всем всё понятно. Это особенно касается небольших бессточных озер – “ламбушек” (от карельского “лампи” – небольшое озеро). Впрочем, многие такие ламбы размерами ничуть не меньше среднего российского озера. 

Никутьевы – одна из старинных карельских семей, обосновавшихся здесь, на берегах Куйтто, с незапамятных времён. Саша великолепный знаток всех рек, озёр, дорог и троп километров на сто в округе. Не случайно именно его пригласил в ту пору шофёром на редакционную машину тогдашний редактор, а позже известный карельский писатель Павел Леонтьев. Кстати, примерно в то же время Павел пригласил поработать в редакции и меня. Удочки у Саши были самые обычные. Четырёхметровые стеклопластиковые “телескопы”, без всяких катушек, с небольшим запасом грубой лески, закреплённой прямо к концу удилища. Крючки 78 номера, и здоровенные, почти не обработанные бутылочные пробки в качестве поплавков. Должен признаться, что такие снасти поначалу меня откровенно шокировали. 

Заметив, как я разглядываю предложенную снасть, Саша рассмеялся. – А ты на пробки-то не смотри! Не в них дело, просто ловить уметь надо. Леска, правда, хреновая. Давно надо бы в Петруской съездить да купить и лески хорошей, и крючков, да всё некогда. ( Петруской – карелы называют столицу Карелии Петрозаводск, – Прим. автора). Да ты на это внимания не обращай. Увидишь, как я ловлю, – и у тебя всё получится. Смутила меня и наша, совсем не рыбацкая, на мой взгляд, экипировка, но Саша и тут уверил, что всё нормально. 

– Сапоги нам с тобой здесь не понадобятся, в них скорей ноги поломаешь по камням-то прыгать. Тут самое хорошее – кеды на мягкой резине или хоть калоши с верёвочками. Ведь берега-то – сплошной битый камень. Ну ладно, и в ботинках сойдёт. А уж комарьё потерпеть придется. К реке спустимся, там его поменьше будет. Да мы долго-то и не задержимся. На уху надёргаем и в Калевалу. До темноты надо вернуться, а то Леонтьев ругаться будет. Ну, тут уж нам не так далеко осталось – километров тридцать, не больше. 

Саша ловил на обычную поплавочную удочку без особых премудростей. Он просто облавливал суводинки и водовороты за крупными камнями, делая примерно метровый спуск... И хариус не заставлял себя долго ждать. Он хватал червяка жадно, стремительно утаскивая поплавок и часто сдёргивая насадку. У меня поначалу получалось много сходов. Саша обладал великолепной реакцией и вскоре поймал штук пятнадцать харьюзишек-“белячков”, как называют таких в Сибири, размером с ладошку и мельче. Меня же такая ловля стала раздражать – река великолепная, а ловится мелюзга! И вспомнилась рыбалка на реках Тувы. Ведь и там у некоторых рыболовов подобное получалось! И нас всегда ходовая донка выручала. И здесь должно бы получиться! 

Саша поначалу отнёсся к моему способу весьма скептически. 

– Брось мудрить, Вадим Василич. Здесь все, как я ловят. И никто не жалуется. А удочку зачем портить? Лески и так мало, так что ты уж мне удочку-то не порть. Тут мы так привыкли, и никто не обижается! Ловим не худо, не жалуемся… 

Насилу уговорил его, пообещав, что привезу ему из Борового целую катушку хорошей лески и пачку крючков. Только после этого он вздохнул и махнул рукой. – Валяй! 

И тогда я переоснастил его удочку на “ходовую донку”, хотя и весьма грубоватой оснастки, так как не было вертлюжков для крепления грузила и поводка, да и леса была слишком толстой. Но иного выхода просто не было. 

И ведь выручила меня “ходовая донка”, не подвела. На третьем или четвёртом уже обловленном Сашей месте зацепил я первого хорошего хариуса – граммов на шестьсот! А в водовороте за крупным гранитным камнем и вовсе красавца вытащил, явно больше килограмма. Тут и Саша забеспокоился. Хариусы-то у него исправно ловятся, но все мелюзга. А я за ним следом иду, и такую рыбу ловлю! Ещё на одном удачном местечке я сига побольше килограмма вытянул. И тогда Саша не выдержал, подошел ко мне и попросил и его удочку “по-сибирски” переоснастить. Ученик он получился отличный, технику ловли освоил сразу и похвалил сибиряков за смекалку. 

– Головастые мужики! Надо же – всё просто, а в любое уловце подсунешься! Быстерь ли, водоворот ли…Толково придумали. Надо будет получше удочку-то оборудовать… Ну, теперь и я куда угодно насадку подкидывать буду! И уже вскоре одного за другим двух хороших хариусов вытащил. 

Так потихоньку спускались мы по берегу Писта-йоки, отмахиваясь от обнаглевших комаров, воспользовавшихся тем, что ветерок на реке стих. И ещё один хариус перекочевал из реки в сумку, а следом за ним и хороший сиг. Но закончился перекат, и течение, успокаиваясь, медленно закружило в глубокой яме. Забрасывать ближе к середине я не мог – не хватало длины лесы. Стал ловить у крутого свала берега, ни на что особенно не рассчитывая. Но почувствовал знакомое “царапанье” по леске. Подсек – и вытащил красивую, как елочная игрушка, рыбку, золотисто-зеленую, в темных пятнышках, однако с большим, плотно усаженным мелкими острыми зубами ртом. Форелька! Но какая же она маленькая – с палец! Иди, живи, малышка! Отпустил одну, а за ней попалась вторая, третья! Понятно, что и этих я аккуратно отцеплял и в реку отпускал. Увидев это, Саша неодобрительно покачал головой. 

– Ты чего, Вадим Василич, форелей-то отпускаешь? Ты не смотри, что она мала, это самая настоящая “радужная” форель. Она здесь почему-то больше и не вырастает. 

Признаюсь, я Саше не поверил. Ну, как может быть такое, чтобы в хорошей реке и форель вырасти не могла? Не может быть такого. И продолжал выпускать этих, как мне казалось, недомерков, чтобы они ещё подросли. Тем более что рыбы у меня и на уху, и на жарёху было уже достаточно. На том и закончилась наша с Сашей рыбалка на Писта-йоки. Запомнилась она мне и красотой реки, и хорошим клёвом хариуса. Но, к сожалению, порыбачить больше мне на ней не удалось. Вскоре я уехал снова работать в Сибирь, а Саша в письмах рассказывал о замечательных уловах и там, где мы ловили, и в верхнем течении этой замечательной реки. Если кому-то из читателей захочется узнать, где находится эта северная река с непонятным названием Писта-йоки, готов рассказать. Это северо-западная часть республики Карелия близ российскофинской границы. Это Калевальский район республики. Доехать сюда легче всего поездом от Санкт-Петербурга до станции “Кемь”, а от “Кеми” до Калевалы либо рейсовым автобусом, они ходят регулярно, либо нанимать машину. Из Калевалы добраться до Писта-йоки можно либо на лодке по озеру Куйтто, а от устья реки вверх по течению до порогов пешком, либо на машине по дороге на посёлок Войница. Первый маршрут длиннее, труднее, но интереснее. Преимущества второго в том, что уже через час езды вы окажетесь на мосту через Писта-йоки, прямо у порогов, на которых можно успешно рыбачить. Добавлю, что и река Войница, до которой от моста через Писта-йоки останется километров двадцать, тоже замечательная, живописная и очень богатая рыбой. Обе эти реки впадают в озеро Верхнее Куйтто – настоящую жемчужину Северной Карелии. 

Всего же озер рек и речушек в Калевальском районе великое множество, и рыбалка на большинстве из них интересная и удачливая. Но не забывайте о накомарнике и червях для рыбалки – лучше прихватить их с собой. Всё же Калевальский район – Приполярье, и здесь не всегда их можно накопать. 


РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 18(344), 2016 г.