Главная > Статьи > Карелия, Нижнее Кумозеро

Карелия, Нижнее Кумозеро

Александр Андрианов, г. Ставрополь

Окончание. Начало в № 8 (358), 2017 г.

Автор уже не в первый раз отправляется на рыбалку с группой таких же отчаянных рыболовов на последний лед в Карелию.

Смысла перебираться в освобождённую временными жильцами избу не было – нужно заниматься рыбой, топить печь и т.п. И мы остались до понедельника, 27 марта, в этой избе. Печь в ней капитальная, и натопленная держит тепло исправно. Не то, что “буржуйки”, где и заслонка не предусмотрена вовсе. В тот же вечер Андрей понадеялся на крепость поленьев, нагревающих кан с ухой, и после того, как кан-таки опрокинулся, удерживал его руками за дужку. Плеснувший на ногу кипяток привёл к ожогу большого пальца правой ноги. Впрочем, каких-то осложнений в нашей размеренной жизни и, особенно, в бытовых вопросах, целиком лежащих на плечах Андрея, этот факт не вызвал. Больше того, ожог не помешал Андрею насладиться лыжной прогулкой на 20 км в первой половине дня 30 марта.

И завтрак, и обед, и ужин проходили своевременно. Моя помощь включала лишь чистку, разделку и жарку рыбы, остальное делал Андрей. Пока я занимался рыбалкой, переставлял жерлицы, он успевал и живцов наловить, и спилить сушину, и разделать её на части, и перевезти на санях к избе. Впрочем, особых деликатесов мы не готовили – уха, жареная рыба, чай. Завтрак Андрей готовил на газовой горелке, и ежедневно он состоял из манной каши на сухих сливках. Существенным дополнением в рацион стал “Карельский бальзам”, употребляемый нами умеренно и исключительно в оздоровительных целях.

Погода снова менялась. И уже утром 27 марта на лунках появился лёд. Ещё не сильный и пока легко пробиваемый ножом. И, благо, что переезд позволил нам откопать ящик с пешнями, потому что в последующие дни мороз только усиливался, и лунки промерзали гораздо глубже. И переезд, и перенос жерлиц в понедельник 27 марта не принёс улова вообще. Часть жерлиц, в основном, подлёдных мы разместили за островом, где

1 апреля 2016 года был весьма неплохой улов. Впрочем, я настоял на значительном количестве выставленных в одном месте жерлиц притом, что Андрей предлагал сократить их до минимума – до 3-4 в каждом месте. Я же исходил из своих возможностей по передвижению, учитывая хромоту и болезненность коленного сустава правой ноги.

В последующие дни я пошёл навстречу тактике Андрея и выставил по три жерлицы в трёх местах, где в прошлом году были пойманы щуки и налимы.

Улов 28 марта составил только пару щучек весом до килограмма каждая. Одна взялась прямо посредине выставленных в шахматном порядке 12 жерлиц за островом, а вторая – возле острова, расположенного прямо перед нами, где я выставил сначала 4 жерлицы промышленного производства, а впоследствии добавил к ним и пятую. Вытаскивание улова уже требовало значительного расширения лунки, поскольку она стремительно замерзала. Мороз ночью доходил до минус 12-15 градусов, а навыков борьбы с ним я, к сожалению, не приобрёл. Да и ГенВал жаловался на практическую бесполезность засыпания лунок снегом – за ночь они всё равно промерзали на 10-15 см, что весьма существенно.

Не обошлось без курьёза – после поимки щучки Андрей меня сфотографировал с нею, я положил добычу на снег, он поднял её на леске и посчитал правильным “смыть” снег, окунув щучку в лунку. Вот здесь уже щучка посчитала наиболее верным – сорваться и сбежать. Она перегрызла поводок флюра толщиной 0,37 мм и была такова. Как ни нырял Андрей вслед за нею в лунку, только намочил рукав по локоть. Вечером я восстановил статус-кво, выловив у ближнего острова ещё одну щучку.

Погода практически не менялась – ночью придавливал мороз, а днём светило солнце, но ничего не таяло. Когда Андрей оставался за островом, со стороны леса выбежал какой-то странный зверь – чёрный, большой, с довольно длинным хвостом. Я не видел раньше росомахи, поэтому посчитал этого зверя за неё. Андрей уже вышел из-за острова и был виден, и снова ему навстречу выбежал этот зверь. Как оказалось, он на самом деле находился на приличном расстоянии от Андрея и, покрутившись на льду возле жерлиц, снова вернулся в густые хвойные заросли на острове.

Я специально направился к Андрею, и мы вдвоём с удивлением рассматривали оставленные зверем следы. Они были довольно большими, и моё предположение Андрей подтвердил – это была росомаха. Ещё мы встречали следы оленей и видели, как они перебегали ледовое пространство неподалёку от места ловли живца. А уже под самый конец, несясь на снегоходе к шоссе, на льду мы увидели токующих тетеревов. Правда, они были на почтительном расстоянии, чтобы испугаться шума снегохода и взлететь.

Встречаясь с ГенВалом почти каждый день на мелководье, где обыкновенно лучше брался окунь, мы обменивались информацией. Как оказалось, наибольший улов у наших попутчиков был в первый день и в ночь с 26 на 27 марта, а в последующие дни с наступлением холодов рыба попадалась реже. Хуже брался и живец.

Ночи стояли светлые, и надежды поймать налима, этого любителя непогоды, как-то не возникало. Тем не менее, в лунке, где в прошлом году взялась крупная щука, 29 марта попался налим весом около 2 кг и щука под килограмм. Мы заметно повеселели, учитывая каждодневные упорные труды по выбиванию льда из лунок, рассверливанию их, замене живца или установке нового там, где он был сбит или погиб. Активность наша падала, и поимка налима воодушевила на перестановку жерлиц. Вечером мы поставили три жерлицы в месте, указанном ГенВалом, – возле острова Могильного. Правда, удача и там не стала к нам благосклонней.

Предполагая трудности вызволения снастей из ледяного плена в оставшееся время, а тем более в последний день рыбалки, я начал снимать жерлицы заблаговременно, уже с утра 30 марта. В числе тех, что простояли до этого по полутора-двое суток без проверки, у нескольких пришлось просто оборвать леску. Лёд превышал длину самой пешни и был настолько неподдающимся ударам, что это пугало.

Впрочем, после снятия части жерлиц я даже подумал, что сам стал виной столь незначительного улова, что ошибался при определении глубины установки живца, оставлял его фактически в лунке, а не в свободной ото льда воде. Также я выявил два случая небрежности при опускании живца, и при очистке самой лунки от ледяной крошки, когда груз благополучно зависал в толще воды, а сам живец оставался в крошке и там замерзал буквально следом после установки жерлицы.

Это день оказался и самым пустым – улова не было ни на одной из 27 проверенных мною жерлиц. Это сильно угнетало Андрея, почему-то решившего, что рыба просто обязана клевать.

В итоге, жерлицы, выставленные первоначально у острова напротив нашей избы, оказались наиболее уловистыми. И налим, попавший на третью из них утром 31 марта, оказался последней рыбой на этой рыбалке. Занявшись её разделкой и приготовлением блюд, мы почти не заметили, как наступил срок для выхода на обед к ГенВалу, – он отмечал очередной день рождения.

Как и в прошлый раз, выходу помешал прибежавший с озера парень. Он махал руками, кричал, что в лунке сидит “зверь” и его никак не выудить, – нужна пешня. Я отдал ему пешню и спустя минут 10 пришёл к лунке, вокруг которой были люди, гости парня, помогавшие ему достать “зверя”. Лунка была значительно расширена, но само отверстие к воде оставалось узким и “зверь” не проходил. Наконец, после нескольких ударов пешни дыра к воде увеличилась, парень не спеша потянул за нить, и на лёд вылетела килограммовая щучка. Оказалось, что выйти в отверстие лунки ей мешал ставший боком при сработке щучий капкан.

Благодарные за помощь ребята помогли нам в ответ – подкинули на снегоходе к избе, где размещались попутчики ГенВала, и мы оказались буквально минута в минуту за праздничным обеденным столом. ГенВалу стукнуло 74 года, но кто поверит в это… К слову, в разговорах ГенВал отметил, что последние два дня, 30 и 31 марта, у него тоже почти пустые, он поймал всего одну щуку. Обед прошёл на высоком организационном уровне, и после него мы с Андреем ушли к себе – завтра, 1 апреля, наступал день отъезда, предстояло снять ещё пять жерлиц, и наши надежды на то, что в День дурака будет улов, сохранялись неизменно высокими.

И зря… Мороз не уменьшился, а рыба так и не взяла ни одного из оставленных для неё живцов. Предстояло собраться, зарыть ящик со снастями и пешнёй, плиткой и постельным бельём, и как планировал Андрей, в 14.00 выходить на лыжах к дороге, чтобы, преодолев 6 км по льду и лесу, оказаться у шоссе. И тут к нам в гости приехал новый постоялец, лесничий по специальности, Анатолий со своими двумя сыновьями – Григорием и Константином. Они приехали на снегоходе “Буран” и так были приветливы и радушны, что в последующие 4 часа общения мы стали лучшими друзьями и выпили по разным поводам немного водки.

Вернувшись, Андрей совсем по-иному взглянул на итог нашей ловли, обвинил меня в некомпетентности и неумении ловить рыбу, ставить жерлицы и пользоваться щучьим капканом, а также в том, как избегать застывания лунок. В общем, во всех грехах разом стал виноват я. Разумеется, винить погоду и удачу Андрею было не с руки. Анатолий любезно согласился подбросить нас с Андреем и вещами прямо к шоссе на снегоходе. Скорость адская, и мне в санях на прицепе было не так уж и комфортно. Но чем идти по усиливающемуся час от часу снегопаду, лучше уж потерпеть броски из стороны в сторону. Виктор на машине приехал за нами тоже немного раньше, и потому в гостинице Кеми мы оказались уже в половине седьмого вечера.

Дальнейшие события не привлекут внимания любителей, поскольку они малоинтересны – ужин, душ в гостинице, ранний подъём на следующее утро, посадка в поезд и возвращение в Москву. И везде до самого выхода на перрон в еде присутствовала рыба, пойманная нами на Нижнем Кумозере. Т.е. заявить о неудачной рыбалке было бы просто некорректно.

РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 9(359), 2017 г.