Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Карелия, Нижнее Кумозеро

Карелия, Нижнее Кумозеро

Александр Андрианов, г. Ставрополь 
Фото автора 

Эта поездка стала ещё одной проверкой на прочность наших с Андреем отношений. Планируя её, мы и сами не задумывались о том, что они начались как раз в апреле 2007 года, в такой же поездке на рыбалку на Нижнее Кумозеро. Много воды утекло, есть, что вспомнить, и та поездка живо всплыла в памяти. Садясь в поезд “Москва – Мурманск”, я напомнил Андрею о дате знакомства, и мы отметили её.  

ркг358-12-1.jpg
 
Сама подготовка не заняла много времени, а за неделю до поездки мы сверили то, что сделали, уточнили детали и на день отъезда были полностью готовы. Дата поездки – 24 марта с.г. была обусловлена испугом ГенВала от прозвучавшей в СМИ угрозы ранней весны. Поскольку мы существенно удешевляем поездку, отправляясь вместе с ним, то так же повелись на эту уловку. Билеты приобрели заранее и надеялись на то, что успеем половить рыбу без угрозы провалиться на льду. На деле оказалось совсем наоборот. 

Общеизвестна фраза о том, что время, проведённое на рыбалке, в общий зачёт жизни не идёт. Известно и то, что люди с положительной энергетикой, радующиеся жизни, живут дольше. Насколько это соответствует действительности, я решил проверить в ходе нашей поездки. Ведь рыбалка, результат которой плачевен, не добавит радости её участникам, и что тогда с продолжительностью жизни – она увеличится, или всё же сократиться? 

Сама поездка только подтвердила неправдоподобность прогнозов ранней весны – снега везде было полно. И температуры воздуха позволяли с уверенностью заявить – весна за горами. Это и радовало, и напрягало нас одновременно… Как там будет, на льду? 

Приезд в Кемь прошёл по новому расписанию, т.е. на три часа раньше, чем в прошлом году, и выезд на Нижнее Кумозеро тоже сместился. Уже в 22.20 мы приехали к площадке у леса, откуда традиционно начинали движение к озеру. 

Правда, ГенВал, наш постоянный в походах старший, не выяснив, чьи лыжи, отправляет их назад, а, как оказалось, это были мои. ГенВал поделился одной парой лыж со мною, и инцидент был исчерпан. 

Но особой радости в ходе выяснения обстоятельств пропажи моих лыж это не вызвало. Радовало другое – наст после проезда снегохода, укреплённый ночным морозом, держал нас и без лыж. Поэтому попутчики, один за другим, укрепив свой скарб на санях, уходили в темноту, где уже изредка светили огоньки налобных фонарей ушедших ранее. Я не стал рассуждать о потерях и по готовности рванул вслед за другими. Идя по лесу, надеялся догнать ГенВала… 

Да где там… Он как лось впереди всех убежал самым первым. Андрей догонял меня уже на льду. Там я сменил направление движения и шёл по памяти. Зажжённый фонарь мешал обозрению, поскольку вырывавшийся из носа и рта воздух создавал сплошную освещённую завесу. Зато, будучи выключенным, он оставлял полностью возможность любоваться сверкающим звёздами ночным небосводом. Удивляло их количество и возможность видеть у самого горизонта, где обычно небо светлее. Ночь была величественной, и отсутствие облаков вкупе с усиливающимся морозом позволяли почти осязать это безжизненное удалённое на огромные расстояния пространство поблизости, почти рядом. 

На расстоянии в километр от избы мы с Андреем заметили огонёк и предположили, что изба занята. Так оно и оказалось. Возле избы стоял снегоход. Будить Андрей никого не стал, и мы двинулись дальше к известным в округе избам. Вторая также оказалась занятой. Возле неё стоял снегоход, а внутри лаяла собачка. Впоследствии их обитатели, жители Кеми, выехавшие на рыбалку в выходные, подъезжали к нам. Выяснилось, что они уезжали в конце дня, и с учётом этого мы могли переселиться туда, куда пожелаем. 

Третья изба оказалось той самой, где и произошло наше с Андреем знакомство. Попасть туда нами и не планировалось, но сам случай привёл к ней. Воспоминания нахлынули, но особо расслабиться не получилось. Мы устали от перехода и, перекусив остатками поездной пищи, по решению Андрея, легли спать. Впрочем, спать сильно не пришлось – изба была основательно выстужена, давно не топлена, а мороз давал себя ощутить в полной мере. 

Поэтому ещё до восьми часов утра мы встали, растопили печь, где Андрей сварил кашу, заправив её сушёным мясом, вскипятил чай, и, основательно подкрепившись, мы двинули на лёд озера. 

Существенным фактором начала рыбалки считается удача в самый первый день – день приезда. И мы со всеми силами стали искать живца, бурить лунки в не слишком знакомом для нас месте, поскольку здесь ловить пришлось довольно редко, скорее всего, тогда в 2007 году. Я вспомнил место ловли живца, но лёд в нём оказался практически до дна. Впрочем, найти живца удалось, и вскоре десять жерлиц я выставил вдоль береговой линии мыса на берегу, противоположному тому, где стояла изба. Андрей более-менее удачно ловил живца, и ему даже удалось выудить сижка граммов на 200. 

Погода стремительно менялась – ночной мороз ослабел, и ему на смену пришёл кратковременный снегопад. Важно было то, что и впоследствии лунки пока ещё не замерзали намертво. К выставленным жерлицам с катушками и флажками я добавил ещё три, но уже подлёдные. Подходило время обеда, но азарт захватил нас, и мы ждали сработок жерлиц. Впрочем, до избы было рукой подать, и мы сходили туда, чтобы подкинуть дров в печь и попить чаю. 

Кто ещё мог бы взять живца днём, кроме щуки? Впрочем, один раз уже флажок загорался, но это оказалось ложной сработкой, и живец был на месте. Следующий раз флажок выскочил совершенно неожиданно – в это время мимо проезжал на снегоходе наш сосед из домика, где лаяла собачка. Он остановился возле меня и удивлённо заметил о сработке. Выставив ложно сработавшую жерлицу, минут семь спустя, я подошёл к вновь сработавшей – леска была смотана до конца, и при потяжке чувствовалось что-то тяжёлое. 

Позвал Андрея, ведь вытащить улов без него невозможно – он хочет потрогать леску и ощутить тяжесть, ему нужно сделать несколько снимков в разных ракурсах и позах… Впрочем, сам момент вытаскивания хоть щуки, хоть налима целиком и полностью моя ответственность. 

Дав добыче немного погулять, я потихоньку завёл её в лунку и вытянул на лёд. Шансов сойти у неё не было – поводок из флюра с двойником был вне досягаемости её зубов и шёл вдоль пасти справа. Не освободив щуку от крючка, я предоставил возможность Андрею для общения с нею. Радость переполняла нас – уха обеспечена, жарить тоже хватит, да и икра наверняка имеется… День прошёл не зря – рыбалка началась с удачи! 

Уже позднее вечером мы поставили ещё четыре жерлицы вдоль дальнего острова в надежде поймать налима. Но обслуживать эти дальние жерлицы, живя по другую сторону полуострова, я посчитал трудоёмким и неоправданно затратным по времени. При снятии в числе остальных вечером 27 марта с. г. мы увидели, что они за ночь и день не были никем потревожены. 

Окончание следует. 

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 8(358), 2017 г.