Карася голыми руками не возьмешь!
Василий Зиньков, г. Рязань
Фото автора
После двух попыток найти эту рыбу, по-другому мыслить опасаюсь. Незамысловатая вроде живность, а образно говоря – голыми руками и впрямь не возьмешь. Когда у карася преднерестовый либо посленерестовый жор, ловят эту рыбу и стар и мал, что называется, без затей. А во времена иные подход к ней весьма своеобразен и более похож на священнодействие. Часто выезд за карасем непредсказуем. Впрочем, рыбалка в наше время с этой непредсказуемостью превратилась в обыденную повседневность.
В связи с бесконечно длящимся запретом на ловлю хищника, спиннингист трансформировался в рядового поплавочника. Это я про себя. Так сказать, пытаюсь “перековать мечи на орало”. Удочками пользуюсь редко, когда нужда приспичит.
– А нужда, – согласно старинной русской пословице, – научит кузнеца и сапоги тачать. Занятие, вроде бы, незамысловатое. У меня вон даже Петровна без затей верховок на тесто таскает. Однако ловля поплавком незамысловата лишь издали, с высоты своих прожитых лет. Не такто просто по нашим временам на удочку поймать достойную рыбу.
В некоторых из многочисленных прудов Рязанщины проявил себя карась. В нашем случае рыбак волнительно предполагает, а объект его мечтаний – располагает. И попытки мои по ловле карася изначально не задались. После определения конкретного водоема я с воодушевлением стал готовиться к рыбалке, от которой порядком поотвык.
Чтобы успешно ловить карася, наши современники идут на бесконечные ухищрения. Чем только его не пытаются завлечь на свои крючки. То, что эта рыба неравнодушна ко всякого рода запахам, знают все. Впрочем, к определенным вкусам и запахам склонна практически вся белая рыба, но карась слывет гурманом. Наш предприимчивый рыбак пробует завлечь его не только специями кухонного арсенала и некоторыми пахучими медицинскими препаратами, но и автомобильной и бытовой химией. Лишь бы снадобье обладало новым для карася, удивительным запахом, способным выманить его из травяных кущ, дабы проявить любопытство. А где есть любопытство, там будет и желание попробовать.
Я же отнесся к походу за карасем с не меньшим вниманием. То, что эта рыба меняет предпочтения по вкусам в течение дня, знал не понаслышке. С одной насадкой я никогда не ездил на рыбалку.
В предрассветной мгле нарождающегося дня карась велся на червя-навозника, через пару часов внимание его переключалось на перловку с запахом чеснока, а когда солнышко разогревало воду пруда, предпочитал тесто, сдобренное нерафинированным подсолнечным маслом. Понятно, что свойственно это лишь гурману. И было это не менее десятка лет назад. Сейчас же времена иные. Иные и подходы к рыбе, хотя старые насадки тоже работают.
Чтобы быть во всеоружии, готовлю пять насадок в надежде на благосклонность карася. Черви-подлистники с запахом чабреца и опарыш на первое из мясного к столу “капризника”, на второе – традиционная перловка со вкусом чеснока и тесто из плавленного сыра, халвы и муки. На сладкое подавалась сладкая же кукуруза. По-моему, неплохо для столь привередливой рыбы. И все бы ничего, но ехал на рыбалку в день непростой, а совершенно бесклевый, по прогнозам, причем утверждение это было коллегиальным.
Все сайты твердили мне полнейший провал. Но когда выпало полдня свободных, то все прогнозы просто посылались к черту. И где-то в подсознании еще хотелось в очередной раз убедиться в правдивости этих самых прогнозов.
Во второй половине дня дул “нехилый” северный ветер, очень холодный даже при солнышке, вовсю жарившем окрестности. Найти место на пруду с подветренной стороны несложно, но как будет вести себя рыба, вот что занимало, когда колеса моего “иноходца” свернули на изрытую в непогоду такими же собратьями грунтовую дорогу.
Нашел очень неплохое место, закормил и томился в ожидании поклевок гурмана не меньше полутора часов. Поклевки состоялись, но не той рыбы, которую ожидал. Пара бледных окунишек на червя и единственная, такой же прозрачности, красноперка на опарыша. Не за такой добычей я ехал.
Поменял несколько мест с тем же результатом. Короче говоря, карась, к ловле которого я так готовился, выходить на отмели, продуваемые холодным “северяком”, не желал. Не было его и на глубоких прибрежных местах. Отогревался, видимо, на русле. Ну, думаю, – единственное удовлетворение от поездки – более основательное доверие прогнозам. Все-таки прислушиваться к ним надо. Выводы для себя я сделал.
Через неделю вновь выехал поутру уже на другой водоем. Меня ждало уникальное, по своей значимости, место, которое рекомендовали знакомые ребята. Тремя днями раньше они нашли вполне зачетного карася в ручье, вытекающем из озера.
Глубина чуть более полуметра, ширина водостока – метр, полтора, но что-то привлекало рыбу именно там, возможно, обилие корма. Причем, как и водится на рыбалке, совершенно они это место нашли случайно. Просто решили попробовать. И не без результата. Карась был до полкило весом.
Вот туда-то и стремился я на этот раз. Расчет был на раннее утро. Ночью рыба вполне могла опять выйти на выгул. Днем же она уйдет в озеро, поскольку напугана. Подъехал в безветрии нарождающегося дня. Солнце еще не вставало. Из невысокой прибрежной травы навстречу рыбаку устремились орды свежевыведенных и голодных комаров. Успокоил их быстро. Крадучись подошел к ручью, расширяющемуся в этом месте метров на пять. Солидная рыбина, поднимая волну, от моих шагов торпедой шарахнулась на другую сторону, в коряжник. Сердце рыбака завибрировало. Вот они где пасутся. Как бы не распугать. Но беспокоился я без надобности. Карася в ручье не было. Если и остался один, то так и будет сидеть до ночи в “захоронке”. Видимо знакомые ребята место зачистили основательно. Это я понял уже впоследствии, пытаясь после небольшого закорма места дождаться выхода рыбы. На червя ловились все те же прозрачные окуньки. Клевали они довольно бойко, но рыбака нисколько не интересовали, и возвращались тут же в ручей.
Потеряв надежду на выход достойной рыбы, свернул удочку и выехал на само озеро. Тут была картина иного рода. В прибрежном камыше и травяных зарослях на отмели озера шло карасиное буйство продолжения рода. Карась активно лил икру. Ходуном ходили все заросли.
Какой уж тут клев. Закинув удочку в надежде на соплеменников, не занятых важнейшим делом, так и не дождался ни единой поклевки. Так было жаль потраченного без результата прекрасного весеннего утра, но пришлось уехать ни с чем. И не мне одному.
Так бы и закончилась моя вторая попытка очаровать карася своей кухней без единой его поклевки, но рыболовная фортуна сжалилась над своим верным подданным, и по возвращению домой указало ему на место в полусотне метров от трассы. Блеснула на солнышке гладь нетронутого ветерком небольшого водоема справа по ходу. Заметив неподалеку припаркованную машину, решил заехать, спросить. Карась поклевывал.
Небольшой, ладошечный, но все же – это был он. Здесь когда-то был карьер. Протекающая неподалеку Вожа – река по весне залила его и снабдила своей же рыбой. Так тут карась и обосновался. Со слов рыбака, попадается и солидный, но редко.
Начало девятого утра. Выбора не было. Решил попробовать. Поплавок на удочке самодельный из трубочки от сока. Кстати, неплохо бы и поделиться с читателями его изготовлением. Сделать несложно, доступно каждому. По белой рыбе в непроточных водоемах работает вполне достойно. Замечает малейшее прикосновение к насадке и практически не оказывает сопротивления в воде при поклевках самой осторожной рыбы. Изготовил небольшую партию к ловле красноперки на лесном озере, где мы каждое лето отдыхаем в сосновом бору всей семьей. Очень стоек при ветрах. Для карася этот поплавок самое то, сродни гусиному.
Глубина около двух метров. Закормился и замер в предвкушении обещанного клева. После получасового ожидания стал менять глубину спуска насадки. Когда дошел до метра, тут же карась заявил о себе. Выходит, он стоял вполводы. Поплавок мелко задрожал, и дрожь его не прекращалась, пока я не выдержал и подсек. Ко мне вернулся обглоданный крючок. Так вот какой тут карась. По клеву похож на пятачка, а не на ладошечника. Насадил червя кусками, в расчете на больший рот. Вскоре поплавок отреагировал уже более существенными телодвижениями. Я ожидал клев рыбы по классике с поднятием поплавка и уводом в сторону, но такого не дождался. Местный карась пел тут свою “поклевочную” песню и предпочитал лишь червей. Остальные предложения из моих насадок полностью игнорировал. Самое убедительное – в клеве был небольшой увод поплавка вглубь, дающий возможность реально подсечь рыбешку и ощутить ее упорное, не по размеру, сопротивление.
За полтора часа мне удалось выловить свыше десятка небольших карасиков, которые даже длине ладони не соответствовали. Запечатлев одного из них на память, выпустил стайку в родные воды. Такие у меня на поплавочку вышли рыбалки по этой весне: поймал, полюбовался – отпусти. Что регулярно и делаю. А что я говорил в начале статьи? Настоящего карася голыми руками не возьмешь. Безусловная правда.
РЫБАЛКА КРУГЛЫЙ ГОД № 11(385) 2018 г.