Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Карасиное гурманство

Карасиное гурманство

265-6-1.jpgНа этом пруду мы были раньше всего один раз проездом, просто случайно заметив промелькнувший между деревьями придорожной посадки блеск воды. Заехали на полчасика, поймали по мелкому карасику, да и забыли. Могло б случиться, навсегда. Пожалуй, больше десятка лет прошло. А тут на днях хороший знакомый информацией полезной поделился. Мол, был на майских праздниках, карасик попадается больше ладони. Как раз с женой собирались карася половить, думали-гадали, куда податься. В общем, кстати пришлось доброе откровение. Проснулись в выходной утречком и поехали.  

Сразу после съезда с трассы две вытертых шинами полоски круто ведут вниз, в глубокий яр. Между колесами таится прорезанная по весне талыми водами канава, следует быть внимательным, чтобы не влететь в нее ненароком. Просто не надо спешить, и неловкой ситуации не приключится. На склонах густо поднялся смешанный перелесок, а в низине, вокруг самого пруда, широко разостлан только сочный ковер молодой травы.

Пруд маленький, наверное, никак не больше, чем сто на сто метров. Увидев, что на одном берегу уже стоит чей-то автомобиль, сразу еду на другую сторону. Оказывается, не зря. Рыболовов всего двое. Но один у самой дамбы расставил батарею удочек и торчащих вертикально спиннингов с защепленными на вершинках бубенчиками веером вокруг себя, а второй натыкал свои снасти буквально в каждый прогал сухого камыша, заняв практически весь берег.

Есть такая категория рыболовов, жадных до снастей. Им кажется, чем больше крючков они забросят, в той же пропорции и улов возрастет. Доводилось видеть, как из одноместной "надувнушки" торчали во все стороны, словно иглы дикобраза, сразу пять удочек. Как же он, бедный, ругался, когда очередной некрупный карпенок путал их все в одну кучу! Другие заставляют донками солидный кусок берега, вынуждая приехавших позже к выяснению своих прав. Некоторые освобождают клочок прибрежья добровольно, даже с готовностью, не понимая, что неудобства фактически уже доставлены, надо было бы думать заранее.

Садимся почти в самом усынке. В его уголке естественным образом получился ровный пятачок, после спада воды еще не заросший травой. Здесь удобно поставить стульчики, и клещей не должно быть. Мелко только, всего около сорока сантиметров. В этом есть плюс: в начале лета мелководье быстрее прогревается, на нем раньше развиваются водоросли и всякие жучки-козявочки. И караси сюда выходят не просто погреть бока, но и за всевозможным растительным и живым кормом.

Перед выбранной площадкой от пруда ответвляется аппендицитом настолько узкая, что не составляет большого труда через нее переступить, канавка, заканчивающаяся подземно-подводным ходом. Это явно искусственное сооружение, возможно, даже служащее жилищем. Через пару метров в сторону пригорка есть и сухопутный выход - яма с разбросанной в стороны землей и тремя тропинками в разные стороны. В яме лоснится полосой мокрый след, ондатра уже выходила погулять.

Устанавливаю в тинистое дно подставки под удочки и, пока супруга разматывает снасти, бросаю сдавленные в ладони комки распаренной с пшеничной кашей макухи. Макуха не лежалая, бралась на днях еще горячей прямо из-под пресса частного маслоцеха. Пахнет - слюнки текут! Из наживок у нас сегодня навозные черви, опарыш и вязкое манное тесто. Люба еще прихватила початую баночку сладкой кукурузы, но это так, больше для количества, на всякий случай. Мужики вон на карпа приехали, под донки "Крокодилы" приспособили, надеются, что он тут есть, карп-то. А у нас удочки легкие, лески тонкие - специально под карасика. У каждого по две для свободы экспериментов. Я еще только первую забросил, а жена уже карасика тащит, вполне "сковородочного". Садок неосмотрительно установил рядом с собой, приходится из рук в руки брать рыбу и бросать в кольцо довольно узкого входного обруча. Досадно немного: ничего не поймал, а руки в рыбьей слизи!

После такого начала последовало логическое продолжение. Жена ловит подряд пяток карасей. А я... я тоже не совсем статист, в процессе по мере способностей участвую - снимаю поднесенную на пружинящей леске рыбу с крючка и смиренно складываю ее в садок. И заодно червячка поправляю. Честно признаюсь, ничего не душит, у нас же не соревнование, а настоящий семейный подряд. Но легкий непорядок в происходящем невидимой тенью как бы присутствует.

Наконец и мой поплавок зашевелился и пошел в сторону. Подсекаю - окунек! Не рыба, а одни глаза! Незаметно отпустить не получается, надо было все-таки отсесть подальше. Первые выводы очевидны: манка карасям неинтересна, опарыша теребит только верховка. На половинку червя ловлю своего первого карасика и бросаю его в довесок к тому десятку, что уже тихо плещется в садке.

Солнце осветило всю толщу воды, и я, привстав, разглядываю вокруг своих поплавков еще не вылезшие на поверхность, похожие на зеленую капроновую нить, стебельки травы. В прогал водорослей попадает только крайняя удочка супруги, на нее в основном и клюет. Вот оно что! Чем-то эта травка карасям не нравится. Скорее, не она сама, а то, что крючок с наживкой за нее на волне цепляется. Перезабрасываю и, не успев положить на подставку удилище, вижу, как резво повело поплавок, и подсекаю. Есть карась! Потом ловлю еще и еще, но из отстающих уже однозначно не выйти.

Дальнейшее показывает, что не только в травке дело. А все, как в том анекдоте: " Пошли с мужем на рыбалку. И червя я, оказывается, не так нанизываю, и забрасываю не туда, и леска постоянно путается, и подсекаю не вовремя. Кончилось вообще плохо - наловила больше мужа".

Случайностей в жизни не бывает. Комары не сплошным роем, но в лицо лезут постоянно. Курю, отгоняя голодных кровопийц, тоже не буквально одну сигарету за другой, но весьма часто. Насекомых сизый дым отгоняет достаточно эффективно. Вероятно, не только их. Иногда рыба не обращает на запах табака особого внимания, а порой данный "аромат" клеву реально мешает! Карасиное гурманство доходит до абсурда. Ладно, нравится запах чеснока или ванили. Меда или постного масла. Можно понять. А любовь к похожему своей резкостью на нашатырный спирт анису уже настораживает. Солярка вообще ни в какие рамки не лезет, как и коровий жженый рог. Надо тем не менее с вредной привычкой "завязывать".

Подъехал еще один рыболов. Побеседовал с соседями о целесообразности их снастей на данном пруду. Те утверждали, что карп, причем весьма крупный, по крайней мере, здесь был. В два приема переносив свои вещи, новоприбывший обустроился на дамбе, разложив диссонансно-несоразмерные величине пруда довольно длинные удочки. Он получается почти напротив, поэтому, поневоле приходится наблюдать и за его движениями. В течение часа только перезабрасывает вхолостую. Затем решительно меняет место и почти сразу ловит одного карася, а второй отваливается в воздухе. Мужику, видать, надоело, а, может, куда спешил, но он собрал свои снасти и уехал.

Хорошее местечко. Природа вокруг чистая, незамусоренная. В лесу соловьиные трели не смолкают, по чистому небу легкие облака ветерком гонит. Солнышко припекло, и даже комары разомлели-обленились. О городской суете напоминает только мимолетный шум пролетающих по близкому шоссе вечно куда-то торопящихся машин.

Караси что-то взбунтовались, затеребили садок. Не ондатра ли капроновую сетку грызет? Она вполне может рыбу украсть, такие случаи бывали, но пока вроде все в норме. Значит, это попытка бунта с целью побега на волю, к сородичам. Клев даже у супруги ухудшился, хотя карась в пруду как раз разыгрался. То там, то сям раздастся всплеск, и из воды вылетит на долю секунды серебристая рыбешка. Прыгает только шаловливая мелочь. Такие и на крючок иногда попадаются, но те, что меньше ладони, подлежат немедленному отпусканию.

Карпятники, не дождавшись своей рыбы, долго сматывают свои многочисленные снасти и в конце концов уезжают. Весь пруд остается в нашем полном распоряжении, но мы тоже собираемся. Тенька нигде нет, а солнце уже основательно накалило воздух. По пути домой в целях разведки решаем заехать еще на один крошечный пруд.

Заехали. Единственное комфортное место под раскинувшейся настоящим шатром вербой оказалось занято. Мрачный рыболов, косящийся на нас, как на свалившихся ему на голову отъявленных нахлебников, отвечал неохотно, односложно и совершенно неразборчиво. Короче, отбил охоту к общению всего за два невинных вопроса. Места, где можно расположиться, еще были, только все до единого под лучами палящего солнца. Оставаться не стали, но размер ловимой рыбы успели заметить. Нет, оно того совсем не стоит.

А над карасиным гурманством на досуге надо бы как-нибудь поднапрячься и серьезно поразмыслить.

Александр Тищенко, Воронежская обл.
Фото автора