Хариус – мал золотник, да дорог
Автор: Татьяна Соколова
Мы, конечно же, заберемся подальше, в верховье реки Бикин, в самое сердце Сихотэ-Алиня. Каких-то 600 км от Владика по трассе, 200 км по тайге и еще 300 км вверх по реке. Как говорится, для бешеной собаки семь верст не крюк... Прибавим сюда 11 часов перелета от Питера, помножим на чешущиеся от нетерпения руки – и получим сдвинутых на всю голову рыбаков, готовых ради своей страсти абсолютно на все. Стремительно летящие навстречу корчи*, коварные заломы*, ливень с холодным ветром, ломающиеся пару-тройку раз моторы – все ради заветной цели нашего путешествия. На богомолке испросим у богов благословения, положим конфетку, повесим воблерок и пригубим по глоточку беленькой. Так-то оно надежнее. Удэгейские боги – народ серьезный.
В сентябре обильное наводнение, вызванное проливными дождями, сменилось засухой. Глубина реки составляла в среднем 60–80 см. Даже для этих мест это очень мало. Хотя попадались ямы до 4 м. В них можно половить крупного ленка и хариуса.
Хариус. Маленький, вертлявый, но красив, как бог! А как умен, изворотлив, хитер! И его можно понять.

В Приморском крае обитают около 300 видов ручейников. Кстати, большое количество ручейников говорит о благоприятном экологическом состоянии рек. К столу жалуют и хариус, и ленок. А во главе этого стола коварно развалился Его величество таймень. Вперед, хариус! Вот он, ручейник! Увидел, ринулся, схватил, юркнул – и был таков! Все успел! Повезло. А ну, еще раз. Главное – внезапная атака и мгновенная ретировка. Опять получилось. Фартовый парень! Недаром некоторые экземпляры хариуса достигают 60 см. Хотя его обычный размер 25–30 см. Теперь сытому хариусу можно немного расслабиться на мелком перекате. Хищник покрупнее вряд ли туда сунется.
Наша команда расположилась на перекате и его окрестностях. Дима Сокур с любимой 4-метровой “глухой” карбоновой удочкой класса альборелла занял место посередине переката. У Димы свои рыболовные традиции.


В это же время Маша – краса и гордость магазина “Клевое место” во Владивостоке – спустила в ту же самую струю крохотульку Still 1,4 грамма – самый маленький в мире суспендер. Спиннинг Fieldream закивал в такт воблеру. Никакой проводки. На счет три хариус забрыкался по перекату, пытаясь сбросить тройник на мелководье. “Маруся! Как же так получилось?” – удивлялась я. “А подумала, что Still такой маленький, худенький и юркий, очень похож на малька хариуса. А рыбы ведь едят своих же мальков? Воблерок держался около поверхности, как и мальки хариуса. Проводка не нужна. Струя сбрасывала воблер, а спиннинг амортизировал и возвращал воблерамалька на место. Так что все было по-настоящему, как в природе”. Ну, что тут скажешь, умница! Вот так, с одной струи, Женя и Маша достали еще штук 15 хариусов.
Дмитрий, посмотрев на результаты ребят, решил превзойти всех. С новыми снастями Дмитрий гордо выдвинулся на середину все того же волшебного переката. В руках – наилегчайший параболик Fieldream 59UL 0,6–2 г, 1000ая катушечка от Shimano, лесочка 0,17 от Byron. На карабинчик на ролике Cross Lock Rolling Swivel “0” прицеплен тонущий воблерок Yawn.

“Маша! Помути немного!” – попросил Дима. Маруся принялась пританцовывать, одновременно вытаскивая очередного хариуса. Дмитрий послал воблерок на пару метров впереди Маши. Хвала параболическим форелевым спиннингам! Как нежно они управляют приманками, давая им возможность проявить себя во всей красе! Медленная, с длительными паузами проводка, кончиком спиннинга чуть вниз, как бы “запятая”. Малыш Yawn, деликатно облизывая камушки, благо глубина 20–25 см, рыскал по дну, замирая на паузах. Хариус схватил “короеда” прямо у Маруси под ногами.
Люблю неспешные разговоры за вечерним чаем у костра в приятной компании. “Разбор полетов” у нас превращается в дискуссионный клуб. Каждому есть, что сказать, чем поделиться с командой. Дима у нас – стратег, про хариуса может многое поведать. Про уютные местечки стоянки крупного хариуса, как, например, сегодня, на границе между течением после переката и ямой. Здесь хариус караулил пищу. Еще одно сладкое местечко – за большим валуном.

Летом, в жаркие месяцы, по мере прогревания воды часть хариуса поднимается в верховье рек, а другая заходит в ключи, где температура воды значительно ниже. Там хариус и продержится до середины осени. Устья ключей – настоящее хариусиное “эльдорадо”. Постоянный приток свежей чистой воды, которая на выходе приобретает голубовато-изумрудный оттенок, притягивает большое количество крупного хариуса. Но будьте осторожны. Когда хариус не на охоте, а на отдыхе, он невероятно пуглив. Попробуйте замаскироваться за камушком или кустиком, пригнитесь, встаньте на одно колено и забросьте мини-воблер метров на 10–12. Проводка аккуратная, медленная, с редким деликатным подергиванием. Вроде как малек на отдыхе. Спиннинг лучше иметь мягкий. Спиннинг быстрого строя заставит приманку резко суетиться, что может вспугнуть хариуса. С цветом приманок можно экспериментировать. От спокойных натуральных расцветок до гламурных кислотников. Не забывайте про зелено-коричневые и черные – в тон насекомым.
Дмитрий – эксперт по хариусу. Вся команда с удовольствием слушает его рыболовные рассказы. Главное, Дима старается дать ответ на вопросы: что? где? когда? зачем? и почему? “Для меня основное правило, – говорит Дмитрий, – не загонять себя в определенные рамки, а мыслить шире. Мировые производители рыболовных снастей поставляют сегодня на рынок огромное количество рыболовных приманок. Начну с расцветок. Я выделяю их несколько типов:

2. Раздражители (агрессивные раскраски). Как правило, в расцветке таких приманок ярко выраженные красно-оранжевые тона. Особняком стоят легендарные кислотники.
3. Нейтральные. Не имитирующие конкретных особей. В цветовой гамме, как правило, присутствуют холодные оттенки.
4. Хамелеоны. Такие приманки при различном освещении и под определенным углом могут принимать разные оттенки.
Теперь главный вопрос: какой же цвет выбрать? Лично для меня смешно выглядят те рыболовы, которые считают, что цвет приманки должен повторять только ту раскраску рыб, которые имеются в водоеме. Еще смешнее выглядит их аргументация, что-то вроде: рыба не поймет, что это такое, и проявит полное равнодушие. Или еще лучше: рыба испугается и убежит. Если немного утрировать, то интересно представить тайменя килограммов, так, на семь, падающим в обморок при виде воблера окраски Red Неad!"
Я тут же согласилась с Димой. Утром, когда мы в поисках тайменя “бомбили” глубокий берег плеса, за воблер Saruna 125 цветом черно-красно-оранжевое золото прицепился хариус не более 30 см. Такой же хариус сел у Сережи Соколова на воблер Saruna 125 цвета Red Head. Отважный хариус не падает в обморок!

Маша закивала головой: “Я тоже так считаю. Но еще очень важно соответствие спиннинга и приманки. Вот, например, сегодня на струе у меня был мягкий спиннинг Fieldream и прогонистый малыш Still 1,4 г. Спиннингпараболик дал возможность воблеру не просто метаться на привязи на струе, а показать всю индивидуальную выразительную игру. Было солнечно, поэтому я взяла полупрозрачный воблер, в цвет малька. Если бы дело было к вечеру, я нацепила бы “хамелеона”.
Евгений веско изрек: “Хариуса в реке много, и народ думает, что поймать его просто.

Тут мне сразу вспомнился Костя Кузьмин, когда у нас под Питером на реке Нарова он вывел щуку больше 5 кг форелевым спиннингом на лесочку 0,15. Это было незабываемое зрелище. Одно слово – мастер.

Завершающий аккорд в нашей дискуссии принадлежал Маше. “Я вообще считаю, что в рыбалке все должно быть красиво, – сказала она, подавая на стол сковороду с жареным хариусом, – и хариуса надо жарить только с головой и с хвостом. Вон какие красавцы”.
“Завтра будем сплавляться по реке, поищем небольшие ручейки, перегороженные заломами. Придется полазить по тайге, пока не выйдем на крупные протоки. Там сложные системы разветвлений, и наверняка набредем на хорошие ямки. Я, помнится, с одной такой ямы достал штук 50 хариусов”, – прихлебнул чай Дима. Все сразу оживились, размечтались. Озаботился только наш друг и гид Серега: “Вы там особо не разбредайтесь. Знаю я вас. Полезете, где черт ногу сломит. Зверья полно. Аккуратнее. Ножи и оружие не забудьте. Хотя, что говорить, все равно мне вас прикрывать”. Но это, уважаемый читатель, будет уже другая история.
Окончание следует
*корчи – поваленные водой деревья, несущиеся по течению;
*залом – корчи, забившие проход на повороте реки;
*толоконь – нарезанное сырое филе хариуса, ленка. Подается с соевым соусом или с солью и репчатым луком (национальная удэгейская закуска)