Характеристики ледобуров
В прошлый раз мы говорили об одном из основных параметров ледобуров - их диаметре. И решили, что выбор диаметра инструмента во многом определяется выбором объекта нашей охоты. Если участвуем в спортивных соревнованиях, выбираем бур 90-100 мм, если бегаем за окунем - 115 мм, если ловим густеру - 130 мм, а если леща или щуку - то 150, и т.д. Но диаметр ледобура, конечно, не единственный рабочий параметр ледобура, есть и другие. О них сегодня и пойдет речь.
Ледобуры различаются по направлению вращения. Традиции сложились таким образом, что отечественные ледобуры, начиная с легендарного "Ленинградского" и заканчивая новыми "Барнаульскими" и "Голдмиксами", имеют вращение против часовой стрелки. Т.е. левая рука лежит на верхней ручке, а правая совершает круговые движения в левую сторону.
Из импортных ледобуров у нас широко представлены шведские Mora и финские Rapala. У них вращение "обратное" - по часовой стрелке.
Если рыболов всю предыдущую практику пользовался отечественным ледобуром, а затем перешел на импортный, первое время он будет испытывать некий дискомфорт от "неправильного" вектора вращения. Однако уже через десяток-другой лунок будет приобретен необходимый навык обращения с новым инструментом. То же самое происходит и при переходе с импортного ледобура на отечественный.
Ледобуры бывают двуручные и одноручные. У одноручных ледобуров верхняя рукоятка расположена в оси шнека, поэтому верняя рука лишь придерживает инструмент во время бурения лунки, в то время как нижняя рука выполняет всю работу.
Иначе устроены двуручные ледобуры. Верняя рукоятка у них вынесена за ось шнека. Сначала это может показаться неудобным: бур при отсутствии необходимого навыка начинает "гулять", его трудно во время бурения держать строго перпендикурярно плоскости льда.
Однако очевидны и преимущества данного вида ледобура, поскольку нагрузка при бурении равномерно распределятеся на обе руки. Особенно это преимущество двуручного ледобура сказывается при бурении толстого февральского и мартовского льда.
Ледобуры различаются по углу наклона лопасти шнека. Некоторые спортивные ледобуры небольшого диаметра имеют очень резкий, крутой угол наклона лопасти шнека. Это дает возможность быстрее бурить лунки в жестком льду, однако может тормозить работу при работе по мокрому льду. Впрочем, для диаметров 90-100 мм это обстоятельство не может быть критичным.
Длина ледобура. Последние лет десять в Средней полосе такие зимы, что длины стандартного ледобура, будь то "Голдмикс" или "Мора-эксперт", вполне достаточно для сверления даже мартовского льда. А вот лет двадцать назад льда к концу зимы намораживало столько, что добраться до воды удавалось стандартным ледобуром не всегда. Изгиб ручки ледобура уже упирался в лед, а лунка все еще не была просверлена...
В настоящий момент и наши, и импортные производители изготавливают модели увеличенной длины для бурения особо толстого льда. В Сибири такие инструменты должны быть востребованы, в Средней полосе такой бур не нужен - лишняя длина приводит к увеличению веса всего инструмента.
Есть и другое решение вопроса: буры с надставышами, увеличивающими рабочую длину ледобура до полуметра.
Ножи ледобура. Цена ледобуров. Универсальными, хорошо проходящими и сухой, и мокрый лед считаются ледобуры импортного производства. Такие сферические ножи, к сожалению, и стоят намного дороже обычных. Финская Rapala вообще комплектует свои инструменты не ножами, а головкой (коронкой) с режущими плоскостями - стоит этот расходный компонент в магазине столько же, сколько недорогой отечественный бур. Точить ножи импортного производства довольно сложно, да и при самой качественной заточке прослужат они несколько меньше новых.
Так что получается, что более практичны ножи к отечественным ледобурам: стоят недорого и точатся очень легко. Здесь, наверное, уместно привести в сравнение импортные и отечественные автомобили: первые - удобнее и безопаснее, а вторые - дешевле и в целом, и при обслуживании.
Окраска ледобура. Ледобуры окрашиваются в самые разные цвета: желтый, зеленый, синий, красный и др. Наиболее практичны яркие, заметные на снегу цвета. В этой связи нам кажется очень сомнительной окраска новинки одной западной фирмы в белый цвет. Белый ледобур будет сливаться со снегом, а, не дай бог, упадет в снег во время метели - можно дорогой инструмент и потерять.
Итак, мы обсудили основные характеристики ледобуров. В следующий раз поговорим об особенностях эксплуатации этих рыболовных инструментов.