Мы против сетей и мусора в водоёмах!
Главная > Статьи > Карась-полуночник

Карась-полуночник

165-12-1.jpgСчитается, что карп и карась - два вида рыб, которые питаются круглые сутки. То есть, на поиски пропитания они выходят не только в утренние и вечерние часы, но и ночью ведут активный образ жизни. Что касается карпов, то на них эта версия давно проверена, и она нашла полное тому подтверждение. Оставленные летом на ночь донки редко бывают пустыми, когда начинаешь их проверять утром. А вот ночным ловом карася мы никогда раньше не занимались.

На мартовском льду заснеженного озера Куртан, что расположено в Курганской области, образовалась прочная корка наста, а под ней выступила вода. Сотни легковых машин, в том числе и отечественных "классик", порядком измесили это снежно-водяное покрывало, нарезали десятки дорог. Рыбацкая "Нива" скребет мостами взлохмаченный наст, однако уверенно идет к намеченному нами месту. Иной раз диву даешься, как тут "Жигули" и "Москвичи" проходят, не говоря уж об иномарках с низкой посадкой. Еще раз убеждаемся в том, что никакая, даже самая сложная, дорога рыбака не удержит.

Километра через два подъехали к настоящему автогородку. В центре его плотно расставлены рыбацкие автомобили. Их не менее сорока штук. Столько же, но уже в разброс, стоят слева и справа. Палаток не счесть, кроме них настроено немало самых настоящих эскимосских иглу. В качестве строительного материала удочники используют прочные плиты наста. Хорошая защита от ветра получается.

С трудом находим на взъерошенном льду нетронутый колесами и ледобурами подходящий пятак. Выгружаемся, начинаем готовиться к ночной рыбалке. Кроме обычного снаряжения запаслись стеариновыми свечами, приобрели налобные фонарики, на случай резкого понижения температуры ночью взяли с собой газовые горелки.

Еще засветло с комфортом располагаемся в своих палатках, опробуя снасти. После получасового ожидания начались первые поклевки. Карась наживку брал хоть и осторожно, но вполне уверенно, сходов почти не было.

В шесть часов сорок минут пришлось зажигать в палатке свечи. От колеблющегося пламени на стенках запрыгали, зашевелились тени, в ней все преобразилось, приобрело некую магическую таинственность. Здесь, в тесном замкнутом пространстве, почувствовалась какая-то оторванность от окружающего мира, с которым связывают тебя только три тонкие лески зимних удочек. Их сторожки не часто сигнализируют об очередных поклевках карасиков.

Иной раз чуткие сигнализаторы уверенно разгибаются, иногда, наоборот, прогибаются, да так сильно, что почти касаются воды, а бывает, что просто легонько начинают подрагивать, как будто толстолобый карась на том конце лески до судорог перепугался, ощутив во рту острое жало мормышки.

К десяти часам вечера кучка выловленных карасей заметно подросла, но от палаточной тесноты и скованности движений появилась мышечная усталость. Надо размяться.

Поднимаю удильники, выхожу из палатки и оказываюсь посредине "большого города". В ночи белыми пятнами светятся десятки палаток, слева кто-то рыбачит прямо под светом подфарников своей машины, справа тарахтит мини-электростанция, выбрасывая всю свою скромную мощь на три лампочки, установленные на "тычках" и еще на две в палатках. Под лампочками, которые на "тычках", сидят рыбаки без палаток.

Ветерок к ночи стих, температура около десяти градусов мороза. То есть, погода вполне нормальная, и ничего особенного, кроме хорошего клева, на горизонте не предвидится.

По ужасно хрумкающему настом и чавкающему талой водой снегу подошел к соседу - Сергею Панушкину. Он у нас первоклассный рыбак, пользуется среди любителей подледного лова непререкаемым авторитетом. На Тоболе родился и вырос, ориентируется в его окрестностях прекрасно и без рыбы с реки никогда не уходит. На озере он не частый гость, а тем более - на ночной рыбалке, однако и здесь у него сегодня улов вполне достойный.

- Ну, Серега - настоящий рыбак, он и в Африке без рыбы не останется! - похвалил я его.

Он тоже вылез из своего "теремка" размять затекшую спину. Стоим, любуемся ночным небом. Как всегда, ярко выделяется среди других созвездие Большой Медведицы, холодным блеском сияет Полярная Звезда, указывая сбившемуся с пути верное направление на север.

- Это сколько же их сегодня высыпало? - невольно вырывается у меня наивный вопрос.

- Астрономы говорят, что только в нашей галактике насчитывается не менее ста миллиардов звезд, - уверенно отвечает на мой риторический вопрос Сергей.

- А вот неужели во всем мироздании мы одни сейчас горбимся над лунками?

- Трудно сказать... - глубокомысленно изрекает мой сосед.

Замолкаем, но не отрываем глаз от завораживающего звездного неба, как будто столкнулись с чем-то Вечным и Бесконечным. Молча докуриваем сигареты и расходимся по своим палаткам.

Снова устраиваюсь поудобнее, запускаю мормышки под лед, но поклевок пока нет. И мысли бегут уже не в сторону подводного мира, а уносятся в безбрежную Вселенную, которой нет конца и края. Не может того быть, чтобы мы одни-одинешеньки рыбачили в эту ночь во всем мироздании!

Тут же вспоминаю сказания немногочисленного африканского народа догонов, вожди которого уже, наверное, не одно тысячелетие подряд передают из уст в уста только посвященным сказание о палеовизите пришельцев. Поражают ученых космические откровения догонов, которые знали еще много веков назад, что вокруг "главного" Сириуса обращается невидимый невооруженному глазу спутник - белый карлик Сириус В. Ученый мир подтвердил это совсем недавно...

Однако вот и еще один карасик находит мою наживку. Подсекаю и с трудом протаскиваю сквозь лунку настоящий трофейный экземпляр. Такие "сковородники" здесь клюют не часто. Любуюсь им при свете свечи и думаю: а вдруг это коллега по увлечению из другой галактики услышал наши размышления о населенности миров разумными существами и послал мне свой рыбацкий привет?

После полуночи клев заметно ослаб. Да, в общем-то, нас и предупреждали бывалые рыбаки о том, что после двенадцати и до четырех часов утра карась здесь берет наживку крайне редко.

Решили судьбу не испытывать, быстро собрались, по разбитой сырой колее пересекли озеро и выехали на надежную земную твердь. И здесь у меня отчего-то вдруг возникла непоколебимая уверенность в том, что мы во Вселенной уж точно не одиноки. Ведь что для этого надо? А совсем немногое: была бы земля с зеленой травой, да источник всего живого - голубая вода.

Николай Злобин, Тюменская область

Фото автора