Керженский Рыбоед
Александр Воскребенцев, г. Н. Новгород
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №3(89), 2006 г.
Первый раз лесную речку Керженец я посетил в июле 1985 года, будучи тогда ещё школьником. Как сейчас, помню слова старшего нашего отряда путешественников: "Кто хоть раз пройдет пусть пол-Керженца сплавом на лодках, тот обязательно будет сюда возвращаться - такая здесь магическая сила". Поначалу, если честно, многие из нас не придали этим словам значения, но потом...
Потом оказалось, что старший того далекого маршрута не был сторонником говорить красивые слова, оказалось, он просто констатировал факт...
На Керженце можно встретить практически всю рыбу, распространенную в средней полосе России, пожалуй, за исключением стерляди, судака и чехони. Правда, иногда в сильные паводки и они поднимаются на 30-40 км от впадения в Волгу. В основном же попадают: щука - на жерлицы и спиннинг, сорожка и уклейка - на тесто, окунь, лещ, сопа, елец - на червя, голавль - на насекомых. В лесных озерах - старицах Керженца - обитает серебряный и золотой карась. Но это, в основном, летние трофеи. А вот зимой речку несправедливо забывают многие рыболовы - любители.
Многие, наверно, помнят, что январь 2005 года выдался на редкость теплым, не было крещенских морозов, со льда полностью сошел снег. И вот наш небольшой коллектив почитателей керженской флоры и ихтиофауны решил рискнуть и отправиться на зимнюю рыбалку в среднее течение спящей подо льдом речки по лесным заснеженным дорогам.
4 февраля, в пятницу, ближе к вечеру температура стала заметно понижаться, но назад дороги уже не было. И вот в 20.00 колеса луазика под твердой рукой водителя Дмитрия "вертятся". Отступать поздно, да и вообще мы чего-то не привыкли отступать.
Не буду утомлять пересказом пережитого во время поездки о том, как похолодало в лесу до - 28 градусов, и как машина, в которой нас четверо, остывала медленно и верно даже во время движения по сугробам. Важно то, что добрались до цели - нашей охотничьей избушки с печкой. Около 3-х часов ночи состоялся ужин, а заодно и завтрак.
Треском промерзших деревьев и нарастающего льда встретило нас утро 5 февраля, мороз не ослабевал. Дождавшись солнца, мы вступили на полностью скованную поверхность реки, не было ни одной промоины ни на одном перекате. Изменчивое русло Керженца каждый год (а это не первая поездка) преподносит сюрпризы. Вот, казалось бы, здесь, с глубины всего в 1,5 метра, клевали в разнобой окуньки, густёрки, ельцы, сорожка, а сегодня - ни поклёвки. Часа за четыре поисков на участке в 3 км только на одной лунке была одна поклёвка с обрывом лески диаметром 0,12 мм. Похоже на окуня - такие тут встречаются, но в основном только по первому льду.
В полное безветрие стало заметно ощущаться тепло яркого солнца. Нашли омуток, где "пощипывали" средние ершишки, но в этих непуганых местах это не могло быть утешением, и даже когда в самом заветном месте (большой, 20х100 м, и глубокий, до 4 м, рукав реки, превратившийся в залив) мы не увидели ни поклёвки, признаюсь, у меня опустились руки.
Буквально в этот момент наш сотоварищ Валерий взял да и пробурил лунку там, где рыбы не должно было быть по определению - у самого берега на отмели (подо льдом всего 15-20 см). Тут-то и начался праздник. Складывалось впечатление, что окуньки до 100 граммов буквально вырывали мормышки с мотылём друг у друга. За 1,5 часа нами было поймано около 12 кг. Не отставал и начинающий зимний рыбак Андрей. Попались подлещик, пяток сорожек (это при минус 20 градусах). А солнце уже плавно садилось в полосу леса, и также плавно стала понижаться температура. Клёв ослабевал.
Вот здесь-то мы и повстречали Рыбоеда. Два звонких посвиста, и у меня на валенок приземлилась синица, точнее синец (не путать с рыбой). Сориентировавшись, слегка дрожа от холода, он стал беспристрастно обследовать наш общий улов, разбросанный вокруг лунок (сейчас такого почти нигде не увидишь) с целью выбора наиболее мягких окуней с икрой. Раз, два, три - брюшко рыбки вскрыто, и по довольному выражению глаз-бусинок понятно, что икра вкусная. На предложение отведать сала Рыбоед посмотрел на нас, как на не местных, в чем был, безусловно, прав.
Вечером и ночью, сидя у теплой печки, долго говорили о Тишине, Млечном пути, Керженце и его обитателях. А утром, в воскресенье, решили, проверив жерлицы, задержаться ещё на 2 часика "по окуню". Жерлицы надежно вмерзли, и освобожденные оказались всё-таки пустыми. Окуней поймали ещё пару килограмм.
Мы уже направились к машине, как вдруг услышали знакомое звонкое пение нашего Рыбоеда, сидевшего на пучке прошлогодней травы. Он пел в лучах взошедшего солнца так просто и понятно, что повторять свою песню дважды ему не пришлось. Молча поставив свои рюкзаки, каждый достал по одному пузатому окуню и положил перед ним. Теперь можно было отправляться в обратный путь... Теперь можно.
Александр Воскребенцев, г. Н. Новгород
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД №3(89), 2006 г.